ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1105/2022 от 18.05.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Касимова Ч.Т. № дела 1 инст. 2а-1105/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-8646/2022

г. Уфа 18 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Портновой Л.В.,

ФИО1,

при секретаре Мухаметзянове Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения в несвоевременном направлении ответа на обращение, обязании администрации сельского поселения и администрации муниципального района провести мероприятия по предотвращению негативного воздействия водного объекта,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения в несвоевременном направлении ответа на обращение, обязании администрации сельского поселения и администрации муниципального района провести мероприятия по предотвращению негативного воздействия водного объекта.

Иск мотивирован тем, что ФИО2 с 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, адрес. До приобретения участка в собственность, он находился в ее пользовании с 2010 года.

Вдоль указанного участка с восточной и южной части протекает ручей, ответственность за обслуживание и надлежащее содержание которого лежит на Администрации СП Аровский сельсовет и Администрации MP адрес РБ - то есть на административных ответчиках.

Ежегодно, в связи с ухудшением состояния русла ручья (естественное заиливание, осыпанием берегов) в период таяния снега вся талая вода с вышележащих участков идет по ее участку, загрязняет земельный участок, вымывает и разрушает фундамент забора, дома, бани. Неоднократные обращения к административным ответчикам, начиная с 2015 года, о принятии мер по надлежащему содержанию ручья, остались без ответных действий.

В ходе судебных заседаний часть требований была исполнена - восстановлена дренажная канава вдоль проезжей части адрес в проекции земельного участка адрес; вынут грунт из створа ручья в районе путепровода - моста через адрес на расстоянии около 5 метров выше по течению. Также в судебном заседании вручен ответ на ее обращение от мая 2021 года с большой просрочкой.

В связи с тем, что часть требований административного истца, указанных в административном исковом заявлении от 31 июля 2021 года, административным ответчиком – Администрацией СП Аровский сельсовет была исполнена – восстановлена дренажная канава вдоль проезжей части адрес в проекции земельного участка административного истца по адрес; вынут грунт из створа ручья в районе путепровода – моста через адрес на расстоянии около 5 метров выше по течению; в судебном заседании вручен ответ на ее обращение от мая 2021 года с большой просрочкой, - 24 ноября 2021 года административным истцом был дополнен п. 4 требований - к административным ответчикам – Администрации СП Аровский сельсовет и Администрации МР адрес, согласно которым административный истец просит:

- обязать Администрацию СП Аровский сельсовет и Администрацию МР Чишминский район РБ солидарно устранить допущенные нарушения путем принятия мер по устранению негативного воздействия ручья без названия. Протекающего в адрес Республики Башкортостан Аровский сельсовет вдоль южной и восточной стороны земельного участка с кадастровым номером №... путем принятия следующих мер:

- 4.1. ежегодно проводить:

1) предпаводковое и послепаводковое обследования паводкоопасной территории - участка 02:52:020403:12 и ручья без названия,

2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

3) противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности;

4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

4.2. провести инженерную защиту территории и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. А именно – организовать искусственную систему водоотведения – перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил;

4.3. укрепить пропускную способность русла балки в месте пересечения русла реки адрес РБ путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой с проведением комплекса инженерно-изыскательских и проектных работ.

24 декабря 2021 года административный истец ФИО2 уточнила требования (указала, что в отношении административного ответчика – Администрации МР Чишминский район РБ) и просит суд:

- признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, которое не направило ответ на обращение административного истца от 14 мая 2021 года в установленные законом сроки;

- обязать Администрацию сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан провести работы по расчистке русла ручья, протекающего через адрес Республики Башкортостан от сорной растительности и укреплению берегов ручья на протяжении проекции земельного участка вдоль южной и восточной стороны с кадастровым номером №... увеличить пропускную способность русла балки путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой;

- обязать Администрацию MP Чишминский район РБ ежегодно проводить:

1) предпаводковое и послепаводковое обследования паводкоопасной территории - участка №... и ручья без названия,

2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

3) противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности;

4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

- обязать Администрацию MP Чишминский район провести инженерную защиту территории и объекта с кадастровым номером №... от негативного воздействия вод, организовать искусственную систему водоотведения - перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил.

Устно в судебном заседании административный истец ФИО2 также дополнила свои требования и просила суд взыскать в свою пользу солидарно с административных ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В процессе рассмотрения дела в качестве соответчика также привлечена Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.

Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2021 года постановлено:

административное исковое заявление ФИО2 к Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в не направлении в установленные законом сроки ответа на обращение административного истца от 14 мая 2021 года; обязании Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан провести работы по расчистке русла ручья, протекающего через адрес Республики Башкортостан от сорной растительности и укреплению берегов ручья на протяжении проекции земельного участка, вдоль южной и восточной стороны, с кадастровым номером №...; увеличении пропускной способности русла балки путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой; обязании Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ежегодно проводить предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасной территории - участка №... и ручья без названия; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности; мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов, обязании Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан провести инженерную защиту территории и объекта с кадастровым номером №... от негативного воздействия вод, организовать искусственную систему водоотведения - перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в не направлении в установленные законом сроки ответа на обращение административного истца от 14 мая 2021 года,

В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО2 отказать.

Взыскать с Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостана пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда в части требований, в удовлетворении требований, в удовлетворении которых отказано, отменить. Ручей, протекающий вдоль границ спорного земельного участка не стоит на учете в качестве водного объекта, существует и находится в ведении органов местного самоуправления. В этой связи полагает выводы суда о том, что ручей относится к федеральной собственности, необоснованными. Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ – водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, однако таких постановлений не представлено. Кроме того, в письме Министерства природопользования и экологии РБ от 22 декабря 2021 года исх. №... не исключается возможность проведения работ за счет муниципального района или внебюджетных источников, тем самым подтверждается, что ответственность за не надлежащее содержание спорного водного объекта. Факт того, что органы местного самоуправления не принимают меры для легализации ручья, постановки на учет, не разрабатывают необходимую документацию и не обращаются в компетентные органы в части финансирования и в то же врем сами не располагают финансами для принятия необходимых мер – не может служить основанием для освобождения от ответственности. Кроме того, в части требований об обязании администрации СП Аровский сельи MP Чишминский район и администрации MP Чишминский район об увеличении пропускной способности русла балки реки суд приводит доказательства ответственности ответчиков за содержание автомобильных дорог местного значения, в том числе Устав муниципального района Чишминский р-н РБ и соглашение от 09 февраля 2021 года №..., заключенным между ответчиками, где полномочия по решению вопросов местного значения поселения в границах населенных пунктов СП Аровский сельсовет сроком до 31 декабря 2021 года. Следовательно, на момент вынесения решения судом данное соглашение имело силу и администрация СП Аровский сельсовет обязано было выполнить данные обязательства.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Согласно статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под негативным воздействием вод понимается затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

При этом под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Из изложенного следует, что определение формы и порядка мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу ФИО2 на основании договора купли-продажи от 27 сентября 2014 года № б/н на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:52:020403:12 общей площадью 1650 кв.м., расположенный по адресу: адрес, адрес, адрес, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14 октября 2014 года серии адрес.

Не оспаривается сторонами и является общеизвестным фактом то, что через адрес Республики Башкортостан протекает небольшая река без названия примерной протяженностью более 4,5 км., согласно данным поисковой интернет - системы Яндекс-карта.

Земельный участок административного истца с кадастровым номером №... расположен вдоль указанного водного объекта, омывается речкой (ручьем) вдоль его южной и восточной сторон.

Согласно общедоступным сведениям, имеющимся на сайте Управления Росреестра по Республике Башкортостан указанный земельный участок имеет обременение виде 1) ограничений прав от 21 июня 2016 года на земельный участок, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) ограничений прав от 01 октября 2020 года на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

22 октября 2021 года административным истцом направлен запрос в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан о разъяснении по принятию должных мер по содержанию ручья.

28 октября 2021 года ФИО2 получено разъяснение из Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан за исх. №... о том, согласно Водному кодексу Российской Федерации, негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, производится за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

11 ноября 2021 года за исх. №... ГКУ РБ Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений дан ответ о необходимости увеличения пропускной способности русла балки и организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой, для чего необходимо провести комплекс инженерно-изыскательских и проектных работ.

01 декабря 2021 года в адрес второго административного ответчика – Администрации МР Чишминский район РБ была направлена претензия с требованиями о проведении работ по устранению негативных последствий ручья, в соответствии с ответом Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений (далее – ГКУ РБ УЭГТС) в адрес заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан.

20 декабря 2021 года от Администрации МР Чишминский район РБ получен ответ о том, что, действительно, работы, указанные в ответе ГКУ РБ УЭГТС входят в компетенцию административного ответчика, но нет финансирования.

22 декабря 2021 года административным истцом по электронной почте получен ответ из Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан за №..., в котором расписан порядок выделения финансирования на проведение указанных работ. При этом также указано, что выполнение работ возможно за счет средств муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан или республиканской адресной программы, для чего Администрации МР Чишминский район РБ необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на выделение целевых средств.

В ходе рассмотрения дела судом были направлены обращения и соответствующие запросы в вышестоящие органы, включая Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан. Согласно ответа Министерства от 22 декабря 2021 года № №... следует, что в настоящее время Министерством ведутся работы по снижению негативного воздействия вод. Работы проводятся по следующим направлениям:

Расчистка русел рек – финансируются за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений.

Проведение работ капитального характера, направленных на снижение негативного воздействия вод – финансируются в рамках реализации республиканской адресной инвестиционной программы (РАИП).

Согласно проведенному обследованию необходимо проведение работ по увеличению пропускной способности русла балки с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой. Для предотвращения интенсивного естественного стока по дну русла балки необходимо организовать искусственную систему водоотведения. В связи с этим администрации МР Чишминский район Республики Башкортостан необходимо в соответствии с Правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года № 285 по итогам проведения инженерных изысканий разработать проектную документацию с получением положительного заключения государственной экспертизы Республики Башкортостан и направить в Минэкологии РБ. После этого объект будет представлен министерством на Экспертный совет по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан для решения вопроса о его включении в РАИП.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что выполнение работ по устранению негативных последствий ручья не является зоной ответственности Администрации СП Аровский сельсовет и МР Чишминский район РБ, в связи с чем отказал в удовлетворении требований, заявленных к данным ответчикам.

Исходя из анализа полученных ответов и вышеприведенных норм действующего законодательства, суд пришел к выводу о том, что водный объект – река без названия в адрес РБ, по поводу которого возник спор, является федеральной собственностью, собственностью сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан не является, следовательно, указанные органы не обладают полномочиями в области водных отношений.

Ручей на основании пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ относится к поверхностным водным объектам.

На основании части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Кодекса (пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами).

Согласно статьи 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты. Водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.

Согласно статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно частью 1 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 г. N 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Расчистка русел рек входит в примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 N 61.

Согласно с. 13 Закона Республики Башкортостан «О регулировании водных отношений в Республике Башкортостан» от 01 марта 2007 года № 412-з, органы государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют, в том числе, переданные Российской Федерацией полномочия в области водных отношений, - меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Башкортостан, а также в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Башкортостан, осуществляются органами исполнительной власти Республики Башкортостан в пределах их компетенции.

Исходя из изложенных норм, определение формы и порядка мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, относятся к компетенции исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан

В соответствии с положением статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з, постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 октября 2020 года № 846 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» (вступил в силу с 01.01.2021 года, зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2020 г., регистрационный № 61089) утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе: предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения); 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов.

Таким образом, по данному спору следовало привлечь к участию в деле Правительство Республики Башкортостан как высший орган исполнительной власти на территории Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обладающее полномочиями на проведение мероприятий, направленных на предотвращение вредного воздействия водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Республики Башкортостан.

Вместе с тем, приходя к выводу о том, что требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, суд не принял мер к привлечению надлежащих ответчиков, не предоставил им возможности участвовать в деле.

Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопроса о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (п. 3 ч. 3 ст. 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом правила Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляют в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6).

Замена ненадлежащего административного ответчика предусмотрена ч. 1 ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Следовательно, если замена ненадлежащего административного ответчика невозможна ввиду несогласия истца, суд может без согласия истца привлечь лицо в качестве второго ответчика.

Однако указанные положения судом первой инстанции учтены не были, в материалах дела отсутствуют данные свидетельствующие о том, что судом как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе судебного заседания на обсуждение ставился вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим.

Таким образом, решением суда был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалуемое решение подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит правильно определить круг лиц, участвующих в деле, разрешить вопрос о привлечении к участию в деле надлежащих административных ответчиков, дать надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц, и принять решение по заявленным требованиям в строгом соответствии с законом.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2021 года отменить, административное дело направить в Чишминский районный суд Республики Башкортостан на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи