Судья Тагильцев Р.В. Дело № 33а-4362/2021
УИД 22RS0066-01-2020-005703-55
№2а-1109/2021(1-я инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.
судей Кайгородовой О.Ю., Пасынковой О.М.
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 18 марта 2021 года
по административному делу по административному иску С.В.В., Л.О.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю С.Т.И. о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В.В., Б.Е.Ю., Л.О.Ю. обратились в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра по Алтайскому краю) от 4 сентября 2020 года *** об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на кабельную линию 0,4 кВ, расположенную по адресу: <адрес> в соответствии с представленными документами.
С.В.В. также просил взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 5 марта 2020 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на кабельную линию 0,4 кВ (далее – кабельная линия), расположенную по адресу: <адрес> приложив к заявлению технический план, дополнительно представив справку Комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** согласно которой разрешение на строительство объекта не требуется, а также договор с актом об осуществлении технологического присоединения *** от 2 июля 2019 года.
04 июня 2020 года государственным регистратором Управления Росреестра Алтайскому краю С. Т.И. принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Решением от ДД.ММ.ГГ*** отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в связи с тем, что заявителями не представлены все необходимые для регистрации права документы, а именно документы, подтверждающие действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения и (или) договор технологического присоединения, а также документ, подтверждающий факт утраты разрешительной и (или) проектной документации.
Оспариваемое решение административные истцы считают незаконным и необоснованным, противоречащим требованиям частей 4, 5 статьи 18 и статьи 21 Федерального закона Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку все необходимые документы для осуществления регистрации права на кабельную линию представлены.
В ходе рассмотрения дела Б.Е.Ю. не поддержала свои административные исковые требования в связи с продажей своей доли на здание и земельный участок С.В.В.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор прав С. Т.И., в качестве заинтересованного лица – Комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 18 марта 2021 года административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 4 сентября 2020 года *** об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на кабельную линию 0,4 кВ, расположенную по адресу: <адрес> на государственного регистратора прав возложена обязанность устранить допущенные нарушения. С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в пользу С.В.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Алтайскому краю просит об отмене решения, вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований, полагая отказ в регистрации права законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика С. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю С.М.С. доводы жалобы поддержала, представитель административного истца Г.С.А. полагал приятое судом первой инстанции решение законным обоснованным, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение вынесено 4 сентября 2020 года, настоящий административный иск подан 20 октября 2020 года в пределах установленного законом трехмесячного срока на обращение в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кабельная линия была построена в 2000 году, в отношении объектов недвижимости, строительство которых осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная и (или) проектная документация на которые отсутствует, возможно оформление технического плана на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки технического плана на основании декларации, что и было сделано административными истцами. Следовательно, требование государственного регистратора о представлении для регистрации права и постановки на кадастровый учет кабельной линии документов, подтверждающих действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения, и (или) договора технологического присоединения, являлось незаконным и, в принципе, было невозможным для заявителей.
Данные выводы суда основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных обстоятельствах дела при надлежащей оценке представленных доказательств.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ).
В силу части 10 статьи 40 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 5 марта 2020 года Б.Е.Ю., С.В.В. через своего представителя Г.С.А. и Л.О.Ю. через своего представителя Н.Т.Ю. обратились в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности на кабельную линию 0,4 кВ, расположенную по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 59-63, 62-65, 114-121).
4 июня 2020 года по инициативе государственного регистратора осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении кабельной линии было приостановлено на срок до 4 сентября 2020 года, заявителям было предложено представить документы, подтверждающие действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения и (или) договор технологического присоединения, а также документ, подтверждающий факт утраты разрешительной и (или) проектной документации (т. 1 л.д. 102-107).
Также указано, что в доверенности, выданной С.В.В.Г.С.А. 6 ноября 2019 года ***, отсутствуют полномочия на подачу заявлений на государственную регистрацию права собственности и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости.
В связи с тем, что в установленный срок не были представлены документы, подтверждающие действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения и (или) договор технологического присоединения, а также документ, подтверждающий факт утраты разрешительной и (или) проектной документации, решением государственного регистратора С. Т.И. от ДД.ММ.ГГ*** было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на кабельную линию.
Перечень объектов, при строительстве которых не требуется получение разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 44 Закона Алтайского края от 29 декабря 2009 года №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» (в редакции от 5 декабря 2019 года) выдача разрешения на строительство не требуется в случае возведения кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно в соответствии с инвестиционными программами развития сетей энергоснабжения и (или) договорами технологического присоединения.
Согласно ответу на судебный запрос Комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, получение разрешения на строительство объекта «Кабельная линия» по адресу: <адрес>, не требуется (т.1, л.д.83-84).
В пункте 20 раздела II Приложения *** к Приказу Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года *** (редакция от 25 сентября 2019 года) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» разъяснено, что в случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что Закон Алтайского края от 29 декабря 2009 года №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» вступил в силу только с 19 января 2010 года (часть 1 статьи 48 Закона – с момента его официального опубликования), а также то, что кабельная линия была построена в 2000 году, и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривалась действующим на тот момент Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 года №73-ФЗ, пришел к верному выводу о том, что в случае отсутствия разрешительной и технической документации, необходимой для подготовки технического плана на объекты недвижимости, относящиеся к коммунальной сфере, в отношении таких объектов недвижимости технический план может быть подготовлен на основании декларации утвержденной формы.
При этом отказ в осуществлении государственной регистрации права по тому основанию, что заявителями не представлены документы, подтверждающие действие инвестиционных программ развития сетей энергоснабжения и (или) договор технологического присоединения, а также документ, подтверждающий факт утраты разрешительной и (или) проектной документации не может быть признан законным, поскольку в данном случае разрешительная документация не была утрачена, а не изготавливалась и не выдавалась, поскольку ее получение не требовалось в соответствии с положениями действующего на момент строительства и ввода в эксплуатацию кабельной линии законодательства. Наличие инвестиционных программами развития сетей энергоснабжения и (или) договоров технологического присоединения также предусмотрено Законом Алтайского края от 29 декабря 2009 года №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» который вступил в силу только с 19 января 2010 года, то есть после ввода в эксплуатацию кабельной линии. В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставление таких документов было невозможным для заявителей.
В тоже время, в соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 12 сентября 2014 года №Д23и-3189.
В данном случае для осуществления государственной регистрации административными истцами был представлен подготовленный в установленном законом порядке технический план, изготовленный на основании декларации об объекте недвижимости, в котором имеется обоснование подготовки технического плана на основании декларации, дополнительно представлена справка Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от 30 марта 2020 ***, согласно которой разрешение на строительство объекта не требуется, а также представлен договор энергоснабжения с актом об осуществлении технологического присоединения *** от ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, у Управления Росреестра по Алтайскому краю отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права административных истцов по основаниям, изложенным в оспариваемом отказе от 04 сентября 2020 года.
С учетом изложенного, оснований к отмене либо изменению решения суда не имеется.
При этом судебная коллегия полагает возможным уточнить резолютивную часть решения суда, конкретизировав способ восстановления прав административных истцов указанием на то, что возложенная судом обязанность подлежит исполнению путем повторного рассмотрения заявления от 05 марта 2020 года в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 18 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, дополнив абзац второй словами «путем повторного рассмотрения заявления от 05 марта 2020 года в установленном законом порядке.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Судья Тагильцев Р.В. Дело № 33а-4362/2021
УИД 22RS0066-01-2020-005703-55
№2а-1109/2021(1-я инстанция)