ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1113/202119 от 19.01.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0022-01-2021-001265-22

стр. 3.022, г/п 00 руб.

Судья Сараева Н.Е. № 2а-1113/2021 19 января 2022 года

Докладчик Калашникова А.В. № 33а-436/2022 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Калашниковой А.В., Саблиной Е.А.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства строительства и архитектуры Архангельской области на решение Приморского районного суда Архангельской области от 29 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах Лобановой Вероники Владимировны, Лобановой Виктории Владимировны, Лобанова Николая Владимировича к министерству строительства и архитектуры Архангельской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности принять меры по строительству объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку.

Заслушав доклад судьи Калашниковой А.В., судебная коллегия

установила:

заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области с учетом уточнения требований обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту несовершеннолетних Лобановой В.В., Лобановой В.В., Лобанова Н.В. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности на министерство строительства и архитектуры Архангельской области в срок до 31 декабря 2023 года организовать обеспечение объектами инженерной инфраструктуры земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , а именно организовать возможность подключения к сетям водоснабжения и водоотведения поселка Соловецкий.

В обоснование требований указано, что при рассмотрении обращения Лобановой С.М. выявлены нарушения жилищного законодательства. Установлено, что многодетной семье Лобановых распоряжением администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 22 января 2018 года предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В нарушение требований законодательства указанный земельный участок не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 29 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.

С данным решением не согласился административный ответчик министерство строительства и архитектуры Архангельской области, подав апелляционную жалобу. В жалобе просит решение суда отменить. Полагает, что при рассмотрении административного дела судом не установлено незаконное бездействие со стороны министерства, которое решения о предоставлении земельного участка многодетной семье не принимало. Организация возможности подключения, в том числе спорного земельного участка, к сетям водоснабжения и водоотведения поселка Соловецкий исполняется министерством в рамках реализации мероприятий государственной программы Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага».

В поданных на апелляционную жалобу возражениях участвующий в деле прокурор Рудный А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзывах на апелляционную жалобу Правительства Архангельской области, государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства» указывают на принимаемые административным ответчиком мероприятия по организации возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения поселка Соловецкий.

Заслушав представителя административного ответчика Баранову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» Баландину М.Ю., представителя администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Щипакову О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав прокурора Крашкина В.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Как следует из материалов административного дела, распоряжением администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 11 апреля 2016 года р многодетная семья в составе Лобановой С.М., Лобанова В.В., Лобановой В.В., Лобановой В.В., Лобанова Н.В. включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести земельный участок.

Распоряжением администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 22 января 2018 года р многодетной семье Лобановых бесплатно по 1/5 доле в праве общей долевой собственности каждому предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Судом также установлено, что указанный земельный участок не оборудован инженерными коммуникациями, в частности сетями водоснабжения и водоотведения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время обязанность по организации обеспечения поселка Соловецкий в целом и земельного участка многодетной семьи в частности возможностью подключения к сетям водоснабжения и водоотведения входит в полномочия министерства строительства и архитектуры Архангельской области, в связи с чем именно на указанное лицо возложена обязанность по восстановлению нарушенных прав административных истцов.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Предусмотренный пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без соблюдения условия их обеспечения инженерной инфраструктурой.

В силу пунктов 6, 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Органы, указанные в абзаце 1 пункта 6 настоящей статьи, осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя, в том числе, определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от 9 сентября 2013 года № 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из материалов дела усматривается, что с момента предоставления семье Лобановых земельного участка в 2018 году обязанность по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования земельного участка по целевому назначению, в разумные сроки органами местного самоуправления не исполнена.

Вместе с тем, по делу также установлено, что пунктом 1 статьи 7.6.7 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с учетом внесения изменений Федеральным законом от 20 декабря 2018 года № 51-4-ОЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Архангельской области в сфере водоснабжения населения и водоотведения относятся полномочия органов местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области по организации в границах сельского поселения «Соловецкое» Приморского муниципального района Архангельской области водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части

1) строительства и реконструкции системы водоснабжения поселка Соловецкий, корректировки проектно-сметной документации, экспертизы проекта (по объекту «Строительство и реконструкция системы водоснабжения поселка Соловецкий, корректировка проектно-сметной документации, экспертиза проекта»);

2) строительства канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений поселка Соловецкий, корректировки проектно-сметной документации, экспертизы проекта (по объекту «Строительство канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений поселка Соловецкий, корректировка проектно-сметной документации, экспертиза проекта»).

Согласно пунктам, 2, 3 указанной статьи с 1 января 2019 года Правительство Архангельской области и исполнительный орган государственной власти Архангельской области, уполномоченный на осуществление полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, являются правопреемниками органов местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области в отношениях, связанных с осуществлением полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Архангельской области полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Вышеуказанное положение областного закона действует до 31 декабря 2023 года включительно.

Уполномоченным на осуществление указанных в статье 7.6.7 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ мероприятий исполнительным органом является министерство строительства и архитектуры Архангельской области.

Министерство реализует указанные мероприятия через государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства».

Как следует из представленных в материалы дела доказательств и пояснений лиц, участвующих в деле, в том числе в судебном заседании суда апелляционной инстанции, государственным казенным учреждением Архангельской области «Главное управление капитального строительства» заключены государственные контракты с акционерным обществом «Стройстрнагаз» на корректировку проектной документации объектов капитального строительства «Строительство и реконструкция системы водоснабжения поселка Соловецкий», «Строительство канализационных сетей и коллекторов канализационных очистных сооружений поселка Соловецкий», которым прямо предусмотрена техническая возможность подключения объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым , к сетям водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, возможность подключения объектов земельного участка многодетной семьи Лобановых к сетям водоснабжения и водоотведения поселка Соловецкий напрямую зависит от реализации предусмотренных статьей 7.6.7 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ полномочий министерством строительства и архитектуры Архангельской области.

Без строительства и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения обеспечить спорный земельный участок объектами инженерной инфраструктуры в настоящее время не представляется возможным, что также подтверждено лицами, участвующими в деле, в том числе в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Тот факт, что непосредственно министерство строительства и архитектуры Архангельской области не принимало решения о предоставлении административным истцам земельного участка и прав административных истцов не нарушало, не свидетельствует о незаконности решения суда о возложении соответствующей обязанности по организации обеспечения земельного участка объектами инженерной инфраструктуры, поскольку в силу пункта 2 статьи 7.6.7 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ исполнительный орган государственной власти Архангельской области, уполномоченный на осуществление полномочий, указанных в пункте 1 статьи 7.6.7, является правопреемником органов местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области в отношениях, связанных с осуществлением указанных полномочий.

Срок исполнения административным ответчиком соответствующей обязанности установлен судом с учетом сроков действия государственных контрактов и положений статьи 2 Закона Архангельской области от 20 декабря 2018 года № 51-4-ОЗ «О внесении изменения в областной закон "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», что прав и законных интересов административного ответчика не нарушает.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районного суда Архангельской области от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и архитектуры Архангельской области – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 февраля 2022 года

Председательствующий

Судьи