ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1123/19 от 21.07.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело: 1я инст. №2а-1123/2019, 2я инст. №33а-1974/2020 Председательствующий в

Категория 19 первой инстанции Сомова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием представителей:

административного истца Кравчук О.А.

административного ответчика Журавского К.В.,

заинтересованного лица Орлецкого А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Кудрявцева Александра Александровича к Правительству Севастополя, заинтересованные лица Правительство Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, об оспаривании распоряжения в части, по апелляционной жалобе представителя административного истца Кудрявцева Александра Александровича – адвоката Кравчук Ольги Александровны на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 марта 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев А.А., действуя через своего представителя – адвоката Кравчук О.А., обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным распоряжение Правительства Севастополя №501-РП от 16.06.2015 года в части закрепления квартиры <адрес> в г. Севастополе на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны РФ.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 марта 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает на неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Полагает, что у Правительства Севастополя отсутствовали полномочия на принятие оспариваемого в части акта.

В судебном заседании представитель административного истца апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.

Представители административного ответчика, заинтересованного лица в удовлетворении апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, однокомнатная квартира по адресу <адрес> согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена истцу как служебная.

По распоряжению Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 501-РП "О приеме недвижимого имущества, находящегося в собственности города федерального значения Москва, в собственность Российской Федерации" на основании Соглашения между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 21.07.2014 N 1356-р в соответствии с Уставом города Севастополя, во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ в части передачи жилых помещений из государственной собственности города Москвы в федеральную собственность города Севастополя принято безвозмездно из собственности города федерального значения Москва в собственность Российской Федерации недвижимое имущество - жилые помещения согласно приложению к распоряжению, в том числе указанная выше квартира, закреплено за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления имущество, указанное в пункте 1 распоряжения, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя осуществлена передача имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.

Вышеназванная квартира согласно данным ЕГРН является собственностью РФ, находится в оперативном управлении у ФГКУ «КТУИО» МО РФ.

Истцу и членам его семьи по договору социального найма предоставлено жилое помещение в виде двхкомнатной квартиры по избранному месту жительству в <адрес>.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из необоснованности, недоказанности заявленных требований. На момент издания оспариваемого распоряжения действовало распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 1356-р об утверждении Соглашения между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, соответственно уполномоченным органом по распоряжению недвижимым имуществом являлось Правительство Севастополя в соответствии с предоставленными ему полномочиями, Правительство Севастополя действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Передача жилого помещения, относящегося к специализированному жилищному фонду Минобороны ПФ, в федеральную собственность не влечет ограничения прав истца и не свидетельствует о безусловном их нарушении.

Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 7 август № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 25 июля № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом установленных настоящей статьей особенностей.

Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г, № 122-ФЗ предусмотрено, что в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, регулировался постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым было принято оспариваемое распоряжение.

Таким образом, реализуя свое право распоряжения собственностью города Севастополя в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, и согласно требованиям Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент издания оспариваемого распоряжения, Правительством Севастополя было принято оспариваемое административным истцом распоряжение о передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность, в числе которого значится и спорный объект имущества.

В силу положений Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N° 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.

5 марта 2015 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 2580-р создано государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношена Минобороны России как территориальное подразделение Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и анализа правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент издания оспариваемого распоряжения Правительство Севастополя действовало в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в порядке и способом, предусмотренными законодательством, а сама передача специализированного жилого помещения в федеральную собственность оспариваемым распоряжением не нарушает прав истца, являющихся производными от прав военнослужащего.

Более того, судебным актом от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, административный истец признан утратившим право пользования указанным выше служебным жилым помещением и выселен из него.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи