ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-11350/19 от 28.05.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Ермолов Г.Н. Дело №33а-14427/2020

№2а-11350/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2020 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.,

судей: Ефименко Е.В., Суслова К.К.,

по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Касторнове А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кульневой Ольги Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия государственного регистратора в не возобновлении регистрации права собственности на долю в квартире с апелляционной жалобой представителя Кульневой О.Н. на основании доверенности Сафразьян И.Г. на решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 18 декабря 2019 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Кульнева О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия государственного регистратора в не возобновлении регистрации права собственности на долю в квартире.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что к заявлению поданному административному ответчику на государственную регистрацию доли жилого помещения, по адресу: <Адрес...>, принадлежащего ей на праве общей долевой собственности, были приложены все необходимые документы. Бездействие административного ответчика, после предоставления дополнительных документов является незаконным, нарушающим ее права как собственника объекта недвижимости, поскольку лишает возможности оформить права на жилое помещение.

В связи с чем, просила суд возложить на административного ответчика обязанность по осуществлению государственной регистрации доли жилого помещения.

Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 18 декабря 2019 г. в удовлетворении требований административного истца отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных доверителем требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права.

Лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признана. Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного акта не усмотрела.

Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка №53 Прикубанского округа г.Краснодара от 21.11.2007 г., вступившим в законную силу, прекращено право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес...>. В собственность Шалаевой В.Ф. выделена квартира №1 общей площадью 18,5 кв.м, в жилом доме. В собственность Остаповой А.Ф., Васильченко Н.Д., Солярек Т.Ф. выделена квартира №2 общей площадью 18,5 кв.м., в жилом доме. Между сторонами определен порядок пользования земельным участком по вышеуказанному адресу.

Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 25 апреля 2019 г., вступившим в законную силу, установлен юридический факт нахождения в долевой собственности Кульневой О.Н. (1/3 доли), Васильченко Н.Д. (1/3 доли), Солярек Т.Ф. (1/3 доли) квартиры №2 общей площадью 18,5 кв.м, в жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес...>.

Управление Росреестра по Краснодарскому краю не было стороной, участвующей в вышеуказанных делах и вопрос о правах и обязанностях регистрирующего органа судом в указанных судебных актах не разрешался.

Согласно материалам реестрового дела, 14.06.2019 г. Кульнева О.Н. обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации прав на 1/3 доли в квартире. В качестве документов-оснований были представлены: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества <№..>; заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <№..> Кульнева О.Н. (Ротар Я.П.); заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <№..> Васильченко Н.Д.; заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <№..> Солярек Т.Ф. (Ротар Я.П.); технический план помещения от 11.06.2019 г.; решение суда от 21.11.2007 г.; решение суда от 25.04.2019 г.

Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 26.06.2019 г. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав в отношении квартиры. Административному истцу было предложено предоставить в регистрирующий орган документы, устраняющие причину приостановления.

Кульневой О.Н. 03.07.2019 г. и 16.07.2019 г. дополнительно на регистрацию предоставлены технический план и судебные акты, заверенные надлежащим образом.

По результатам рассмотрения дополнительно представленных административным истцом документов, Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 26.07.2019 г., 08.10.2019 г., 12.11.2019 г. вынесены решения о приостановлении государственной регистрации прав в отношении квартиры. При проведении правовой экспертизы, представленных документов для осуществления государственной регистрации права собственности, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий. Управлением Росреестра по Краснодарскому краю регистрационные действия были приостановлены.

Давая оценку решению регистрирующего органа, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и установил фактические обстоятельства дела.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 7 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении не допускаются.

В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

По смыслу норм, содержащихся в Градостроительном кодексе РФ, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №47, действие которого в силу прямого указания пункта 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации).

Согласно статье 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства раздел в натуре индивидуального жилого дома может привести только и исключительно к образованию индивидуальных автономных жилых блоков, в результате чего будет образовано здание «жилой дом блокированной застройки».

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02- 2001» (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2016 г. №725/пр). Согласно указанному своду правил блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.

В соответствии с пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 г., часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

Постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на квартиры в индивидуальном жилом доме, а также на отдельные помещения в индивидуальном жилом доме невозможна.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, разъяснений Верховного Суда РФ, суд первой инстанции правильно указал, что постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству.

В связи с чем, государственный регистратор, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обоснованно первоначально и повторно приостановил государственную регистрацию права, указав на невозможность осуществить постановку на государственный кадастровый учет спорного помещения.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что представленный на государственную регистрацию технический план не соответствует Требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

В соответствии с пунктом 48 Требований в разделе «Характеристики помещений» технического плана в форме электронного документа «Level Number» указывается номер, обозначение этажа, на котором расположено помещение.

Однако в представленном на регистрацию техническом плане в форме электронного документа не указан этаж, на котором расположено помещение. При этом, согласно раздела технического плана «План этажа», учитываемое помещение расположено на 1 этаже.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

При этом доводы Кульневой О.Н. о незаконности решений административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца не установлен судом первой инстанции.

Доводы о бездействии административного ответчика, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку в каждом случае подачи административным истцом документов административным ответчиком принимались соответствующее решение, которые Кульневой О.Н. не оспариваются.

В связи с чем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы административного истца, со ссылкой на подпункт 4 пункта 8 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку решением мирового судьи судебного участка №53 Прикубанского округа г.Краснодара от 21 ноября 2007 г. произведен в натуре выдел долей в индивидуальном жилом доме, при этом в нем не указано, что решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 18 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кульневой О.Н. на основании доверенности Сафразьян И.Г. на решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 18 декабря 2019 г. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: