УИД 34RS0003-01-2019-002807-29 2а-1135/2020
Судья Трусова В.Ю. Дело № 33а-10425/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 7 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Антропова Е.А., Тертышной В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг» Корецкого В.И. на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 14 июля 2020 года по иску Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц, которым
административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области 3 июня 2005 года принято решение о государственной регистрации Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг» (далее Организация). Сведения об Организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН 1052202370472, ИНН 2204021683. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации: 400079 г. Волгоград, ул. Набережная им. В. Высоцкого, д.1, руководитель Корецкий В.И. Организационно-правовая форма организации – общественная организация. Управлением установлены следующие нарушения Организацией действующего законодательства, выразившиеся в непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Организация не представила отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2018 году по форме и в сроки, которые установлены Правительством РФ (по форме ОН0003, в срок до ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, организация в нарушение абзаца 4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его именования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В связи с выявленным нарушением, 22 мая 2019 года (исх. № <...>) Управлением в адрес организации направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить необходимые сведения по форме ОН0003, которое до настоящего времени не исполнено. 29 августа 2019 года Управлением в адрес организации направлено повторное предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ года предоставить необходимую информацию. 8 октября 2019 года в Управление поступило уведомление от организации, в котором указано, что в настоящее время организация фактически деятельность не осуществляет и не планирует осуществлять её в дальнейшем, в связи с чем, просит рассмотреть вопрос о ликвидации. Просили признать общественную организацию прекратившей свою деятельность и исключить из ЕГРЮЛ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Корецкий В.И. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на неверное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и на нарушение норм процессуального права.
Представитель административного истца Управления министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Мансветова М.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг» в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованности судебного решения, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что в отсутствие сведений о состоянии банковских счетов административного ответчика и о движении по ним денежных средств в 2018 году достаточно для вывода о прекращении организацией деятельности в качестве юридического лица.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда ввиду следующего.
Согласно ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Закона).
Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», информация о деятельности общественной организации предоставляется в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
В силу абз. 11 ст. 29 Закона об общественных объединениях неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 5 указанной выше статьи непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области 3 июня 2005 года принято решение о государственной регистрации Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг». Сведения об Организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН 1052202370472, ИНН 2204021683. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации: 400079 г. Волгоград, ул. Набережная им. В. Высоцкого, д.1, руководитель Корецкий В.И. Организационно-правовая форма организации – общественная организация.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области установлены следующие нарушения Организацией действующего законодательства, выразившиеся в непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Не представила отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2018 году по форме и в сроки, которые установлены Правительством РФ (по форме ОН0003, в срок до ДД.ММ.ГГГГ). В нарушение абзаца 4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его именования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В связи с выявленным нарушением, ДД.ММ.ГГГГ (исх. № <...>) Управлением в адрес организации направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до 20 июля 2019 года представить необходимые указанные сведения, которое до настоящего времени не исполнено. 29 августа 2019 года. Кроме того, управлением в адрес организации направлено повторное предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ года предоставить необходимую информацию. Предупреждение было получено административным ответчиком 7 октября 2019 года.
8 октября 2019 года в Управление поступило уведомление от организации, в котором указано, что в настоящее время организация фактически деятельность не осуществляет и не планирует осуществлять её в дальнейшем, в связи с чем, просит рассмотреть вопрос о ликвидации.
В силу подп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26, к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ относится обращение суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что достоверно установлен факт непредставления Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг» в установленный срок сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а потому требования административного истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о не извещении стороны судопроизводства признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку в суде первой инстанции принимал участие представитель Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг», что свидетельствует о надлежащем извещении стороны о времени и месте рассмотрения дела по существу.
Иных правовых оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит, и судебная коллегия их не установила.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, он соответствует требованиям закона, обстоятельствам дела, подтверждён совокупностью доказательств, правильно оценённых судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которым у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Волгограда от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Волгоградской областной детской общественной организации творческого становления и развития молодежи «Бумеранг» Корецкого В.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи: