ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1140/2022 от 09.09.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Норбоева Ж.Б. поступило 12.07.2022

Номер дела суда 1 инст. 2а-1140/2022 33а-2698/2022

УИД 04RS0021-01-2022-001661-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2022 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Булгытовой С.В.,

судей коллегии Ихисеевой М.В., Матвеевой Н.А.,

при секретаре Федоровой Ю.Ю.,

с участием прокурора Сметаниной И.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бутуханова ФИО20, Шакирова ФИО21 к Администрации г. Улан-Удэ о признании недействующим Проекта о внесении изменений в проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах ул. , утвержденного распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 09.09.2021 №764-р,

по апелляционной жалобе Бутуханова ФИО22, Шакирова ФИО23

на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 17 мая 2022 года, которым административное исковое заявление Бутуханова ФИО24, Шакирова ФИО25 оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, административные истцы Бутуханов Р.А., Шакиров А.К. просят признать недействующим полностью Проект о внесении изменений в проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах ул. утвержденный Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 09.09.2021 г. №764-р.

В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 20.05.2015 №700-р утвержден Проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах ул.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 09.09.2021 №764-р утвержден проект о внесении изменений в проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах ул. .

По мнению административных истцов, указанный Проект о внесении изменений в проект планировки противоречит положениям ст. 41.1, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, нарушает их права, свободы и законные интересы.

Согласно «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» для реконструируемой жилой зоны коэффициент застройки должен составлять не более 0,6. Данное значение приведено для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, стоянок автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.

В Проекте планировки данный показатель определен из расчета территории двух кварталов незаконно. Согласно СП 42.13330.2016, коэффициент плотности застройки должен рассчитываться для каждого квартала отдельно. При расчете данного коэффициента неправильно определена площадь двух кварталов, которая должна составлять 85 800 кв.м. (50 400 кв.м. + 35 400 кв.м.), а не 98 500 кв.м., как это указано в Проекте планировки.

Коэффициент плотности застройки при расчете на два квартала будет составлять 1,8, а не 1,6, что превышает нормативный показатель плотности застройки.

Для квартала, в котором проживают административные истцы с учетом строительства многоквартирных домов, предусмотренных Проектом планировки, коэффициент плотности составляет 2,7, что значительно превышает показатели, установленные СП 42.13330.2016.

Завышение указанных показателей напрямую влияют на ухудшение условий жизни жителей данного микрорайона, в том числе в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.

В связи с увеличением этажности (плотности) многоквартирных домов, предусмотренных Проектом планировки, на данной территории значительно возрастет потребность в объектах социальной инфраструктуры (дошкольные и общеобразовательные учреждения), которая не покрывается строительством встроенного детского сада.

Обеспечение данной потребности не предусмотрена Программой комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа «город Улан-Удэ» на период до 2033 года, утвержденной решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 07.12.2017 №389-35, следовательно, оспариваемый Проект планировки утвержден в нарушение ч. 10 ст. 45 ГрК РФ.

Проект планировки не учитывает реальную потребность в автомобильных парковках. На проектируемой территории предусмотрено 311 машино -мест, что составляет 30% от требуемого количества стоянок.

Остальное количество машино-мест согласно оспариваемому Проекту планировки обеспечивается за счет имеющихся в радиусе километра приобъектных стоянок без учета предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности парковками данных объектов, установленных Местными нормативами и реальной возможности жителей построенных в будущем многоквартирных домов воспользоваться данными парковками.

Проектом планировки предусмотрен проезд на ул. в створе ул. , данный проезд предполагается разместить, в том числе на земельном участке с кадастровым номером ....

Указанный проект планировки не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СП 42.1333.0.2016», Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.12.2016 №281-27, Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа «город Улан-Удэ» на период до 2033 года, утвержденной Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 07.12.2017 №389-35 и нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, Проект планировки ухудшает условия жизни данного микрорайона, в т.ч. в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства, затрагивает права на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности. Полный текст оспариваемого акта надлежащим образом не опубликован.

В судебном заседании административный истец Бутуханов Р.А. и его представитель Брянский В.И., административный истец Шакиров А.К. заявленные требования поддержали.

В судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ, МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ» по доверенности Хамеруев А.Ю. с заявленными требованиями не согласился.

Представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Прокопьева И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель ООО «Бест Плюс», ООО Специализированный застройщик «Строй гарант» по доверенности Мангутова Т.А. просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на недобросовестное поведение административных истцов, заявила о пропуске срока обращения с иском в суд.

Районным судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административные истцы Бутуханов Р.А. и Шакиров А.К. просит отменить решение суда первой инстанции, указывая, что полный текст оспариваемого акта надлежащим образом не опубликован. Суд не дал оценку доводам административных истцов и применил нормы, не подлежащие применению. Проект планировки не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно, положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СП 42.1333.0.2016», Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.12.2016 №281-27, Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа «город Улан-Удэ» на период до 2033 года, утвержденной Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 07.12.2017 №389-35 и нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

В заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Бутуханов Р.А., Шакиров А.К., их представитель Старкова Ю.А. доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержали.

Представитель Администрации г.Улан-Удэ, МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ» по доверенности Хамеруев А.Ю. просил в удовлетворении жалобы истцов отказать.

Представитель Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Прокопьева И.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель ООО «Бест Плюс», ООО Специализированный застройщик «Строй гарант» по доверенности Мангутова Т.А. ссылаясь на недобросовестное поведение административных истцов, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, допросив Кушнарева Е.А., выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от 9 сентября 2021 г. №764-р принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, процедура публичных слушаний соблюдена, порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а также права и свободы административных истцов не нарушены.

Судебная коллегия, проверяя законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории, к которой часть 4 названной статьи относит проект планировки территории и проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории.

В соответствии с частью 13.1. статьи 46 ГрК РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ, а именно: требованиям документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Шакиров А.К. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 03.12.2019. Бутуханов Р.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: право собственности зарегистрировано 03.10.2019.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10.12.2014 между МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» и ООО «Бест Плюс» заключен договор о развитии застроенной территории №... по условиям которого ООО «Бест Плюс» в целях развития застроенной территории, расположенной в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, ориентировочной площадью ... га, решение о развитии которой принято Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 16 октября 2014 г. №308 «О принятии решения о развитии застроенной территории, расположенной в пределах улицы » (застроенная территория), согласно схеме застроенной территории (приложение №1 к договору), обязуется в установленные договором сроки своими силами и за свой счет (или) с привлечением других лиц (или) средств других лиц) выполнить предусмотренные договором обязательства, а Администрация обязуется создать предусмотренные договором условия для выполнения Победителем аукциона своих обязательств.

Жилые дома на застроенной территории, снос которых планируется в рамках реализации Муниципальной адресной программы «Развитие застроенных территорий в г. Улан-Удэ на 2014-2024 годы», утвержденной Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 19.06.2014 №852-72, - это дома №... по ул. (п.1.2 Договора от 10.12.2014).

Разделом 4 указанного договора предусмотрено, что Администрация при отсутствии оснований для отклонения проекта обязана утвердить проект планировки застроенной территории (корректировку проекта планировки территории), включая проект межевания, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (п.4.3.1, 4.3.2.). Максимальный срок выполнения обязательства - 4 месяца с момента предоставления такой документации на утверждение.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 года №817-82, проектируемая территория расположена в территориальной зоне «Зона застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4»).

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 20.05.2015 №700-р утвержден Проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах ул.

23.03.2021 генеральный директор ООО «Бест Плюс» Байминов В.Н. обратился с письмом в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ с просьбой утвердить документацию «Внесение изменений в проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах , шифр 14-20-ПП и проект межевания».

Постановлением главы муниципального образования – мэра г. Улан-Удэ от 29.03.2021 №13 назначено проведение публичных слушаний по рассмотрению следующей документации: проект о внесении изменений в проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах , утвержденный распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 20.05.2015 №700-р; проект о внесении изменений в проект межевания застроенной территории, расположенной в пределах ул. , утвержденной распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 22.03.2016 №205-р, на 21.04.2021 в 14:00 часов по адресу: г актовый зал.

При этом указано, что проекты, подлежащие рассмотрению на публичных слушаниях 12.04.2021, будут размещены на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ – https://ulan-ude-eg.ru/deyatelnost/napravleniya/gradostroitelnaya-politika/publichnye-slushaniya-gs/. Письменные предложения и замечания по проектам, подлежащим рассмотрению на публичных слушаниях, принимаются до 14:00 21.04.2021 в Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, по адресу:

Данное постановление опубликовано в «Муниципальном вестнике города Улан-Удэ» №12 (416) 02.04.2021, а также на официальном сайте органов местного самоуправления г. Улан-Удэ, дата публикации на сайте 30.03.2021.

Согласно протоколу публичных слушаний от 21.04.2021 по документации по планировке территории в публичных слушаниях приняли участие 21 человек.

Заключение публичных слушаний от 21.04.2021 по документации по планировке территории опубликовано в «Муниципальном вестнике города Улан-Удэ» №16 от 30.04.2021.

По итогам проведенных публичных слушаний Администрацией г. Улан-Удэ принято распоряжение от 9 сентября 2021 г. №764-р «Об утверждении проекта о внесении изменений в проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах ул. », которое опубликовано в «Муниципальном вестнике города Улан-Удэ» №35 (439) 17.09.2021, также указано – приложение по ссылке https://ulan-ude-eg.ru/deyatelnost/napravleniya/gradostroitelnaya-politika/publichnye-slushaniya-gs/.

Обращаясь с административным исковым заявлением, административные истцы ссылались на нарушение порядка опубликования полного текста оспариваемого акта.

Данные доводы заслуживают внимания.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 14 ст.46 ГрК РФ).

Согласно части 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.

Уставом городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 N 542-52 предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом, решениями городского Совета или самим муниципальным правовым актом. (ч.5 ст.43 Устава)

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании «Муниципальный вестник города Улан-Удэ». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления используют официальный сайт органов местного самоуправления города Улан-Удэ. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ объемные графические и табличные приложения в печатном издании могут не приводиться (часть 6 статьи 43 Устава «Городской округ город Улан-Удэ).

Согласно ч. 2 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя не только графические и табличные приложения, которые согласно ч. 6 ст. 43 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», могут не приводится в печатном издании, но и положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.

Содержание основной части Проекта планировки, утвержденного распоряжением от 09.09.2021, позволяет сделать вывод, что он состоит из чертежа на 1 листе, и его текстовой части. При этом графическая часть Проекта содержится только в материалах по обоснованию.

Таким образом, в соответствии с приведенными требованиями действующего законодательства, Проект о внесении изменений в проект планировки застроенной территории (за исключением приложений, как на то указано в Уставе) подлежит опубликованию (обнародованию) в официальном периодическом печатном издании «Муниципальный вестник города Улан-Удэ», тогда как в печатном издании опубликовано только распоряжение, которым данный Проект утвержден.

Кроме того, печатное издание «Муниципальный вестник города Улан-Удэ» выпускается тиражом в 300 экземпляров, все его экземпляры распространяются в Администрации города и ее структурных подразделениях, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, фактически не обеспечена.

Следовательно, Проект о внесении изменений в проект планировки застроенной территории принят с нарушением процедуры его принятия и противоречит положениям ч. 14 ст.46 ГрК РФ и ч. 21 ст.46 ГрК РФ.

При выяснении вопроса о соответствии Проекта о внесении изменений в проект планировки застроенной территории актам, имеющим большую юридическую силу, имеет особое значение выяснение вопроса о том, соблюдены ли требования законодательства по комплексному развитию социальной инфраструктуры, нормативам градостроительного проектирования, требованиям по обеспечению эффективности организации дорожного движения.

Без выяснения указанных вопросов невозможно сделать вывод о сбалансированности публичных интересов и правами частных лиц при развитии застроенной территории.

Судом первой инстанции не выяснялся вопрос о том, отвечает ли требованиям законодательства Проект о внесении изменений в проект планировки застроенной территории актам, имеющим большую юридическую силу.

Судебной коллегией установлено следующее.

Из схемы архитектурно – планировочной организации территории проекта планировки застроенной территории следует, что территория развития - территория, границы которой определены договором о развитии застроенной территории №..., составляет 27 976 кв.м.

Проектом о внесении изменений в проект планировки застроенной территории (далее Проект) предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов: 1 этап- 9-12 этажей; 2 этап - 9 этажей; 3 этап- 16 этажей; 4 и 5 этапы по 14 этажей, общий жилой фонд составляет 811 квартир общей площадью 47 065 кв.м.

Предусмотрено строительство детского дошкольного учреждения (встроенное в жилое здание – 3-й этап строительства) на 40 мест, с возможностью (как указано в Проекте) увеличения количества до 50 мест; количество машино-мест в подземных автостоянках - 176.

Кроме того, Проектом определено количество жилых домов, подлежащих сносу - 9, с общим количеством квартир - 82. Общая площадь квартир, выделяемых переселенцам из снесенных жилых домов – 4 416,3 кв.м.

Согласно Проекту территория развития располагается в границах двух кварталов, ограниченных красными линиями улиц -проезда между домами №№... по ул.

северо-западный квартал включает дома по ул.; по ул., а также 5-й этап застройки;

юго-восточный квартал - дома по ул. - ...; по ул., а также 3 и 4 этапы застройки.

На момент внесения изменений в проект планировки (2021 год) введены в эксплуатацию жилые дома 1 и 2 этапов (д.32 и д.32 «а» по ул. - юго-восточный квартал) (стр.4 Проекта в т.1 л.д.83).

По сведениям, представленным Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ, площадь северо-западного квартала составляет 50 697,27 кв.м.; площадь юго-восточный квартала – 34 728,15 кв.м.

В Проекте площадь северо-западного квартала определена 57 250кв.м.; площадь юго-восточный квартала - 41 250 кв.м., что превышает сведения о площади кварталов, представленные Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ.

При этом представители стороны ответчика не оспаривали данный факт, указывая, что при определении площади кварталов в Проекте также учтена дорога. Однако обоснование по данному вопросу в Проекте не приведено и не представлено в судебное заседание.

Действительно, постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 (ред. от 20.05.2022) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985", СП 42.13330.2016 исключен с 1 сентября 2022г. из Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В то же время, пунктункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815 наделяет застройщика (технического заказчика) правом выбора требований, которые будут применяться при оценке соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в рамках проведения государственной экспертизы, в случае если разработка проектной документации (выполнение результатов инженерных изысканий) начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. или до 1 августа 2020 г.

Учитывая, что разработка проектной документации (выполнение результатов инженерных изысканий) начата до 1 сентября 2021г., расчет коэффициента плотности застройки выполнен на основе СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (в ред. от 19.12.2019) по выбору застройщика.

При этом СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" предусматривает, что подсчет коэффициента плотности застройки определяется исходя из площади этажей (учитываются только надземные этажи). Коэффициент плотности застройки 1,6 приведен для территории квартала, при этом границами кварталов являются красные линии. В условиях реконструкции существующей застройки плотность застройки допускается превышать, но не более чем на 30%, то есть не должна превышать 2,08.

Следовательно, в Проекте планировки коэффициент плотности застройки неверно определен исходя из общей территории двух кварталов, тем более, что площадь этих кварталов также определена неверно.

Коэффициент плотности застройки в северо-западном квартале составляет – 60 217,2 кв.м. (общая площадь зданий)/50 697,27 кв.м. (площадь квартала)= 1,19

Коэффициент плотности застройки в юго-восточном квартале составляет – 97 313,3 кв.м. (общая площадь зданий)/ 34 728,15 кв.м. (площадь квартала) = 2,80, что превышает допустимое значение.

Доводы стороны ответчика о том, что коэффициент плотности застройки должен определяться исходя из участка развития застроенной территории, который составляет 98 500 кв.м. ссылкой на закон не подтверждены. При этом территория развития - территория, границы которой определены решением органа местного самоуправления о развитии застроенной территории, что в соответствии с договором №5 от 10 декабря 2014г. составляет ориентировочную площадь 2,8 га. (27 976 кв.м.), а не 98 500 кв.м.

В Проекте общее число жителей, которые могут проживать в квартирах, указано в количестве 1487 чел., но, каким образом данное значение определено, сведения отсутствуют.

Согласно п. 2 раздела 3 постановления Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 №424 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о развитии застроенной территории), целью реализации данной программы является достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 24 -24,5 кв.м. к 2020 году.

На момент утверждения Проекта показатель средней обеспеченности общей площадью жилья составляет на уровне 21,1 кв. м. на человека в 2015 году и 22,0 кв. м - к 2024 году (в ред. Постановления Правительства РБ от 28.12.2016 N 617)

Таким образом, общее количество жителей, которое может проживать в квартирах составляет - 47 065 кв.м. (общая площадь квартир):24 кв.м.=1961чел. (на момент заключения договора №5), или 2 139 чел, по уровню обеспеченности жильем на момент утверждения Проекта.

Согласно ч. 10 ст. 45 ГрК РФ Проект планировки должен соответствовать, в том числе, программам комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативам градостроительного проектирования.

Нормативы градостроительного проектирования - совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с ГрК РФ в целях обеспечения благоприятных условии жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории (п. 26 ст. 1 ГрК РФ).

Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения (п. 28 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно разделу 1 Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа "Город Улан-Удэ" на период до 2033 года, утвержденной Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 07.12.2017 N 389-35 задачами данной программы являются:

- обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры города Улан-Удэ для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

-достижение расчетного уровня обеспеченности населения города Улан-Удэ объектами социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

-повышение эффективности функционирования действующих объектов социальной инфраструктуры.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности в соответствии с требованиями части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов.

Согласно п. 3.1. Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа "Город Улан-Удэ", утверждённых Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.12.2016 N 281-27, местные нормативы градостроительного проектирования являются средством организации управления органов местного самоуправления городского округа "Город Улан-Удэ" по созданию благоприятных условий жизнедеятельности человека и предназначены для регулирования градостроительной деятельности на основе требований законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия.

Местные нормативы направлены на конкретизацию и развитие норм действующего федерального законодательства в сфере градостроительной деятельности, на повышение благоприятных условий жизни населения городского округа "Город Улан-Удэ", на устойчивое развитие территорий городского округа "Город Улан-Удэ" с учетом социально-экономических, территориальных, природно-климатических и иных особенностей городского округа "Город Улан-Удэ", на обеспечение пространственного развития и устойчивого повышения уровня и качества жизни населения городского округа "Город Улан-Удэ".

В соответствии с п. 7.2. Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.12.2016 N 281-27 (далее – Местные нормативы) предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов образования местного значения для населения городского округа "Город Улан-Удэ" для дошкольных образовательных организаций составляет 300 метров, для общеобразовательных организаций - 400 метров (для начальных классов - 300 м).

Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами образования местного значения населения городского округа "Город Улан-Удэ" составляет для расчета потребности дошкольными образовательными организациями - 115 мест на 1 000 человек, для общеобразовательных организаций – 139 мест на 1 000 человек.

При расчете данного показателя в Проекте общее число жителей 1487 чел. округлено до 1 500 чел., таким образом потребность дошкольными образовательными учреждениями определена в 173 мест и для общеобразовательных организаций – 209 мест.

Вместе с тем, как указано выше, общее количество жителей определено неверно, что повлекло за собой неверное определение потребности дошкольными образовательными учреждениями и общеобразовательными организациями.

Потребность дошкольными образовательными учреждениями будет составлять 115х1961чел. =226 мест- на дату заключения договора, или 115х2139 чел. =246 мест, на момент утверждения Проекта.

Потребность общеобразовательными организациями будет составлять 139х1961чел. =273 мест- на дату заключения договора, или 139х2 139 чел. =297 мест, на момент утверждения Проекта.

Проектом планировки предусмотрено строительство встроенного детского дошкольного учреждения на 40 мест, и как указано в Проекте, с возможностью увеличения количества до 50 мест.

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа "Город Улан-Удэ" на период до 2033 года" утверждена решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 07.12.2017 N 389-35 (ред. от 28.04.2021).

Согласно данным таблицы №1 «Обеспеченность местами в дошкольных образовательных организациях по районам города Улан-Удэ» указанной Программы, процент превышения детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения составляет более 120%.

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры не предусматривает строительство новых дошкольных образовательных учреждений на осваиваемых территориях по Проекту планировки.

Кроме того, Программой комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа "Город Улан-Удэ" на период до 2033 года на территории, предусмотренной Проектом планировки, строительство или реконструкция общеобразовательных или дошкольных образовательных организаций не предусмотрено (приложение).

Доводы стороны ответчика о том, что указанной Программой предусмотрена реконструкция пищеблока МБОУ «СОШ № ...», не имеют значения для настоящего дела, так как сама по себе реконструкция пищеблока не предполагает создания дополнительных мест в школе. Не имеют значения для настоящего дела также обстоятельства, связанные со строительством детских садов в других районах города, так как включение в расчет обеспеченности объектами социальной инфраструктуры этих учреждений противоречит Местным нормативам.

Следовательно, приведенные нормативные показатели при застройке территории не обеспечат потребность в объектах социальной инфраструктуры, что противоречит требованиям ч. 10 ст.45 ГрК РФ.

Судебной коллегией также установлены противоречия в Проекте, а именно: Проектом предусмотрен сквозной проезд между улицами Гагарина и Цивилева, который организован в створе ул.. Еще один выезд на ул. организован в створе ул. Пестеля (абз. 2 ст.19 Проекта).

Вместе с тем выезд в створе ул. Пестеля в графической части Проекта отсутствует, на схеме обозначен пешеходный путь (схема улично-дорожной сети, движение транспорта и пешеходов).

Доводы административных истцов о том, что Проект планировки не учитывает реальную потребность в автомобильных парковках, следует признать несостоятельными.

Так, согласно п.6.2.1.5. Местных нормативов при многоэтажной застройке в границах застроенных территорий, квартала, микрорайона размещение открытых стоянок автомобилей проектируемого объекта (объектов) допускается предусматривать не менее 30% от требуемого количества стоянок и не более 70% стоянок автомобилей всех типов в шаговой доступности в 1000 метров за его пределами. На проектируемой территории предусмотрено 311 машино - мест (на открытых и подземных автостоянках), что составляет 30 % от требуемого количества стоянок.

Остальное количество машино-мест согласно Проекту обеспечивается за счет имеющихся в радиусе километра приобъектных стоянок с учетом предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности парковками данных объектов, установленных Местными нормативами.

То обстоятельство, что подземные паркинги по ул. находятся в частной собственности для личного пользования, а также, по доводам истцов, что открытой автостоянкой возле ж/д вокзала не представляется возможным воспользоваться жителям микрорайона в целях парковки автомобилей на постоянной основе, к нарушению исчисленного в Проекте показателя не приведет, в шаговой доступности в 1000 метров определено 1633 машино-мест, что в 2,4 раза превышает потребность.

Судебной коллегией также установлено нарушение процедуры, регулирующей порядок утверждения проектной документации.

Согласно ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 15.10.2015 N 283 утверждено Положение о порядке и утверждения документации по планировке территории, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению на территории городского округа "Город Улан-Удэ", которое разработано в соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и регулирует правоотношения по подготовке и утверждению документации по планировке территории городского округа "Город Улан-Удэ" в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Согласно ст. 3.1, 3.2 Положения о порядке и утверждения документации, инициатор, лица, указанные в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляют подготовленную документацию по планировке территории для утверждения в Комитет по архитектуре и градостроительству, который в течение 20 рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в статьях 42, 43, в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов".

В случае несоответствия вышеуказанным требованиям Комитет направляет документацию на доработку в форме уведомления на бланке Комитета.

Исходя из приведенных выше обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что комиссия по вопросам градостроительной деятельности проверку Проекта на соответствие требованиям, указанным в статье 42, в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не проводила.

Представленный протокол заседания постоянно действующей комиссии по градостроительной деятельности от 24 марта 2021г. составлен формально.

Ссылка представителя Администрации г.Улан-Удэ на п.7.7 СП 42.13330.2016, согласно которой при комплексной реконструкции сложившейся застройки и в других сложных градостроительных условиях допускается при соответствующем обосновании уточнять требования настоящего свода правил заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры и градостроительства, органами государственного санитарно -эпидемиологического и природоохранного надзора и государственной противопожарной службы, подлежит отклонению, поскольку какое –либо задание и соответствующее обоснование не представлено.

Доводы представителей ответчиков и заинтересованных лиц о недобросовестном поведении административных истцов, а также о том, что оспариваемым актом их права не нарушаются, несостоятельны.

Так, согласно статье 5 ГрК РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 ГрК РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

Для гармоничного развития территорий задача органов при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Согласно материалам дела, административные истцы проживают в доме ... по ул. который расположен в застраиваемом юго-восточном квартале, то есть являются участниками отношений по развитию указанной территории.

Таким образом, применением оспариваемого распоряжения, утвердившим Проект о внесении изменений в проект планировки, затрагиваются права истцов на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, и основания для вывода о недобросовестном поведении истцов, у судебной коллегии отсутствуют.

При этом, доводы о пропуске срока на обращение в суд несостоятельны, поскольку административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При установленных по делу обстоятельств, несоответствия оспариваемого Проекта требованиям ч.14 ст.46, ч. 21 ст.46, ч. 10 ст.45, ч. 4 ст.46 ГрК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Определяя момент, с которого оспариваемое распоряжение об утверждении Проекта надлежит признать недействующим, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом того, что в материалы дела представлена информация о применении распоряжения об утверждении Проекта планировки начиная с даты его утверждения (заключены договоры о долевом участии в строительстве с гражданами, выдано разрешение на строительство 3 этапа (т.1 л.д.117-130, 131)), судебная коллегия считает, что оспариваемое распоряжение об утверждении Проекта планировки подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На Администрацию г.Улан-Удэ, в соответствии с п.4 ч.2 ст.215 КАС РФ, следует возложить обязанность по опубликованию информации о принятом решении в официальном печатном издании муниципального образования и на официальном интернет - портале органов местного самоуправления Администрации г.Улан-Удэ в течение 1 месяца.

Руководствуясь ст. ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 17 мая 2022г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Признать недействующим распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от 9 сентября 2021г. №764-р «Об утверждении проекта о внесении изменений в проект планировки застроенной территории, расположенной в пределах ул.» с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Возложить обязанность на Администрацию г.Улан-Удэ опубликовать информацию о принятии настоящего решения в официальном печатном издании муниципального образования и на официальном интернет - портале органов местного самоуправления Администрации г.Улан-Удэ в течение 1 месяца.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.09.2022.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи: М.В.Ихисеева

Н.А. Матвеева