ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-114/20 от 18.11.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0006-01-2020-000199-67

Номер дела в суде первой инстанции 2а-114/2020

Дело № 33а-5495/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судейпри участии прокурора

ФИО2, Ревякина А.В.,Козыревой М.В.,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Консультант В» в лице председателя ФИО4 на решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Консультант В» к Администрации Викуловского муниципального района о признании распоряжения Администрации Викуловского муниципального района от 18.06.2019 г. <.......> «О внесении изменений в распоряжение Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 г. <.......>» не соответствующим постановлению Администрации Викуловского муниципального района от 25.06.2015 г. № 59 «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него муниципального имущества» в части исключения из приложения к распоряжению Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 г. <.......> строки 144, а также о признании распоряжения Администрации Викуловского муниципального района от 18.06.2019 г. <.......> «О внесении изменений в распоряжение Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 г. № <.......> недействующим в части исключения из приложения к распоряжению Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 г. № <.......> строки 144 со дня его принятия - отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителя административного истца СПОК «Консультант В» ФИО5, просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, заключение прокурора Козыревой М.В., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив «Консультант В» в лице председателя ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации Викуловского муниципального района о признании распоряжения Администрации Викуловского муниципального района от 18.06.2019 года № <.......> «О внесении изменений в распоряжение Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года <.......>» не соответствующим постановлению Администрации Викуловского муниципального района от 25.06.2015 года № 59 «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него муниципального имущества» в части исключения из приложения к распоряжению Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года № <.......> строки 144, а также о признании распоряжения Администрации Викуловского муниципального района от 18.06.2019 года № <.......>О внесении изменений в распоряжение Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года № <.......>» недействующим в части исключения из приложения к распоряжению Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года № <.......> строки 144 со дня его принятия. Требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года № <.......> утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Строкой 144 Перечня закреплено следующее муниципальное имущество: нежилое помещение в административном здании 1975 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 9,6 кв.м., кадастровый номер <.......>, расположенное по адресу: <.......>. 11 июня 2019 года СПОК «Консультант В» обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, в чем ему было отказано письмом от 21 июня 2019 года <.......> со ссылкой на то, что испрашиваемое помещение предоставлено Управлению федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. 18 июня 2019 года административным ответчиком вынесено распоряжение <.......>-р, согласно которому, в распоряжение от 10.04.2015 года <.......>-р были внесены изменения, в том числе, об исключении из Перечня строки 144, т.е. об исключении из Перечня Имущества. Административный истец полагает, что вынесенное административным ответчиком распоряжение противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, Федеральному закону от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, Постановлению Административного ответчика от 25.06.2015 года № 59, следовательно, является недействующим в части исключении из Перечня строки 144. Кроме того, распоряжение нарушает права административного истца как заявителя, реализовавшего свое право, предусмотренное Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.

Представитель административного истца СПОК «Консультант В» ФИО5 в судебном заседании суда первой инстанции на административном иске настаивал.

Представитель административного ответчика Администрации Викуловского муниципального района ФИО6 просила суд отказать в заявленных требованиях в полном объеме.

Заинтересованное лицо - Управление федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не известило, об отложении рассмотрения дела не просило.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный истец СПОК «Консультант В» в лице председателя ФИО4, который в апелляционной жалобе просит решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Указывает, что административный ответчик был обязан внести изменения в Перечень не позднее <.......>, в то время как указанные действия совершены не были, что свидетельствует о незаконности исключения Имущества из Перечня. Считает противоречащей закону ссылку в решении на договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 09.07.2019 года <.......>. Обращает внимание, что передача имущества не могла быть осуществлена в рамках ФЗ от 25.01.2002 года № 8-ФЗ, поскольку имущество не соответствует указанным в нем критериям: оно неохраняемое, не оснащено средствами связи. Судом проигнорирован тот факт, что Арбитражным судом Тюменской области вопрос о правомерности исключения нежилого помещения из Перечня не рассматривался.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Администрация Викуловского муниципального района в лице представителя ФИО7 просит решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Консультант В» в лице председателя ФИО4 – без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Администрации Викуловского муниципального района Тюменской области, представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. (ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

Постановлением Администрации Викуловского муниципального района от 25.06.2015 года <.......> утверждено Положение о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества Викуловского муниципального района, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 2.1 указанного Положения основанием для включения имущества в перечень или исключения из перечня является распоряжение администрации района об утверждении данного перечня или изменений, вносимых в него.

Подпунктом «д» пункта 2.6 Положения установлено, что имущество исключается из перечня, в том числе, в случае возникновения потребности в данном имуществе у органов местного самоуправления для обеспечения осуществления Викуловским муниципальным районом своих полномочий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передается осуществление следующих полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения:

1) обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении;

2) обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;

3) предоставление необходимых транспортных средств, средств связи.

Осуществление указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий может быть передано законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления (п. 6 ч. 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения»).

Пунктом 10 части 5 статьи 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» предусмотрено, что органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения, в том числе, оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении ими указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий.

Как следует из материалов дела, 11 июня 2019 года СПОК «Консультант В» обратился в Администрацию Викуловского муниципального района Тюменской области с заявлением о предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное) пользование без проведения торгов, а именно нежилого помещения, общей площадью 9,6 кв м, расположенного по адресу: <.......>.

Из ответа Администрации Викуловского муниципального района Тюменской области <.......> от 21 июня 2019 года следует, что комиссией по имущественным отношениям (протокол <.......> от 18 июня 2019 года) принято решение об отказе в даче согласия на аренду указанного нежилого помещения, Вышеуказанное помещение предоставлено Тюменьстату для работы временного персонала по проведению Всероссийской переписи населения 2020, в связи с чем принято решение об исключении нежилого помещения из перечня для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Викуловского муниципального района Тюменской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовала в пределах предоставленных ей полномочий.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Распоряжением Администрации Викуловского муниципального района <.......>-р от 10 апреля 2015 года утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в строке 144 которого значится спорное нежилое помещение.

09 июля 2019 года был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом между Администрацией Викуловского муниципального района и Управлением службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения договора, с 01.04.2019 года по 27.12.2019 года.

12 декабря 2019 года был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом между Администрацией Викуловского муниципального района и Управлением службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, срок действия которого с 28.12.2019 года по 31.12.2020 года.

18 июня 2019 года Администрацией Викуловского муниципального района Тюменской области было издано Распоряжение <.......>-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года <.......>-р», согласно которому строка 144 исключена из Перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Вопреки доводам жалобы, договор о предоставлении в безвозмездное пользования недвижимым имуществом имеет непосредственное отношение к рассматриваемому делу, поскольку подтверждает возникновение у Администрации Викуловского муниципального района потребности в спорном нежилом помещении для обеспечения осуществления своих полномочий, заключающихся в содействии органам исполнительной власти субъектов РФ по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, у административного ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемого Распоряжения <.......>-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года <.......>-р», в части исключения строки 144 из Перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, что полностью согласуется с положениями части 5 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения», Положением о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества Викуловского муниципального района, утвержденными Постановлением Администрации Викуловского муниципального района от 25.06.2015 года <.......>.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемого распоряжения <.......>-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Викуловского муниципального района от 10.04.2015 года <.......>-р», администрация Викуловского муниципального района Тюменской области действовала в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» и издание указанного распоряжения не противоречит положениям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы о невозможности передачи административным ответчиком Управлению службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу нежилого помещения, общей площадью 9,6 кв. м, расположенного по адресу: <.......>, ввиду не соответствует указанным в законе критериям, не заслуживают внимания, поскольку данные обстоятельства предметом рассматриваемого административного дела не являются.

Иные доводы жалобы сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат каких-либо фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Консультант В» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии