ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-11586/19 от 04.03.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Бжезовская И.В. Дело № 33а-2326/2020

(дело № 2а-11586/2019)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 04 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ворониной Т.А.

судей: Есыревой Е.В., Хижаева Б.Ю.

при секретаре судебного заседания - Корниенко В.В., с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Смурова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной Т.А. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе администрации г.Н.Новгорода на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 19 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Коммунальные сети», Общества с ограниченной ответственностью «СитиЛюкс» к Администрации города Нижнего Новгорода о признании недействующим в части нормативного правового акта администрации города Нижнего Новгорода,

установила:

Администрацией города Нижнего Новгорода 31.05.2012 принято постановление №2260 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов», которое официально опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород" №47 (674), №57 (684) от 15 июня 2012 года, 20 июля 2012 года (далее по тексту - Порядок).

Постановлениями администрации города Нижнего Новгорода от 06.06.2013 № 2090, от 20.01.2016 № 115, от 05.09.2016 № 2722, от 07.08.2018 № 2011, от 28.12.2018 № 3804 изменялась редакция Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов.

Общество с ограниченной ответственностью «Объединенные Коммунальные сети», Общество с ограниченной ответственностью «СитиЛюкс» указав, что они являлись и являются субъектами отношений, регулируемых постановлением администрации города Н. Новгорода №2260 от 31.05.2012 и Порядком в редакции Постановлений администрации г.Н.Новгорода от 20.01.2016 №115, от 07.08.2018 № 2011, поскольку ими оказывались услуги по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов на территории Ленинского и Канавинского районов г. Н. Новгорода в 2016 и 2017 годах и оказываются в настоящее время, обратились в суд с административным иском, в котором, с учетом измененных в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требований просили:

- признать недействующими с момента принятия положения абзаца 3 пункта 3.5 Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 года (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722), предусматривающие возможность отказа в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели;

- признать недействующими с момента принятия подпункт 2.7.3 пункта 2.7, подпункт 2.12.3 Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденного Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.08.2018 № 2011).

Требования административных истцов мотивированы тем, что оспариваемые положения Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, предусматривающие возможность отказа в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города Нижнего Новгорода на данные цели на текущий год, приняты с нарушением федерального законодательства – ст.ст. 6, 69, 78, 86, 158, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 14, 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По мнению административных истцов, закрепление в Порядке положений, позволяющих в случае отсутствия или использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год, отказать в предоставлении субсидии, создает неопределенность в вопросе о возмещении затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов.

Тем самым фактически допускается возможность несения лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, связанную с организацией сбора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов на территории г.Н.Новгорода, расходов на эту деятельность полностью за свой счет, без какого-либо возмещения (субсидирования), что недопустимо. При этом, в Порядке какой-либо алгоритм возмещения указанных затрат, позволяющий решить вопрос об их возмещении в последующих финансовых годах, также не предусмотрен.

Вместе с тем, выполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за собственный счет не согласуется с основной целью их деятельности и при отсутствии механизма возмещения понесенных ими расходов может привести к неправомерному ограничению конституционных прав местным законодателем, который, предъявляя к субъектам экономической деятельности конкретные требования, во всяком случае связан конституционным принципом недопустимости искажения самого существа права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

Оспариваемые положения Порядка не способствуют достижению законодательно обусловленных задач субсидирования публично значимой предпринимательской деятельности юридических лиц, нарушают права и законные интересы административных истцов.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 в том числе, со ссылкой на пункт 3.5 Порядка N 2260, предусматривающим возможность отказа в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города, было отказано в удовлетворении исковых требований ООО «Объединенные коммунальные сети и ООО «СитиЛюкс» о взыскании с Муниципального образования «город Нижний Новгород» убытков в размере неполученных субсидий за услуги по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов на территории Ленинского и Канавинского районов г. Н. Новгорода в 2016 и 2017 годах.

По вышеизложенным основаниям административные истцы полагают оспариваемые положения нормативно-правового акта подлежащими признанию недействующими.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 19 ноября 2019 года постановлено:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Объединенные Коммунальные сети», общества с ограниченной ответственностью «СитиЛюкс» об оспаривании нормативного правового акта в части, удовлетворить.

Признать недействующими пункт 3.5 (абзац 3) Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 года, в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722 со дня его принятия, в части основания для принятия администрацией решения об отказе в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели.

Признать недействующими с момента принятия подпункт 2.7.3 пункта 2.7, подпункт 2.12.3 пункта 2.12 Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012, в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.08.2018 № 2011 со дня его принятия, в части основания для отказа Администрацией в согласовании пакета документов в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год, основания для отказа Департаментом жилья в предоставлении субсидии в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год.

Направить для публикации сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическое печатное издание, предусматривающее официальное опубликование нормативных правовых актов, в газету "День города. Нижний Новгород".

В апелляционной жалобе администрация г.Н.Новгорода ставит вопрос об отмене решения Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 19 ноября 2019 года, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители ООО «Объединенные Коммунальные сети», ООО «СитиЛюкс» просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Нижнего Новгорода также просил оставить решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 19 ноября 2019 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Н.Новгород – Бекишева Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Представители ООО «Объединенные Коммунальные сети», ООО «СитиЛюкс» - Соловьев В.Ю., Скворцова Е.В. пояснили, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие по делу в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Смурова С.Н., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.05.2012 N 2260 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов.

Указанное постановление было опубликовано в изданиях «День города Нижний Новгород», № 47(674), 15 июня 2012, «День города. Нижний Новгород», № 57 (684), 20 июля 2012 года, и направлено для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Постановлениями администрации города Нижнего Новгорода от 06.06.2013 № 2090, от 20.01.2016 № 115, от 05.09.2016 № 2722, от 07.08.2018 № 2011, от 28.12.2018 № 3804 вносились изменения в редакции Порядка, указанные постановления были также официально опубликованы.

Согласно пункту 1.1 Порядка (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722) данный Порядок устанавливает механизм определения объема и предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений индивидуальным предпринимателям с целью возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории города Нижнего Новгорода.

В силу пункта 4.1 Постановления администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 (в редакции от 28.12.2018 № 3804) на правоотношения, возникшие до 07.08.2018, распространяется действие Порядка (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.05.2012 № 2260») до окончания действия данных правоотношений.

Согласно п.1.4. Порядка, субсидия предоставляется в целях возмещения затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, оказывающим услуги по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории города Нижнего Новгорода (далее - Затраты).

Право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, оказывающие услуги по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории города Нижнего Новгорода (далее - Заявитель) (пункт 1.5. Порядка).

В пункте 2.4. указано, что для заключения Соглашения в целях получения субсидии Заявителю необходимо представить в департамент жилья, в том числе, маршрутный график вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов, утвержденный руководителем предприятия-Заявителя на основании задания по объемам вывоза отходов. В маршрутном графике определяется периодичность вывоза отходов и адрес, с которого осуществляется вывоз отходов, предусматривается последовательный порядок передвижения машин. Маршрутный график вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов должен содержать картографический и текстовый материал, подтверждающий последовательность передвижения транспорта по маршруту и сбор с контейнерных площадок, расчетное время движения транспорта по маршруту, время начала и окончания работы транспорта на маршруте.

Департамент жилья в течение трех рабочих дней с момента предоставления Заявителем пакета документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет данный пакет в администрацию соответствующего района на согласование (пункт 2.5. Порядка).

Администрация соответствующего района города в течение пяти рабочих дней осуществляет согласование представленного пакета документов и направляет пакет документов в департамент жилья (Пункт 2.6. Порядка).

В соответствии с пунктом 3.5. Порядка (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722) администрация района в течение пяти рабочих дней рассматривает пакет документов и принимает решение, в частности, о мотивированном отказе в предоставлении субсидий при несоблюдении условий предоставления субсидий, указанных в п.3.3. и (или) при отсутствии одного из документов, перечисленных в пункте 3.4. настоящего Порядка, в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели (абзац 3 пункта 3.5 Порядка в редакции в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722).

При этом, Порядок действующий (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.08.2018 № 2011) также содержит в качестве основания для возможности отказа в выплате субсидий аналогичное положение.

Согласно подпункту 2.7.3 пункта 2.7 Порядка (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.08.2018 № 2011) администрация соответствующего района города отказывает в согласовании пакета документов в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год.

В подпункте 2.12.3 Порядка (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.08.2018 № 2011) также предусмотрено, что Департамент жилья отказывает в предоставлении субсидии в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год.

Таким образом, исходя из буквального содержания указанных положений Порядка предоставления субсидии, названные положения Порядка, как в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722, так и в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.08.2018 № 2011, предусматривают возможность отказа в предоставлении субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города Нижнего Новгорода на данные цели.

Из материалов дела также следует, что во 2-4 кварталах 2016 года и 1-3 кварталах 2017 года ООО "ОКС" и ООО "СитиЛюкс" на территории Ленинского и Канавинского районов города Нижнего Новгорода оказали услуги по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов города Нижнего Новгорода.

После оказания услуг административные истцы подали заявки на предоставление субсидий в администрации Ленинского и Канавинского районов города Нижнего Новгорода, к которым приложили требуемые документы.

Согласно письмам администрации Ленинского и Канавинского районов города Нижнего Новгорода выплата субсидии невозможна в связи с отсутствием ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Какие-либо возражения относительно произведенных истцами расчетов сумм субсидий не указаны, денежные средства за вышеуказанные периоды не возмещены.

Административные истцы обращались с иском в Арбитражный суд Нижегородской области о взыскании с Муниципального образования «город Нижний Новгород» убытков в размере неполученных денежных средств за вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2017 по делу №А43-35725/2017 исковые требования удовлетворены, Постановлением Первого Арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 указанное решение оставлено без изменения.

Однако, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.12.2018 постановление Первого арбитражного апелляционного суда в части взыскания убытков отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд.

Постановлением Первого апелляционного арбитражного суда от 27.05.2019 в удовлетворении исковых требований ООО "ОКС" и ООО "СитиЛюкс"отказано.

Из содержания указанного судебного акта следует, что в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований послужило то обстоятельство, что обязанность органа местного самоуправления по субсидированию деятельности по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории г. Н.Новгорода за пределами ассигновании, предусмотренных в бюджете, постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 31.05.2012 № 2260 не предусмотрена.

Так, в тексте постановления Первого апелляционного арбитражного суда от 27.05.2019 указано: «утвержденный постановлением администрации города Нижнего Новгорода №2260 от 31.05.2012 Порядок предусматривает возможность отказа в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели (пункт 3.5 Порядка № 2260)».

Как пояснили лица, участвующие в деле в судебном заседании суда апелляционной инстанции, выплата субсидий за 2018 год и 2019 годы произведена административным ответчиком ООО "ОКС" и ООО "СитиЛюкс".

Административные истцы считают Порядок предоставление субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных домов, утвержденный Постановлением администрации г.Н.Новгорода №2260 от 31.05.2012 года в части положений абзаца 3 пункта 3.5 Порядка (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 № 2722), и подпункта 2.7.3 пункта 2.7, подпункта 2.12.3 (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.08.2018 № 2011), противоречащими законодательству Российской Федерации, что послужило поводом для обращения с настоящим иском в суд.

Разрешая настоящий спор, давая правовую оценку в оспариваемой административными истцами части нормативного правового акта администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 года, руководствуясь ст. ст. 6, ст. 78, 86 ч.1 ст.158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года №887, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые административными истцами положения Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, в части, предусматривающие возможность отказа в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на цели деятельности по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории г. Н.Новгорода противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административных истцов, как исполнителей услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов.

Приходя к указанным выводам, суд первой инстанции исходил из того, что требованиями федерального законодательства установлено, что муниципальным правовым актом, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должны быть предусмотрены условия и порядок предоставления субсидий и основания для отказа в их предоставлении.

Однако, оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организаций, связанных с вывозом твердых бытовых отходов от индивидуальных жилых домов, устанавливающие в качестве основания для отказа в их предоставлении - использование лимитов бюджетных обязательств, не предусматривают механизма возмещения затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов от индивидуальных жилых домов в случае использования лимитов бюджетных обязательств.

Между тем отказ в предоставлении субсидии по причине исчерпания лимита бюджетных обязательств в конкретном финансовом году на указанные цели либо отсутствия финансовых средств в соответствующем бюджете образует неопределенность в вопросе о возмещении расходов и приводит к отсутствию правового регулирования данного вопроса; такое положение нормативного правового акта свидетельствует о противоречии принципам, гарантированным Конституцией Российской Федерации, равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод; исполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за счет их денежных средств противоречит основной цели их деятельности.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства дела, считает возможным согласиться с указанными выводами суд первой инстанции, поскольку они соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7).

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. По вопросам местного значения органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты (ст.2,43 Закона N 131-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 47 Закона об общих принципах организации местного самоуправления регламентировано, что Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) признается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Общие положения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлены в ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Исходя из подпункта 2 пункта 3 стати 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Согласно пункту 3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; и т.д. (ч. 1 ст. 158 БК РФ).

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее по тексту - Общие требования), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887.

Согласно абз. п.3 указанного постановления рекомендовано исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 1 июня 2017 года.

Пунктом 1 Общих требований предусмотрено, что настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее соответственно - получатели субсидий, субсидии).

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат: а) общие положения о предоставлении субсидий; б) условия и порядок предоставления субсидий; в) требования к отчетности; г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение (п.2 Общих требований).

В соответствии со статьей 1 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 N 91 (далее по тексту Устав), муниципальное образование город Нижний Новгород является городским округом, городом областного значения.

В соответствии с пунктом 18 части 7 статьи 43 Устава города (в редакции решения Городской Думы г. Н.Новгорода № 23 от 22.06.2016 г.), к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг относится – организация сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

В пункте 18 части 7 статьи 43 Устава города (в редакции решения Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.02.2018 N 9), на администрацию города Нижнего Новгорода возлагаются полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города.

Как следует из материалов дела, Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.05.2012 N 2260 принято на основании статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода администрации города Нижнего Новгорода, в данном постановлении отражены: общие положения; условия и порядок предоставления субсидий; указанное постановление было опубликовано в изданиях «День города Нижний Новгород» и включен в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Правила утверждены администрацией города Н.Новгорода в пределах предоставленных ей полномочий по вопросу, отнесенному к её компетенции, с соблюдением формы, порядка издания и опубликования правомерен.

Предметом регулирования оспариваемого нормативного правового акта администрации города Нижнего Новгорода, является порядок предоставления субсидий из бюджета города на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории города Нижнего Новгорода.

Оспариваемыми положениями Порядка предусмотрены основания для принятия администрацией решения об отказе в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели, а также основания для отказа администрацией в согласовании пакета документов в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год, основания для отказа Департаментом жилья в предоставлении субсидии в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год.

Учитывая, что ООО «Объединенные Коммунальные сети», ООО «СитиЛюкс» оказывали услуги по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории Ленинского и Канавинского районов города Нижнего Новгорода в 2016 и 2017 годах, однако их заявления о предоставлении субсидий, оставлены административным ответчиком без удовлетворения со ссылкой на отсутствие ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, ООО "ОКС" и ООО "СитиЛюкс" являются надлежащими административными истцами, поскольку оспариваемые положения нормативно-правового акта к ним были применены.

Суд первой инстанции, проверяя соответствие в оспариваемой административными истцами части нормативного правового акта администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 года, нормативным правовым актам в указанной части, имеющим большую юридическую силу, пришел к правильному выводу о том, что предусмотренное Порядком предоставления субсидий из бюджета города Н.Новгорода, ограничение предоставления субсидий лимитами бюджетных обязательств не соответствует действующему законодательству - положениям ч.3 ст.78 и ч.2 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, поскольку возникновение разницы между затратами организаций по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов на территории г.Н.Новгорода, и размером платы, установленной за данные услуги, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях данным организациям понесенных ими экономических потерь, а поскольку постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.05.2012 N 2260 принято администрацией г.Н.Новгорода в рамках исполнения публичных полномочий по решению вопросов местного значения, то расходные обязательства, вытекающие из данного муниципального правового акта, устанавливаются администрацией города Нижнего Новгорода самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета, в связи с чем, такое основание для отказа в предоставлении субсидии как отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году не основано на действующем законодательстве; указанное основание пп. «в» п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии не предусмотрено.

Из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2018 32-П следует, что отказ в предоставлении субсидии по причине выявления в конкретном финансовом году недостаточности на эти цели бюджетных ассигнований или исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств создает неопределенность в вопросе о возмещении расходов и свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, который вступает в противоречие с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Таким образом, право на получение административными истцами субсидии не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Доводы административного ответчика о том, что нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по осуществлению финансирования расходов в области обращения с твердыми бытовыми отходами и организации вывоза твердых бытовых отходов от индивидуальных жилых домов, не являющихся муниципальным фондом, обоснованно были отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).

Согласно п. 24 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ в (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 2 ст. 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 стати 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых), в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Таким образом, исходя из положений приведенных нормативных актов является правильным суждение суда первой инстанции о том, что на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, отходов на территории города, орган местного самоуправления должен организовать решение данного вопроса местного значения и применение субсидирования за счет доходов местного бюджета субъектам экономической деятельности, осуществляющим вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, является необходимым для разрешения публично значимых задач, в том числе направленных на организацию мероприятий по охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности в границах муниципального образования в целях защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Следует также отметить, что действия администрации г.Н.Новгорода в спорный период свидетельствуют о фактическом участии административного ответчика через свои территориальные органы – администраций Ленинского и Канавинского районов г.Н.Новгорода в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию твердых бытовых отходов на территории города Н.Новгорода путем организации вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле заявки административных истцов на предоставление субсидий по каждому периоду с приложением необходимых документов, сопроводительными письмами к которым имеются отметки о получении документов администрациями Канавинского и Ленинского районов г.Н.Новгорода, ответами администраций, подтверждающими как выдачу заявок, согласование графиков, так и объем вывезенных ООО «Объединенные Коммунальные сети», ООО «СитиЛюкс» твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора за 2016-2017 годы.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что администрация г.Н.Новгорода фактически признавала свою обязанность в вышеуказанный период по субсидированию затрат в связи с оказанием административными истцами услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов на территории Канавинского и Ленинского районов г.Н.Новгорода.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что административный ответчик определяя в оспариваемых пунктах Порядка в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии-отсутствие или использование лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год, создает неопределённость в вопросе о возмещении затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, при том, что исполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за счет их денежных средств противоречит основной цели их деятельности.

Утверждения в апелляционной жалобе, что администрация города Нижнего Новгорода не устанавливала тариф для организаций частной формы собственности, оказывающих услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов, в связи с чем, вывод суда об организации субсидирования с целью сдерживания роста для жителей тарифов по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов не обоснован, не влияют на законность принятого судом решения.

В силу п.2 Постановления администрации города Нижнего Новгорода от 06.07.2016 года организациям частной формы собственности, оказывающим услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов, рекомендовано применять тариф, установленный на услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов, оказываемые муниципальным предприятием города Нижнего Новгорода.

В Приложении к Порядку предоставления субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утверждённого постановлением администрации г.Н.Новгорода от 31.05.2012 года №2260 (в редакции постановлений администрации г.Н.Новгорода от 06.06.2013 №2090, от 20.01.2016 №115, от 05.09.2016 №2722), при расчете затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов должен учитываться тариф на услуги по вывозу ТБО и КГМ не менее тарифа, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода для муниципальных предприятий города Нижнего Новгорода.

Как следует из материалов дела (том 5 л.д.106, 162, 197), административные истцы при расчете размера субсидии применяли тариф, установленный на услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов, оказываемые муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода.

При наличии таких данных, ссылка в жалобе о незаконности вывода суда об организации субсидирования с целью сдерживания роста для жителей тарифов по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов не может быть признана состоятельной, равно как и доводы о том, что расходы по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов на территории города являются для административных истцов риском предпринимательской деятельности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 которым отказано в удовлетворении иска ООО «Объединенные Коммунальные сети», ООО «СитиЛюкс» о взыскании с Муниципального образования «город Нижний Новгород» убытков в размере неполученных субсидий за услуги по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов на территории Ленинского и Канавинского районов г. Н. Новгорода в 2016 и 2017 годах, не имеет преюдициального значения для суда, рассматривающего в порядке абстрактного нормоконтроля дело об оспаривании правовой нормы, послужившей основанием для отказа в удовлетворении требований административных истцов в рамках вышеуказанного гражданско-правового спора.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельными доводы административного ответчика о ненарушении прав административных истцов оспариваемыми положениями Порядка по основанию установления данного обстоятельства в ходе рассмотрения дела Первым арбитражным апелляционным судом от 27.05.2019, поскольку указанный судебный акт принят по результатам рассмотрения иного предмета требований.

Судебная коллегия также считает, что не могут являться основаниями для отмены обжалуемого судебного акта дополнительные доводы жалобы представителя административного ответчика о неопределенности вопроса о том, является ли оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов на территории города Н.Новгорода муниципальной нуждой и необходимости в этой связи регулирования указанного вопроса посредством размещения заказа на оказание соответствующих услуг для муниципальных нужд в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку указанные доводы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения и сделанных судом выводов о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу оспариваемых положений Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, принятого администрацией г.Н.Новгорода в рамках исполнения публичных полномочий по решению вопросов местного значения и не предусматривающего проведение конкурсных процедур отбора индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных) – получателей субсидий, осуществляющих вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы о соответствии признанных судом недействующими положений Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, и с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта на момент рассмотрения дела применялись к административным истцам, признание нормативного правового акта недействующим с даты, отличной от дня его принятия, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что оспариваемые административными истцами положения Порядка предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода № 2260 от 31.05.2012 года, подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, не допущено, оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 19 ноября 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Н.Новгорода - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: