ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-116/2022 от 13.07.2022 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2а-116/2022 (№ 33а-410/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 июля 2022 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Гаврикова И.В.,

судей Папуловой С.А., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре судебного заседания Корсуковой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Прокопенко Н. В. о взыскании обязательных платежей

по апелляционной жалобе административного ответчика Прокопенко Н.В. на решение Ленинского районного суда ЕАО от 08.04.2022.

Заслушав доклад судьи Папуловой С.А., пояснения административного ответчика Прокопенко Н.В., его представителя Мурдашева А.Е., представителя административного истца Васильевой С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (далее - УФНС России по ЕАО, налоговый орган) обратилось в суд с административным иском к Прокопенко Н.В. о взыскании обязательных платежей.

Административный иск мотивирован тем, что по сведениям ГИБДД УМВД России по ЕАО за Прокопенко Н.В. зарегистрированы транспортные средства марки: , и «, по сведениям Управления Росреестра по ЕАО в собственности Прокопенко Н.В. находится недвижимое имущество, расположенное по адресу: ; ; . Названное имущество является объектом налогообложения по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а Прокопенко Н.В. - плательщиком данных налогов.

Налогоплательщику направлены налоговые уведомления: от 26.07.2017 об уплате, в том числе налога на имущество физических лиц за 2016 года в сумме 369 руб. не позднее 01.12.2017; от 23.06.2018 об уплате, в том числе налога на имущество физических лиц за 2017 года в сумме 850 руб. не позднее 03.12.2018; от 01.08.2019 об уплате, в том числе налога на имущество физических лиц за 2018 года в сумме 1 053 руб. не позднее 02.12.2019; от 01.09.2020 об уплате транспортного налога в размере 13 600 руб. и налога на имущество физических лиц в размере 1 314 руб. не позднее 01.12.2020.

В связи с неуплатой налогов в адрес налогоплательщика согласно статье 69 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) направлены требования: от 19.02.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 369,00 руб., пени в сумме 7,61 руб. со сроком исполнения до 23.03.2018; от 29.01.2019 уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 850,00 руб. со сроком исполнения до 19.03.2019; от 09.07.2019 уплате пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0,37 руб. со сроком исполнения до 21.10.2019; от 31.12.2019 уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 053,00 руб., пени в сумме 6,26 руб. со сроком исполнения до 07.02.2020; от 18.12.2020 об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 13 600,00 руб., пени в сумме 30,83 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 314,00 руб., пени 2,98 руб. со сроком исполнения 19.01.2021.

Решением районного суда от 08.04.2022 административный иск удовлетворён. С Прокопенко Н.В. взысканы пени по транспортному налогу в размере 30,83 руб., недоимка по транспортному налогу в размере 13 600 руб., недоимка по налогу на имущество в размере 3 586 руб., пени в размере 17,22 руб. Всего 17 234,05 руб.

В доход местного бюджета Ленинского муниципального района ЕАО с Прокопенко Н.В. взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик Прокопенко Н.В. просит решение районного суда отменить.

Указывает, что административным истцом не предоставлено сведений о том, когда и в каком объёме был уплачен налог за 2017 год.

При этом ходатайство административного ответчика об истребовании данных сведений не было удовлетворено должным образом - административным истцом представлены обезличенные сведения, из которых не ясно, когда и в каком объёме был уплачен налог за 2017 год.

Обращает внимание, что он (Прокопенко Н.В.) не был надлежащим образом уведомлён об образовании задолженности по пене, поскольку уведомление по неуплате налога и пени по нему за 2017 год направлено в его адрес посредствам электронного документооборота, отметка о получении отсутствует.

Анализируя положения статьи 48 НК РФ, указывает, что общий срок обращения в суд по взысканию налога и пени за 2017 год истёк 02.12.2021 и не был восстановлен.

Отмечает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ) были списаны в полном объёме имущественные налоги: транспортный налог; налог на имущество физических лиц; земельный налог за период 2015- 2017 годы, таким образом, налог на имущество за 2017 год предъявлен необоснованно.

Указывает, что суд удержал сумму в размере 17 234 руб., зная о том, что его (Прокопенко Н.В.) доход в месяц составляет руб., и при уплате требуемой суммы остаётся сумма дохода ниже прожиточного минимума, установленного постановлением правительства ЕАО от 13.12.2021 № 518-пп «Об установлении на 2022 год величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Еврейской автономной области», для трудоспособного населения.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Прокопенко Н.В., его представитель Мурдашев А.Е. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Представитель административного истца УФНС России по ЕАО Васильева С.Ю. поддержала возражения, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело в полном объёме, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив содержание обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке.

В силу пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закреплённая в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определённой денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В соответствии с частью 1 статьи 357, пункта 1 статьи 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке в соответствии с законодательством зарегистрированы автомобили.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя (часть 1 статьи 361 НК РФ).

Законом ЕАО от 02.11.2004 № 343-ОЗ «О транспортном налоге на территории Еврейской автономной области» установлены размеры налоговых ставок для автомобилей легковых с мощностью двигателей (с каждой лошадиной силы): свыше 130 л.с. до 150 л.с. включительно - 16; свыше 200 л.с. до 230 л.с. включительно - 52.

Абзацем 3 пункта 1, абзацев 1 пункта 3 статьи 363 НК РФ установлено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу статьи 400, подпунктов 2, 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности, в том числе, на квартиры, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 409 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что Прокопенко Н.В. в спорные налоговые периоды являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц связи с наличием в собственности недвижимого имущества и транспортных средств. Указанные обстоятельства Прокопенко Н.В. не оспаривал.

Прокопенко Н.В. направлены в личный кабинет налогоплательщика, размещённый на официальном сайте налогового органа в сети «Интернет», налоговые уведомления: от 26.07.2017 об уплате не позднее 01.12.2017, в том числе налога на имущество физических лиц за 2016 года в сумме 369 руб. (л.д. 25, 27); от 23.06.2018 об уплате не позднее 03.12.2018, в том числе налога на имущество физических лиц за 2017 года в сумме 850 руб. (л.д. 28, 30); от 01.08.2019 об уплате не позднее 02.12.2019, в том числе налога на имущество физических лиц за 2018 года в сумме 1 053 руб. (л.д. 31, 33); от 01.09.2020 об уплате не позднее 01.12.2020 транспортного налога за 2019 год в размере 13 600 руб. и налога на имущество физических лиц за 2019 года в сумме 1 314 руб. (л.д. 34-36).

В указанных уведомлениях налоговым органом приведён расчёт налога на имущество физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ согласно данным о кадастровой стоимости объекта налогообложения, представленным регистрирующими органами, а также расчёт транспортного налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359, части 1 статьи 361 НК РФ исходя из мощности двигателя, находящихся в собственности административного ответчика транспортных средств, с использованием соответствующего размера налоговой ставки, установленного законом ЕАО от 02.11.2004 № 343-ОЗ. Расчеты судебной коллегией проверены, являются верными.

Согласно НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44).

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (статья 72 НК РФ).

Пеней признаётся установленная этой статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки (пункты 1, 2 статьи 75 НК РФ).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объёме (пункты 3, 5 статьи 75 НК РФ).

В связи с недоимкой по налогу на имущество физических лиц Прокопенко Н.В. начислена пеня: за 2016 год за период с 02.12.2017 по 18.02.2018 в сумме 7,61 руб., за период с 05.07.2019 по 08.07.2019 в размере 0,37 руб.; за 2018 год за период с 03.12.2019 по 30.12.2019 - 6,26 руб.; за 2019 год за период с 02.12.2020 по 17.12.2020 - 2,98 руб.

В связи с недоимкой по транспортному налогу Прокопенко Н.В. начислена пеня за 2019 год за период с 02.12.2020 по 17.12.2020 в сумме 30,83 руб.

Судом апелляционной инстанции расчёты пени за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц, приложенные к административному иску в обоснование заявленных требований, проверены, расчёты произведены инспекцией в соответствии с требованиями законодательства и являются верными.

Прокопенко Н.В., являясь налогоплательщиком, в сроки, установленные в требованиях, недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2019 годы и по транспортному налогу за 2019 год в добровольном порядке не уплатил. Доказательств обратному ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции административным ответчиком не представлено.

В силу положений абзаца 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 названного Кодекса.

Статьёй 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (далее - обязательных платежей) налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей с учётом особенностей, установленных названной статьёй (абзац 1 пункта 1).

Заявление о взыскании обязательных платежей за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1).

Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 названной статьи (абзац 4 пункта 1 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей, если иное не предусмотрено названным пунктом (абзац 1 пункта 2).

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате обязательного платежа, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма обязательных платежей превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (абзац 2 пункта 2 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Требование о взыскании обязательных платежей за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3).

Из анализа, приведённых норм права, в их совокупности, следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по обязательным платежам в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога или со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что требование от 19.02.2018 об уплате Прокопенко Н.В. налога на имущество физических лиц в размере 369 руб. и пени в размере 7,61 руб. за 2016 год (менее 3 000 руб.), о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до 23.03.2018; требование от 29.01.2019 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 850 руб. за 2017 год (менее 3 000 руб.), о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до 19.03.2019; требование от 09.07.2019 об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,37 руб. за 2016 год (менее 3 000 руб.), о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до 21.10.2019; требование от 31.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 1 053 руб. и пени 6,26 руб. за 2018 год (менее 3 000 руб.), о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до 07.02.2020.

Общая сумма налога, заявленная ко взысканию, превысила сумму 3 000 руб. по требованию от 18.12.2020 со сроком добровольного исполнения до 19.01.2021. Следовательно, исходя из требований части 2 статьи 286 КАС РФ, абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок для взыскания указанных платежей в судебном порядке начал течь с 19.01.2021 и истекал 19.07.2021.

Вопреки доводу жалобы мировым судьёй Ленинского судебного участка Ленинского судебного района ЕАО 30.04.2021 в установленный приведёнными нормами срок вынесен судебный приказ № 2А-508/2021 о взыскании с Прокопенко Н.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3 586 руб., пени в размере 9,98 руб., по транспортному налогу в размере 13 600 руб., пени в размере 30,83 руб., всего 17 226,81 руб., а также государственной пошлины в местный бюджет, который на основании статьи 123.7 КАС РФ в связи с поступлением возражений на него от должника отменён определением мирового судьи от 25.08.2021.

Исходя из требований абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, срок для обращения в суд с административным иском о взыскании указанных спорных платежей истекал 25.02.2022. Согласно штампу на почтовом конверте УФНС России по ЕАОсдало административный иск к Прокопенко Н.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу, пени в организацию связи 25.02.2022 - в установленный срок.

Таким образом, поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, транспортные средства, недвижимое имущество, являющиеся объектом налогообложения, в спорный период зарегистрированы за Прокопенко Н.В., судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении требований.

Выводы суда правомерны, сделаны с учётом нормативных положений главы 32 КАС РФ при правильно определённом характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

Довод административного ответчика Прокопенко Н.В. о неполучении налоговых уведомлений и требований в связи с отсутствием регистрации и доступа к личному кабинету налогоплательщика, ни логин, ни пароль он не знает, несостоятелен,опровергаются материалами дела.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 52, пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговое уведомление, требование могут быть переданы физическому лицу,в том числе, через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Приказом ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок ведения личного кабинета), предусматривающий возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога.

Согласно пункту 8 указанного Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:

1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;

2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;

3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА), утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от (далее - Положение о ЕСИА).

Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов:

а) путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью;

б) с использованием кода активации в ЕСИА.

В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) формируется автоматически.

Пунктом 16 Порядка ведения личного кабинета определено, что формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется ФНС России в течение трёх рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе; в случае неполучения от физического лица указанного уведомления по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика (пункт 20 Порядка ведения личного кабинета).

Как следует из дополнительных возражений налогового органа Прокопенко Н.В. имеет доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru с 30.10.2017.

Как видно из представленного налоговым органом скриншота историй действий пользователя в личном кабинете налогоплательщика, административным ответчиком осуществлен вход в личный кабинет налогоплательщика 03.07.2020, что свидетельствует о регистрации его в личном кабинете налогоплательщика в установленном законом порядке.

Доводы административного ответчика о том, что из данного скриншота следует, что не заполнен его электронный адрес, что вход в личный кабинет налогоплательщика произведен с неизвестного ему IP-адреса, что он не регистрировался на едином портале государственных и муниципальных услуг, подлежат отклонению.

Так, в соответствии с пунктом 6.1 Положения о ЕСИА регистрация физического лица в регистре физических лиц (далее - регистрация физического лица) ЕСИА осуществляется путем внесения сведений:

физическими лицами самостоятельно;

должностными лицами органов и организаций, имеющих право на выдачу ключей простых электронных подписей в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, с согласия физического лица (подпункт «а»).

Для регистрации физического лица необходимо:

для граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - наличие страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), серии, номера и даты выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина, номера телефона или адреса электронной почты (подпункт «б»);

Регистрация физических лиц осуществляется с использованием интерактивной формы регистрации физического лица единой системы идентификации и аутентификации (далее - форма регистрации) путем внесения следующих необходимых для регистрации физического лица сведений:

для граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями: фамилия, имя, отчество (если имеется), СНИЛС, пол, дата рождения, серия и номер основного документа, удостоверяющего личность, сведения о гражданстве, контактная информация - номер телефона или адрес электронной почты (по выбору заявителя) (подпункт «в»)

Таким образом, для регистрации физического лица в ЕСИА указание им адреса электронной почты не является обязательным, следовательно, отсутствие в профиле личного кабинета налогоплательщика адреса электронной почты не ограничивает налогоплательщика в его использовании.

Доказательств того, что вход в личный кабинет налогоплательщика произведен с неизвестного ему IP-адреса, что он не регистрировался на едином портале государственных и муниципальных услуг, административным ответчиком не представлено. Более того, указанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

Сведений о том, что Прокопенко Н.В. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе, либо отказался от пользования личным кабинетом налогоплательщика, материалы дела не содержат.

Не использование личного кабинета налогоплательщика не свидетельствует о невыполнении административным истцом своей обязанности по направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов.

Таким образом, действия налогового органа по направлению уведомлений и налоговых требований административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика соответствуют положениям действующего законодательства.

Учитывая изложенное, является несостоятельным довод жалобы о том, что он (Прокопенко Н.В.) не был надлежащим образом уведомлён об образовании задолженности по пене за 2017 год, поскольку факт направления административному ответчику налогового уведомления и налогового требования через его личный кабинет ФНС России в сети «Интернет» подтверждён налоговым органом, в связи с чем, они считаются полученными адресатом.

Довод жалобы о том, что налог на имущество за 2017 год предъявлен необоснованно, поскольку подлежал списанию в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, несостоятелен, основан на неверном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, вступившей в силу с 29.12.2017, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

Для целей статьи 12 названного федерального закона под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.

Таким образом, положения статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям, так как обязанность уплаты налога за 2017 год возникла у Прокопенко Н.В. в декабре 2018 года.

Иных доводов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 08.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Прокопенко Н.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд ЕАО в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий И.В. Гавриков

Судьи С.А. Папулова

М.Е. Слободчикова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.07.2022