Судья 1 инстанции: ФИО7
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-1170/2020 Дело №а-5840/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Хожаиновой О.В., Холодной Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Камынина Александра Леонидовича к Крымской таможне, заместителю начальника Крымской таможни Хильченко Вячеславу Сергеевичу, заинтересованные лица – Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Сараев Сергей Васильевич, Отделение № 3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, ООО «СВМ – Регион», Таганрогская таможня, о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Камынина Александра Леонидовича – ФИО3 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения представителя административного истца Камынина А.Л. – ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей Крымской таможни ФИО10, ФИО11, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Представитель административного истца Камынина А.Л. – ФИО3 обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным решение Крымской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (исх№) об отказе возвратить Камынину А.Л. транспортное средство (автомобиль марки <данные изъяты> кузов №, шасси №) без уплаты таможенных платежей; обязать Крымскую таможню возвратить Камынину А.Л. транспортное средство без оплаты таможенных платежей.
Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году Камынин А.Л. приобрел в собственность транспортное средство марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Как указывает административный истец, в связи с событиями на Украине дом истца подвергался обстрелам, ДД.ММ.ГГГГ в него попал гранатомет, в связи с чем, истец решил перевезти свою семью и все свое имущество в Республику Крым. Однако автомобиль «<данные изъяты>» он вывезти не мог, так как она находилась в месте расположения военной части.
ДД.ММ.ГГГГ Сараевым С.В., на основании доверенности, был ввезен автомобиль из <адрес> в <адрес>, через пункт пропуска ФИО4<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ административный истец совместно с Сараевым С.В. явились в органы ГИБДД для постановки на регистрационный учет указанного транспортного средства, где был осуществлен регистрационный учет ТС и выдано свидетельство. Однако ДД.ММ.ГГГГ по адресу места жительства истца явились сотрудники ОВД Таганрогской таможни, и ими было изъято транспортное средство, документы на автомобиль и ключи от него, после чего истцу стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ ОВД Таганрогской таможни возбуждено уголовное дело по признакам части № статьи № Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении Сараева С.В., после чего административный истец неоднократно обращался таможенные органы с вопросом о том, что Сараев С.В. собственником транспортного средства не является. Как указывает административный истец о том, где находится его транспортное средство ему известно не было, он с его представителем обращались в Крымскую таможню, однако руководитель их не принял, после чего ДД.ММ.ГГГГ истец и Сараев С.В. направили письменное обращение с просьбой возвратить транспортное средство собственнику, выпустив в свободное обращение, в случае если обращение запрещено - вернуть для вывоза с территории Российской Федерации, а также не отдавать транспортное средство на реализацию до вынесения решения суда, на что Камынину А.Л. был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что транспортное средство может быть возвращено владельцу только после того, как будут уплачены таможенные пошлины, налоги.
Истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Крымской таможни, в Южное таможенное управление было направлено заявление о внесении изменений в таможенную декларацию, однако истцу было отказано, поскольку внесение изменений в пассажирскую таможенную декларацию после выпуска транспортного средства для личного использования действующим законодательством не предусмотрено, о чем был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с данным ответом административный истец, обратился с настоящим иском в суд.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель административного истца Камынина А.Л. – ФИО3 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно отказал гражданину Российской Федерации Камынину А.Л. в защите его прав как добросовестному собственнику транспортного средства. Суд подменил предмет иска, рассмотрев вопрос о правомерности внесения изменений в декларацию.
Представитель административного истца считает, что истец и Сараев С.В. действовали добросовестно, так как не знали, что автомобиль находится под таможенным контролем после его выпуска в свободное обращение. Действующее законодательство не предусматривает двойной ответственности, выразившейся в том, что судебным приказом взысканы таможенные платежи и задержано транспортное средство. Кроме того, в апелляционной жалобе указывается на незаконность проведённой камеральной проверки и отсутствие оснований для изъятия и удержания транспортного средства.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Камынина А.Л. - ФИО3 – без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Крым.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Камынина А.Л. - ФИО3 – без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель административного истца Камынина А.Л. – ФИО3, участвовавшая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, просила апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Представители Крымской таможни ФИО10, ФИО11 просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ гражданином Украины Сараевым С.В. по доверенности на таможенную территорию Евразийского экономического союза с территории Украины было ввезено иностранное транспортное средство <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №
ДД.ММ.ГГГГ Сараевым С.В. была оформлена таможенная декларация №, согласно которой указанный автомобиль ввозился на таможенную территорию Евразийского экономического союза временно. Срок временного ввоза установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Собственником указанного транспортного средства является Камынин А.Л..
Камынин А.Л. получил гражданство Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
ДД.ММ.ГГГГ Камыниным А.Л. был осуществлён государственный регистрационный учёт указанного транспортного средства в Отделении № 3 МРЭО ГИБДД УМВД России по Республике Крым.
В ходе камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного Союза условий выпуска автомобиля <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС гражданином Украины Сараевым С.В., установлено, что декларантом Сараевым С.В. не соблюдены требования, установленные положениями пункта 3 статьи 358 ТК ТС, статьи 11 Соглашения, а именно транспортное средство передано в пользование (распоряжение) иному лицу на таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввезенного транспортного средства, о чём ДД.ММ.ГГГГ главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля выпуска товаров Таганрогской таможни составлен акт камеральной таможенной проверки №.
Решением начальника Таганрогской таможни, по результатам таможенной проверки, было принято решение о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов, в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Соглашения, в связи с передачей временного ввезённого транспортного средства иному лицу.
ДД.ММ.ГГГГ Таганрогской таможней в адрес Сараева С.Л. направлено требование об уплате таможенных платежей № на сумму <данные изъяты> копеек.
По факту неуплаты таможенных пошлин, налогов в особо крупном размере ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО12 было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью № статьи № Уголовного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем ОВД Таганрогской таможни, в ходе проведения обыска по адресу: <адрес>, было изъято указанное транспортное средство.
ДД.ММ.ГГГГ Отделением №3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым регистрация указанного транспортного средства прекращена, в связи с признанием регистрации недействительной (аннулирование).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Ялтинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с Сараева С.В. в пользу Таганрогской таможни взысканы таможенные платежи и пени в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем по ОВД Таганрогской таможни было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков уголовного преследования, согласно которому транспортное средство <данные изъяты> подлежит возврату собственнику после надлежащего таможенного оформления.
Как следует из письма за подписью и.о. начальника Таганрогской таможни ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованного СЭД начальнику Крымской таможни ФИО14, в целях исполнения выставленного Таганрогской таможней требования об уплате таможенных платежей № просит поручить подчиненным должностным лицам применить положения главы 51 ТК ЕАЭС в отношении транспортного средства <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер № временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС по ПТД № осуществить его задержание, с последующим информированием Таганрогской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ Крымской таможней было задержано указанное транспортное средство, о чём составлен протокол задержания товаров и документов на них №. Транспортное средство передано на ответственное хранение на открытую площадку Крымской таможни, расположенную по адресу: <адрес>, срок хранения товара установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Передача имущества - транспортного средства марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер государства Украина №. шасси №, кузов №, объем двигателя № куб. см., цвет <данные изъяты> на ответственное хранение подтверждается соответствующими актам приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Сараева С.В. было направлено сообщение за №, согласно которому начальник таможенного поста Симферополь центральный ФИО1 сообщил о том, что согласно Уведомления о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров от ДД.ММ.ГГГГ, установленного до ДД.ММ.ГГГГ, необходимо было обратиться в таможенный орган с целью осуществления таможенных операций в отношении транспортного средства марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Также указано, что в соответствии со статьёй 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, подлежат реализации, а в отдельных случаях, установленных правом Евразийского экономического союза или законодательства Российской Федерации, - уничтожению или утилизации.
ДД.ММ.ГГГГ Таганрогской таможней на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса ЕАЭС принято решение о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов в отношении вышеуказанного транспортного средства.
Адвокат ФИО3, действующая в интересах Камынина А.Л., ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес государственных органов, в том числе Крымской таможни, с обращением, в котором просила внести изменения (исправления) в таможенную декларацию от ДД.ММ.ГГГГ и оформить транспортное средство в таможенном отношении с выпуском в свободное обращение; возвратить транспортное средство, документы на него и ключи собственнику Камынину А.Л.
По результатам обращения Крымской таможней дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором даны разъяснения таможенного законодательства, обосновывающие задержание транспортного средства.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение и.о. первого заместителя начальника таможни ФИО1, оформленного в форме ответа от ДД.ММ.ГГГГ за № законно и обоснованно.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 355 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 358 ТК ТС и пункта 22 Приложения 3 к Соглашению, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно статьей 5 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию (далее - декларирование) в соответствии с Кодексом и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до: их выпуска с целью обращения на таможенной территории таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению (далее - свободное обращение); уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов; помещения под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с Кодексом; фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза; обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства; уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
Статей 11 Соглашения установлены ограничения по использованию для личного пользования после их выпуска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения, транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 11 Соглашения, до истечения срока временного ввоза транспортные средства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Кодексом.
Пунктом 4 статьи 14 Соглашения закреплено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
Согласно пункту 5 вышеназванной статьи установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как установлено актом камеральной таможенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ у Сараева С.В. на основании пункта 3 статьи 358 ТК ТС возникли обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенного транспортного средства, в связи с передачей права пользования и распоряжения временно ввезенным транспортным средством КамынинуА.Л. на территории Таможенного союза.
Согласно положениям статьи 379 ТК ЕАЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 12, пунктом 10 статьи 88, пунктом 5 статьи 98, пунктом 3 статьи 101, пунктом 3 статьи 113, пунктом 5 статьи 133, пунктом 5 статьи 139, пунктом 6 статьи 152, пунктами 5 и 6 статьи 161, пунктом 12 статьи 205, пунктами 3 и 4 статьи 207, пунктом 3 статьи 215, пунктом 4 статьи 240, пунктом 6 статьи 246, пунктом 5 статьи 258, пунктом 7 статьи 259, пунктами 5 и 12 статьи 264, пунктом 7 статьи 286 и пунктом 9 статьи 393 настоящего Кодекса, задерживаются таможенными органами.
Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них, форма которого определяется Комиссией.
Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение срока, установленного настоящим Кодексом.
Для хранения задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, которые определяются таможенным органом и оборудованы для хранения таких товаров.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 98 ТК ЕАЭС товары, изъятые или арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и подлежащие таможенному декларированию, в отношении которых было принято решение об их возврате, должны быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения суда или уполномоченного органа (должностного лица) о прекращении уголовного дела либо дела об административном правонарушении.
Согласно положениям пунктов 5 и 6 статьи 98 ТК ЕАЭС товары, не помещенные на временное хранение в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда до истечения срока, предусмотренного для помещения товаров на временное хранение, подана таможенная декларация.
Как следует из ответа Таганрогской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, что в отношении вещественных доказательств по уголовному делу № принято следующее решение: транспортное средство марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак № – возвратить собственнику для надлежащего таможенного оформления.
Отказывая в возврате транспортного средства таможенным органом при рассмотрении обращения Камынина А.Л. и предоставлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ, не принято во внимание следующее.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от ДД.ММ.ГГГГ N 17, далее - Таможенный кодекс).
В соответствии с названным кодексом таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу, в том числе транспортных средств, перемещаемых любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию (пункт 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 355).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 3 статьи 352 Таможенного кодекса).
Таким международным договором, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ (вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ) является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
Статья 12 Соглашения устанавливает, что в отношении перечисленных в приложениях 3 и 4 товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, таможенные платежи не уплачиваются.
Так, в пункте 24 приложения 3 к Соглашению, устанавливающего категорию товаров и нормы ввоза, при перемещении которых через таможенную границу лицо освобождается от уплаты таможенных платежей, указаны автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа), находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий: их ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Союза; такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения разъясняет, что датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Как следует из материалов дела, Камынин А.Л. получил гражданство Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Камынин А.Л. как постоянный житель Республики Крым, Ялтинским судом ДД.ММ.ГГГГ был признан гражданином Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ им был получен паспорт гражданина Российской Федерации.
Таким образом, на момент ввоза ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированного в другом государстве автомобиля на территорию Российской Федерации Камынин А.Л. являлся гражданином Российской Федерации, прибывшим на постоянное место жительства в государство - член Союза - Российскую Федерацию.
Транспортное средство ввезено на таможенную территорию Таможенного союза не позднее № месяцев с даты прибытия на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Право собственности на автомобиль зарегистрировано за Камыниным А.Л. в стране предыдущего проживания в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть более чем за № месяцев до даты его прибытия на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Данные обстоятельства свидетельствуют о соответствии ввезенного для личного пользования Камыниным А.Л. транспортного средства условиям, установленным пунктом 24 приложения 3 к Соглашению и, как следствие, о распространении на него действующего таможенного законодательства об освобождении от уплаты таможенных платежей.
Указание Сараевым С.В. в таможенной декларации на временный ввоз транспортного средства <данные изъяты> ввезенного им по доверенности от гражданина Российской Федерации Камынина А.Л., не лишает последнего права на такую льготу.
На основании вышеизложенного, решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административное исковое заявления.
В соответствии с пунктом 1 части 2, частями 3 и 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд проверяет законность оспариваемого бездействия; в случае, если будет установлено его несоответствие закону, суд, признавая это, возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений прав административного истца, которое явилось следствием незаконного бездействия административного ответчика.
При этом суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, в связи с чем суд апелляционной инстанции при признании незаконным решения Крымской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письме, полагает необходимым возложить обязанность на Крымскую таможню повторно рассмотреть обращения Камынина А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ, по которым Крымской таможней дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Крымской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) изложенное в письме об отказе возвратить Камынину Александру Леонидовичу транспортное средство (автомобиль марки <данные изъяты>, кузов №, шасси №) без уплаты таможенных платежей.
Обязать Крымскую таможню повторно рассмотреть заявления Камынина Александра Леонидовича от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: А.А. Тимофеева
Судьи: О.В. Хожаинова
Е.И. Холодная