ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1196/20 от 16.03.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Петренко А.П. Дело №33a-8938/2021

№2а-1196/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.

судей Булата А.В., Золотова Д.В.

по докладу судьи Иваненко Е.С.

при ведении протокола секретарем с/з Поцепуновой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району о признании незаконным бездействие выразившиеся в неприятии мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО1, представителя ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району по доверенности ФИО2 на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 декабря 2020 года

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Прокурор Приморско-Ахтарского района, в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации, в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району о признании незаконным бездействие выразившиеся в неприятии мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, указав в нем, что прокуратурой района при проведении проверки исполнения законодательства, регламентирующего изъятие, учет, хранение и передачу вещественных доказательств по уголовным делам органами предварительного следствия, дознания по Приморско-Ахтарскому району выявлены многочисленные нарушения.

Согласно п. 4 Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» (далее - Правила) камера хранения вещественных доказательств оборудуется стеллажами, металлическими шкафами, охранной и приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями), а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами. На окна помещения при их наличии устанавливаются решетки.

При невозможности выделения такого помещения для хранения вещественных доказательств оборудуется специальное хранилище опечатываемый ответственным лицом металлический шкаф или сейф достаточных размеров, обеспечивающие в соответствии с настоящими Правилами сохранность и надлежащие условия хранения вещественных доказательств (далее - специальное хранилище).

В нарушение указанной нормы камера хранения вещественных доказательств не оборудована стеллажами. Холодильная камера стеллажами оборудована частично.

Между тем, часть вещественных доказательств (лодки) хранятся на территории двора здания ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району.

Таким образом, доступ к ним не ограничен, последние подвергаются воздействию атмосферных осадков и прямых солнечных лучей, что не обеспечивает их надлежащие хранение.

18.06.2020 прокуратурой района в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление начальнику ОМВД России по Приморско- Ахтарскому району, которое рассмотрено и удовлетворено.

Согласно ответу ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району от 7.07.2020 нарушения фактически не устранены.

Участвующая в судебном заседании помощник прокурора Митропанова М.А., доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала и просила суд признать незаконным бездействие Отдел МВД России по Приморско-Ахтарскому району, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, выразившееся в непринятии мер по устранению заявленных нарушений федерального законодательства.

Обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения выявленных нарушений Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», а именно на:

обустройства камеры хранения вещественных доказательств и холодильной камеры стеллажами;

замены двери в камеру хранения вещественных доказательств;

оборудования камеры вещественных доказательств и морозильной камеры охранной и приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями);

обеспечения хранения и безопасности крупногабаритных вещественных доказательств исключающего их подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату их индивидуальных признаков и свойств.

Обязать Отдел МВД России по Приморско-Ахтарскому району после выделения денежных средств ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить выявленные нарушения Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», а именно на:

обустроить камеры хранения вещественных /доказательств и холодильной камеры стеллажами;

заменить двери в камеру хранения вещественных доказательств;

оборудовать камеры вещественных доказательств и морозильной камеры охранной и приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями);

обеспечить хранения и безопасности крупногабаритных вещественных доказательств исключающего их подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату их индивидуальных признаков и свойств.

Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 декабря 2020 года административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району о признании незаконным бездействие выразившиеся в неприятии мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства - удовлетворено.

Суд признал незаконным бездействие Отдел МВД России по Приморско- Ахтарскому району, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства.

Обязал ГУ МВД России по Краснодарскому краю выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения выявленных нарушений Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», а именно на:

обустройство камеры хранения вещественных доказательств и холодильной камеры стеллажами;

замену двери в камеру хранения вещественных доказательств;

оборудование камеры вещественных доказательств и морозильной камеры охранной и приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями);

обеспечение хранения и безопасности крупногабаритных вещественных доказательств исключающего их подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату их индивидуальных признаков и свойств.

Обязал Отдел МВД России по Приморско-Ахтарскому району после выделения денежных средств ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить выявленные нарушения Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», а именно на:

обустроить камеры хранения вещественных доказательств и холодильной камеры стеллажами;

заменить дверь в камеру хранения вещественных доказательств; оборудовать камеры вещественных доказательств и морозильной камеры охранной и приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями);

обеспечить хранения и безопасности крупногабаритных вещественных доказательств исключающего их подмену, повреждение, порчу, ухудшение ли утрату их индивидуальных признаков и свойств.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО1, просит решение суда первой инстанции отменить в части обязания ГУ МВД России по Краснодарскому краю выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения выявленных нарушений.

В апелляционной жалобе представитель представителя ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району по доверенности ФИО2 решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Митропанова М.А. не согласилась с доводами жалоб, просила решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного Кодекса.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах почтовыми уведомлениями, распечатками отчетов с сайта «Почта России» и списком почтовых отправлений о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района при проведении проверки исполнения законодательства, регламентирующего изъятие, учет, хранение и передачу вещественных доказательств по уголовным делам органами предварительного следствия, дознания по Приморско-Ахтарскому району выявлены многочисленные нарушения.

Согласно п. 4 Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» камера хранения вещественных доказательств оборудуется стеллажами, металлическими шкафами, охранной и приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями), а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами. На окна помещения при их наличии устанавливаются решетки.

При невозможности выделения такого помещения для хранения вещественных доказательств оборудуется специальное хранилище опечатываемый ответственным лицом металлический шкаф или сейф достаточных размеров, обеспечивающие в соответствии с настоящими Правилами сохранность и надлежащие условия хранения вещественных доказательств (далее - специальное хранилище).

В нарушение указанной нормы камера хранения вещественных доказательств не оборудована стеллажами. Холодильная камера стеллажами оборудована частично.

Дверь в камеру хранения вещественных доказательств обита металлом, однако, конструкция двери, запорного устройства и дверной коробки не могут обеспечить безопасное хранение и исключить доступ третьих лиц.

Кроме того, в нарушение указанного пункта правил двери камеры хранения вещественных доказательств и морозильной камеры оборудованы каждая одним запорным устройством.

Также вопреки требованиям п. 4 Правил камера хранения вещественных доказательств и морозильная камера не оборудованы охранной и приточно- вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями).

На основании п. 1 Правил условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств должны исключать их подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату их индивидуальных признаков и свойств, а также обеспечивать их безопасность.

Между тем, часть вещественных доказательств (лодки) хранятся на территории двора здания ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району.

Таким образом, доступ к ним не ограничен, последние подвергаются воздействию атмосферных осадков и прямых солнечных лучей, что не обеспечивает их надлежащие хранение.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях предусмотренных ст. 82 Уголовного-процессуального кодекса РФ правил хранения вещественных доказательств по уголовным делам, а также о нарушении прав лиц, являющимися правообладателями не изъятыми из оборота предметам, признанными вещественными доказательствами, связанными с рисками их повреждения или уничтожения.

18.06.2020 прокуратурой района в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление начальнику ОМВД России по Приморско- Ахтарскому району, которое рассмотрено и удовлетворено.

Согласно ответу ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району от 17.07.2020 нарушения фактически не устранены.

Принятые административным ответчиком меры положительных результат не дали, выявленные в ходе проверок нарушения не устранены.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району выразившиеся в неприятии мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, законным и обоснованным подлежат удовлетворению.

При этом разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на ГУ МВД России по Краснодарскому краю выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения выявленных нарушений Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам».

Однако, судом апелляционной инстанции установлено, что вышеуказанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, при неправильном применении норм материального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения оставлено без внимания, что отсутствует факт бездействия Главного управления по следующим основаниям.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

В силу подп. 52 п. 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, утвержденного приказом МВД России от 25.07.2017 № 527, Главное управление осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Краснодарского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

Следовательно, ГУ МВД России по Краснодарскому краю не является главным распорядителем средств федерального бюджета, в связи с чем, у Главного управления отсутствуют полномочия и функции по финансированию Отдела МВД России по Приморско-Ахтарскому району.

Так от Отдела МВД России по Приморско-Ахтарскому району (13.10.20202 № 87/13- 15162) в адрес УОТО ГУ МВД России по Краснодарскому краю поступил проект локального сметного расчета лимитов бюджетных обязательств на 2021 год (прилагается), по результатам реализации которого, Отделом планируется проведение капитального ремонта гаража, с целью его использования для хранения вещественных доказательств и вследствие чего, устранения недостатков указанных в представлении прокурора Приморско-Ахтарского района от 18.06.2020 №4467.

Так, поступившая заявка в УОТО ГУ МВД России по Краснодарскому краю от Отдела рассмотрена, в адрес Отдела сопроводительным письмом (12.11.2020 № 20/8- 3799) направлен проверенный локальный сметный расчет на сумму 380 560,80 рублей.

Кроме того, согласно справке от 19.11.2020 главного бухгалтера Отдела лейтенанта внутренней службы ФИО3, Отделу было выделено на 2021 год - 4 000 000 рублей, из них выделено 380 561,00 рублей на капитальный ремонт гаража (комнаты хранения вещественных доказательств) (справка прилагается).

В силу п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение, удовлетворив требования прокурора частично.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.

Таким образом, решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 декабря 2020 в части возложения обязанности на ГУ МВД России по Краснодарскому краю выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения выявленных нарушений Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам», принято с существенными нарушениями норм материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что в соответствии со ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в указанной части, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району по доверенности ФИО2

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО1 – удовлетворить.

Решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 декабря 2020 года в части возложения обязанности на ГУ МВД России по Краснодарскому краю выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения выявленных нарушений Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» отменить. В указанной части вынести новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, о признании незаконным бездействие выразившиеся в неприятии мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства отказать.

В остальной части решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району по доверенности ФИО2- без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи