№ 2а-1196/2020 (33а-1237/2021) судья Потапова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2021 г. город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Голомидовой И.В., Исаковской Э.Л.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебной заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Киреевский район на решение Киреевского районного суда Тульской области от 24 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению вопросов местного значения.
Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия
установила:
Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Киреевский район законодательства о муниципальной собственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Киреевский район расположены следующие объекты электросетевого хозяйства, поставленные на учет в качестве бесхозяйных объектов более 1 года назад:
-внутриплощадочные сети электроснабжения, К№ "...", протяженностью 841 м, адрес местонахождения: "..." (объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 18.10.2018 "...");
-внутриплощадочные сети электроснабжения, К№ "...", протяженностью 2402 м, адрес местоположения: "..." (объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 18.10.2018 "...");
-комплектная трансформаторная подстанция "...", К№"...", площадью 3 кв.м, адрес местоположения: "..." (объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 31.10.2018 №"...").
Вместе с тем, до настоящего времени, администрация муниципального образования Киреевский район в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вышеперечисленные недвижимые вещи не обратилась, не предприняла мер по регистрации права муниципальной собственности в отношении указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие заявления в суд общей юрисдикции не направила.
Между тем бесхозяйный объект представляет собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и других хозяйственных объектов, препятствует эффективному и законному вовлечению вышеназванного имущества в оборот, развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию имущества, нарушает права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения соответствующих договоров.
Бездействие со стороны администрации муниципального образования может вызвать наступление таких последствий как разрушение имущества и, как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба окружающей природной среде и здоровью людей, значительные материальные потери, угрозу совершения террористических посягательств на объекты ресурсоснабжения населения.
Кроме того, непринятие административным ответчиком мер в соответствии с требованиями федерального законодательства нарушает права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Киреевский район на бесперебойное ресурсоснабжение, подачу коммунальных услуг надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям.
В целях устранения выявленных нарушений Киреевским межрайонным прокурором 01.06.2020 на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район внесено представление, однако мер к устранению нарушений не приняты.
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Киреевский район, выразившееся в невыполнении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на вышеназванные бесхозяйные объекты - внутриплощадочные сети электроснабжения с кадастровыми номерами "...", "..." и комплектную трансформаторную подстанцию "..." с кадастровым номером "...". Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 30.12.2020 направить в Киреевский районный суд Тульской области исковое заявление с требованием о признании права собственности муниципального образования город Киреевск Киреевского района на такие объекты.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 24 ноября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Киреевский район просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства представителей заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора Тульской области Чебоксаровой О.В., помощника прокурора Киреевского района ФИО1, представителя администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на территории муниципального образования Киреевский район расположены следующие объекты электросетевого хозяйства, поставленные на учет в качестве бесхозяйных объектов более 1 года назад:
- внутриплощадочные сети электроснабжения, кадастровый номер "...", протяженностью 841 м, адрес местонахождения: "...", год завершения строительства 2003 (объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 18.10.2018 №"...");
- внутриплощадочные сети электроснабжения, кадастровый номер "...", протяженностью 2402 м, адрес местоположения: "...", год завершения строительства 2003 (объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 18.10.2018 №"...");
- комплектная трансформаторная подстанция "...", кадастровый номер "...", площадью 3 кв.м, адрес местоположения: "...", год завершения строительства 2003 (объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 31.10.2018 №"...").
По сообщению Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях № "...", сведения о вышеуказанных объектах в реестре федерального имущества отсутствуют.
Из сообщения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № "..." следует, что в реестре имущества Тульской области также отсутствуют сведения о вышеуказанных объектах недвижимого имущества.
Согласно сообщению администрации муниципального образования Киреевский район от "..." № "..." внутриплощадочные сети электроснабжения с кадастровым номером "..." в соответствии со сведениями ЕГРН расположены в границах земельного участка с кадастровым номером "...", обслуживают уличное освещение по ул. "..."; внутриплощадочные сети электроснабжения с кадастровым номером "..." расположены в границах земельных участков с кадастровым номером "..." и "...", обслуживают уличное освещение "..."; комплектная трансформаторная подстанция "..." с кадастровым номером "..." расположена в границах земельного участка с кадастровым номером "...", обслуживает жилые дома "...". В июне 2020 года администрацией муниципального образования Киреевский район проведена работа по разделу земельных участков с названными кадастровыми номерами с целью выделения земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами и являющимися общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома. Фактически внутриплощадочные сети электроснабжения с кадастровыми номерами "..." и "..." частично расположены на земельных участках общего пользования и частично на земельных участках, сформированных для размещения многоквартирных жилых домов. Комплектная трансформаторная подстанция "..." с кадастровым номером "..." фактически расположена на землях улично-дорожной сети. Земельные участки под указанными объектами в аренду или иное пользование не предоставлялись.
Техническое обслуживание внутриплощадочных сетей электроснабжения с кадастровыми номерами "..." и "..." осуществляется в рамках муниципального контракта, заключенного между администрацией и "..."», где последнее выполняет работы согласно заявкам по разовым контрактам, поступающим от администрации муниципального образования Киреевский район по обустройству электроосвещения вдоль автомобильных дорог в г. Киреевск Киреевского района, в том числе в мкр. Брусяновский, в котором были произведены работы по замене светильников в период с 01.09.2020 по 05.11.2020.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что непринятие административным ответчиком как органом местного самоуправления мер в отношении бесхозяйных объектов свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 ст. 225 ГК РФ и пункта 4 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является препятствием для передачи имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, приводит к разрушению объектов электроснабжения и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Данный вывод суда основан на неправильном применении закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Следовательно, законом установлено право, а не обязанность, органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Таким образом, в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с таким требованием. При этом установленный срок (истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет) определяет только то, что ранее этого срока орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, не может воспользоваться таким правом.
По смыслу положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению и принудить к его реализации невозможно.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Кроме того, Федеральные законы от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не устанавливают обязанности органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.
Предусмотренные пунктом 4 ч. 1 ст. 14, пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов осуществляются посредством организации электроснабжения населения на соответствующих территориях, и по смыслу норм перечисленных выше нормативных актов в отношении бесхозяйного имущества у органов местного самоуправления имеется обязанность по содержанию.
Не закреплена обязанность органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и Уставом муниципального образования Киреевский район. Согласно ст. 7-1 названного Устава к вопросам местного значения муниципального образования Киреевский район относится, в том числе организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения городских и сельских поселений.
Вместе с тем, пунктом 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Однако в муниципальной программе «Энергоэффективность муниципального образования Киреевский район на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 19 сентября 2013 г. № 756, мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства не включены.
При таких обстоятельствах незаконного бездействия административным ответчиком допущено не было, а поскольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путем подачи в суд соответствующего иска, то возложение на администрацию муниципального образования Киреевский район обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность вышеуказанных объектов нарушает ее право, предусмотренное статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Более того, прокурором по существу не представлено доказательств тому, что непринятие мер по обращению в муниципальную собственность указанных им в административном иске бесхозяйных объектов нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное электроснабжение, подачу коммунальных услуг надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Частью 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Пунктом 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 27.12.2004 № 861, в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их. При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 15 Правил).
При этом из материалов дела следует, что в соответствии с Дорожной картой консолидации электросетевых активов Тульской области, утвержденной 15.05.2018 "..." и "...", была организована работа по инвентаризации (выявлению) на территории Тульского региона функционирующих бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
Протоколом заседания штаба по обеспечению безопасности электроснабжения Тульской области от 04.12.2018 № 102 был утвержден перечень выявленных бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и поручалось филиалу "..." принять выявленные объекты по владение, а также последнему рекомендовано постоянно продолжать работу по выявлению бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, принятию их во владение внутренним локальным актом с последующим признанием на них права собственности сетевой организации на основании статьи 226 ГК РФ.
Кроме того, судебной коллегией принимается во внимание, что филиал "..." с 20.02.2021 в соответствии с Приказом от 20.02.2021 № ТуЭ-272 «О начале эксплуатации бесхозяйных объектов», с учетом проведения необходимых организационных мероприятий приступил к эксплуатации бесхозяйных объектов, в том числе указанных прокурором в административном иске.
01 апреля 2021 г. "..." в районный суд подано заявление об обращении таких бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в собственность.
"..." - территориальная сетевая организация.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация – коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пунктам 1.2.1 и 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Персонал должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела (пункты 4 и 5 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), с принятием нового решения об отказе в удовлетворении предъявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 24 ноября 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Киреевского межрайпрокурора Тульской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Киреевский район, выразившегося в невыполнении обязанностей по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты – внутриплощадочные сети электроснабжения с кадастровыми номерами "...", "..." и комплектную трансформаторную подстанцию "..." с кадастровым номером "...", обязании направить в Киреевский районный суд Тульской области в срок до 30.12.2020 исковое заявление с требованием о признании права собственности муниципального образования город Киреевск Киреевского района на вышеуказанные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий