Судья Еременко Д.А. Дело № 2а-1198/2020
Докладчик Теплякова И.М. Дело № 33а-6222/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.,
судей Тепляковой И.М., Никифоровой Е.А.,
при секретаре Ведерниковой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 04 августа 2020 года административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО на решение Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 20 мая 2020 года, которым постановлено:
«Признать информацию содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для водных биологических ресурсов, размещенную на Интернет ресурсе (странице сайта) http://finskie-seti.ru в разделе «Все лесковые сети», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., объяснения помощника Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Филипповой Л.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для водных биологических ресурсов, размещенной на Интернет - страницах: http://finskie-seti.ru в разделе «Все лесковые сети», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства РФ при размещении информации в сети «Интернет». В ходе данной проверки был установлен Интернет-ресурс http://finskie-seti.ru, в подразделе которого «Все лесковые сети» содержится информация о продаже ставных одностенных и трехстенных сетей, изготовленных из лески, производства Финляндии. Указанный сайт создан для целей продажи. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц. На сайте с адресом страницы http://finskie-seti.ru в подразделе «Все лесковые сети» в свободном доступе размещена информация о продаже. Информация, указывающая на законность продажи, отсутствует.
Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, нет ограничений на передачу, копирование и распространение данной информации. Указанные действия противоречат требованиям законодательства. Предоставление возможности доступа к такой информации, побуждающей к противоправным действиям по приобретению запрещенных орудий лова, за использование которых законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. На основании вышеизложенного, истец просил об удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 20 мая 2020 года и принятии нового решения с указанием доменных имен и (или) указанием страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что информация, указанная в резолютивной части решения суда, на Интернет-странице: https://finskie-seti.ru в разделе «Все лесковые сети» не обнаружена. Внести в реестр ЕАИС решение в таком виде не представляется возможным, в связи с тем, что https://finskie-seti.ru в разделе «Все лесковые сети» не является ни страницей сайта, ни интернет-страницей, либо сетевым ресурсом. Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу считает, что информация, которая была признана запрещённой, не содержится на странице: https://finskie-seti.ru в разделе «Все лесковые сети».
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Пунктами 14, 15, 17, 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) определено, что владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте; провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет"; доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. (ч. 7 ст.15.1 Закона о защите информации).
Ч. 8 ст. 15.1 Закона о защите информации установлено, что незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" незамедлительно.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим иную распространяемую посредством сети "Интернет" информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (п. 2.2. ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по правилам главы 27.1 КАС РФ.
В соответствии с п. 1,2 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также:
1) в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 1 ст. 265.3 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (например, владельцы сайтов в сети "Интернет", авторы размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. /"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018/.
Из скриншота страницы сайта http://finskie-seti.ru следует (л.д. 9-12, 23, 28-33), что информация размещена в рамках деятельности «Интернет-магазина Финских рыболовных сетей». На сайте указан контактный телефон, а также имеется вкладка «Контакты», содержащая информацию о телефонах и почтовом адресе, адресе электронной почты. В разделе «Информация» имеются также вкладки: «Пользовательское соглашение», «Политика конфиденциальности», «Договор оферты», в том числе сведения об администраторе, правообладателе, магазине.
Доказательств невозможности установления административного ответчика, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, в деле не имеется.
Прокурор Филиппова Л.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что проверка в целях установления административного ответчика прокуратурой не проводилась, препятствий к тому не имелось.
Судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность по ее удалению.
Таким образом, административное дело было рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле владельца сайта, на котором размещена спорная информация, авторов, правообладателей размещенной информации, в связи с чем были допущены существенные нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену решения суда.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо с учетом изложенного и в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обеспечить соблюдение положений гл. 27.1 КАС РФ и иных норм процессуального закона, определить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, разрешить вопрос об их привлечении к делу, известить о дате и времени рассмотрения дела, а также тщательно проверить доводы и возражения сторон, в том числе в части доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов в информационно-телекоммуникационных сетях, всесторонне, полно, объективно исследовать фактические обстоятельства по делу, и с учетом установленных при новом рассмотрении фактических обстоятельств правильно определить и применить нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом изложенного, доводы жалобы по существу вынесенного решения при настоящем апелляционном рассмотрении оценке не подлежат.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 20 мая 2020 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи