Судья: Тураева Н.Р. № 33А-2961/2022
Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-120//2021)
(42RS0012-01-2022-000085-97)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» марта 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Тройниной С.С.,
судей Бегуновича В.Н., Пронченко И.Е.,
при секретаре Климове И.С.
с участием прокурора Скрипка Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу к ФИО1 об установлении административного надзора
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 февраля 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 об установлении административного надзора.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден 11.05.2021 Кировским районным судом г. Кемерово по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ сроком на 1 год лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Начало срока 25.05.2021 г., конец срока 10.05.2022 г.
ФИО1 совершил тяжкое преступление, в его действиях установлен особо опасный рецидив преступления.
ФИО1 ранее был осужден 15.03.2018 г. Центральным районным судом г. Кемерово по п. «г» ч. 2 ст. 158, ч. 4 ст. 74, ст. 70 УК РФ на срок 2 года 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, освобожден 30.04.2020 г. по отбытии наказания.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 17.03.2020 установлен административный надзор сроком на 3 года.
Находясь под административным надзором 21.07.2020 совершил преступление, за которое был осужден Кировским районным судом г. Кемерово 11.05.2021.
Решением заместителя начальника ОП «Кировский» Управления МВД России по г. Кемерово от 01.06.2021 г. административный надзор прекращен.
За время отбывания наказания в местах изоляции от общества характеризуется положительно, но нуждается в дальнейшем воспитательном воздействии, имеет 1 поощрение, взысканий не имеет.
Просит установить в отношении ФИО1 административный надзор сроком на 8 лет и ввести следующие административные ограничения: обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 февраля 2022 года постановлено:
административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу удовлетворить. Установить в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении ФИО1 следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить, изменив ограничение в виде двух раза в месяц явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, на 1 раз в месяц. Указывает, что у него на иждивении находится малолетняя дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения и престарелая мать, и данное ограничение сильно отразится на его материальном положении.
На апелляционную жалобу прокурором участвующим в деле ФИО2 принесены письменные возражения, содержащие указания на законность принятого решения и отсутствие правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель административного истца ФКУ ЛИУ-21 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Скрипка Е.В., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Пунктом 4 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что освобождающийся ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приговором Кировского районного суда г. Кемерово от 11.05.2021 осужден по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы без дополнительного наказания, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
ФИО1 подлежит освобождению из мест лишения свободы в связи с отбытием наказания 10.05.2022 г.
В настоящее время осужденный ФИО1 отбывает наказание по приговору Кировского районного суда г. Кемерово от 11.05.2021 за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
Осужденный ФИО1 в условиях изоляции от общества характеризуется положительно.
Ранее, ФИО1 был осужден 15.03.2018 Центральным районным судом г. Кемерово по п. «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с применением ч. 4 ст. 74, ст. 70 УК РФ (приговоры Центрального районного суда г. Кемерово от 23.03.2017, мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Кемерово от 11.10.2017) к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, исчисляя срок наказания с 15.03.2018.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 17.03.2020 ФИО1 установлен административный надзор сроком на 3 года, а также установлены следующие административные ограничения: обязанность являться на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов.
Решением заместителя начальника ОП «Кировский» от 01.06.2021 г. административный надзор в отношении ФИО1 прекращен со снятием с профилактического учета.
Преступление, за которое в настоящее время осужден ФИО1 совершено 21.07.2020, то есть в период нахождения под административным надзором.
Таким образом, ФИО1 на момент освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания будет иметь непогашенную судимость по приговору от 11.05.2021 за совершение в период нахождения под административным надзором тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
С учетом изложенного, ФИО1 относится к категории лиц, установление административного надзора в отношении которых является обязательным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При таком положении, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об установлении административного надзора ФИО1 исходя из наличия непогашенной судимости по приговору Кировского районного суда г.Кемерово от 11.05.2021, поскольку он является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ, действовавшей на момент совершения ФИО1 преступления по приговору от 11.05.2021, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Срок административного надзора 8 лет установлен судом в соответствии с императивными требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы». Порядок исчисления срока административного надзора установлен судом правильно.
Исходя из требований статьи 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суд, удовлетворяя требования административного истца, установил в отношении ФИО1 административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
По мнению судебной коллегии, с учетом личности ФИО1, установленное судом первой инстанции административное ограничение не является достаточным для достижения целей и задач административного надзора.
В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Из приговора Кировского районного суда г.Кемерово от 11.05.2021 следует, что ФИО3 многократно судим за совершение умышленных преступлений против собственности к наказанию в виде лишения свободы, освобожден по отбытию наказания по приговору от 15.03.2018 30.04.2020. Находясь под административным надзором, установленным решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 17.03.2020, 21.07.2020 вновь совершил умышленное преступление, относящееся к категории тяжких.
Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных ФИО1 преступлений, данные о личности административного ответчика, его поведение за период нахождения под административным надзором и отбывания наказания, для предупреждения совершения новых преступлений, контроля за поведением поднадзорного лица по месту жительства после отбытия наказания, оказания дисциплинирующего воздействия на поднадзорное лицо, судебная коллегия считает необходимым установить в отношении ФИО1 следующие административные ограничения: обязательная явка на регистрацию три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов, запрет выезда за пределы Кемеровской области – Кузбасса.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения могут повлечь нарушение прав административного ответчика, не представлено.
Административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, не является повторным наказанием за совершение преступления, и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а для предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Установленные ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения новых правонарушений, не ограничивают законных прав и интересов административного ответчика как осужденного, не отягчают его ответственности, а устанавливают контроль за его поведением по месту жительства уже после отбытия наказания.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение Мариинского городского суда подлежит изменению в части установленных административных ограничений.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 февраля 2022 года изменить в части установленных административных ограничений.
Установить в отношении ФИО1 следующие административные ограничения:
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения три раза в месяц для регистрации;
- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов,
- запрет выезда за пределы Кемеровской области – Кузбасса.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: