ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1200/2022 от 15.06.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0011-01-2019-009992-69 Административное дело 2а-1200/2022

Судья Милованова Ю.В. Дело № 33а-6776/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 15 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Еромасова С.В., Гоношиловой О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журкиной Я.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области к Игнатову А. Я. о взыскании задолженности по налогам и пени

по апелляционной жалобе представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области Герасимовой Оксаны Валерьевны

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 марта 2022 года, которым постановлено: в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области к Игнатову А. Я. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015-2016 годы в размере 429756 рублей и пени за 2015-2016 годы в размере 1 678 рублей 67 копеек отказать; взыскать с Игнатова А. Я. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 942 708 рублей и пени за 2017 год в размере 2828 рублей 12 копеек; взыскать с Игнатова А. Я. в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области государственную пошлину в размере 12656 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Еромасова С.В., судебная коллегия,

установила:

Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Игнатову А.Я. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015-2017 годы по сроку уплаты 3 декабря 2018 года в размере 1372 463 рублей 79 копеек, пени в размере 4 506 рублей 79 копеек. В обоснование требований указано, что Игнатов А.Я. является налогоплательщиком земельного налога. Налоговым органом был исчислен земельный налог за 2015-2017 годы по сроку уплаты 3 декабря 2018 года в размере 1386 707 рублей. Налог исчислен на земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, находящиеся по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <...> за 2017 год в размере 403 590 рублей; <адрес> с кадастровым номером № <...> за 2017 год в размере 316 162 рублей; <адрес> с кадастровым номером № <...> за 2015 год в размере 156 835 рублей, за 2016 год в размере 188 204 рубля, за 2017 год в размере 178 058 рублей; <адрес> с кадастровым номером № <...> за 2015 год в размере 49 480 рублей, в размере 49 480 рублей за 2016 год, в размере 44 898 рублей за 2017 год. В установленный срок до 3 декабря 2018 года обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не была исполнена, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени в размере 4 506 рублей 79 копеек. Направленное в адрес Игнатова А.Я. требование № 67257 об уплате налога и пени в срок до 18 января 2019 года исполнено им не было.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных требований административный истец просит взыскать с Игнатова А.Я. задолженность по земельному налогу за налоговые периоды 2015-2017 годов в размере 1372 463 рублей 79 копеек, пеню 4 506 рублей 79 копеек.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области Герасимова О.В. ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права, просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Игнатовым А.Я. поданы возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Инспекции ФНС по г. Волжскому Волгоградской области Максименко О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Административный ответчик Игнатов А.Я. просил решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направила, просив в письменном ходатайстве решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу положений п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ, срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Игнатов А.Я. является собственником земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый № <...>); <адрес> (кадастровый № <...>); <адрес> (кадастровый № <...>); <адрес> (кадастровый № <...>).

12 июля 2018 года Межрайонной Инспекции ФНС России № 12 по Ростовской области (далее МИФНС России N 12 по Ростовской области, налоговый орган) посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 29089685 от 12.07.2018, в соответствии с которым Игнатову А.Я. в срок до 3 декабря 2018 года предложено уплатить исчисленный земельный налог на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый № <...>) за 2017 год в размере 403590 рублей с учетом размера налоговой ставки 1.50, налоговой базы 27916585 рублей; на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый № <...>) за 2017 год в размере 316162 рублей с учетом размера налоговой ставки 1.00, налоговой базы 31616190 рублей; на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый № <...>) за 2015 год в размере 156835 рублей, за 2016 год в размере 188204 рубля, за 2017 год в размере 178058 рублей с учетом размера налоговой ставки 1.00, налоговой базы 28231940 рублей; на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый № <...>) за 2015 год в размере 49480 рублей, за 2016 год в размере 480 рубля, за 2017 год в размере 44898 рублей с учетом размера налоговой ставки 1.00, налоговой базы 4947982 рубля.

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога в установленный законом срок, налогоплательщику начислены пени на земельный налог в размере 4506 рублей 79 копеек за период с декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года.

МИФНС России N 12 по Ростовской области Игнатову А.В. выставлено требование N 67257, сформированное по состоянию на 17 декабря 2018 года, о погашении задолженности по земельному налогу в размере 1386707 рублей и пени в размере 4506 рублей 79 копеек в срок до 18 января 2019 года, которое административным ответчиком не исполнено.

В установленный срок административный ответчик задолженность не погасил, в связи с чем, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, в том числе по земельному налогу в размере 1386707 рублей и пени в размере 4506 рублей 79 копеек.

5 июля 2019 года мировым судьей судебного участка № 74 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Игнатова А.Я. заявленной задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка № 74 Волгоградской области от 12 августа 2019 года с учетом определения об устранении описки от 17 сентября 2019 года судебный приказ отмен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

Удовлетворяя частично заявленные налоговым органом требования, с учетом состоявшегося по настоящему делу акта суда кассационной инстанции (кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2021 № 88а-27843/2021), суд первой инстанции, оценив собранные по настоящему делу доказательства и проанализировав установленные на их основе обстоятельства применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, в том числе п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ, п.п. 15 и 16 ст. 396 Налогового кодекса РФ, ст. 52 Налогового Кодекса РФ, ст. 69 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст.и 48 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, пришел к выводу, что установленный действующим законодательством порядок предъявления требований налоговым органом к Игнатову А.Я. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год и 2016 год нарушен, материалы дела за эти периоды не содержат налоговых уведомлений относительно объекта налогообложения, размера налоговой базы, применения налоговых ставок, срок уплаты налога, правильность расчетов, сведений содержащих требования к налогоплательщику об уплате налога за каждый конкретный налоговый период - календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). Также в материалах дела отсутствуют требования об уплате земельного налога за 2015 год и за 2016 год, предъявленные административному ответчику в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Так, согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (п. 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (пени) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, являющийся физическим лицом, уплачивает транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Требование об уплате налога (пени) в соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений п. 6 ст. 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Установив, что налоговый орган не вручил и не направил Игнатову А.Я. налоговые уведомления и требования об уплате земельного налога за 2015 и 2016 годы, суд пришел к правильному выводу, что в силу ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ у ответчика не возникло публично-правовой обязанности уплатить земельный налог и пеню за указанные налоговые периоды, в связи с чем недоимка по земельному налогу и пени за периоды, в которых налоговое уведомление и требование не направлялись, не может быть взыскана в судебном порядке.

Из материалов дела усматривается, что в установленные законом сроки ни налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2015 и 2016 годы, ни требование об уплате этого налога налоговым органом в адрес налогоплательщика Игнатова А.Я. направлено не было.

Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным истцом не представлено.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда

Судебная коллегия соглашается с расчетом задолженности Игнатова А.Я. по недоимке и пени, произведенным налоговым органом за 2017 год, и не оспоренным административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для уменьшения суммы пени, начисленной в связи с неуплатой земельного налога за 2017 год, поскольку исходя из расчета пени просрочка уплаты административным ответчиком указанного налога составила 13 дней, в связи с чем сумма пени от размера задолженности по налогу 942 708 рублей составляет 3063 рубля 80 копеек.

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит изменению, с Игнатова А.Я. необходимо взыскать сумму пени, начисленной в связи с неуплатой в срок земельного налога за 2017 года, в размере 3063 рубля 80 копеек, удовлетворив апелляционную жалобу административного истца в этой части, при этом с учетом удовлетворенных требований размер государственной пошлины подлежит увеличению до 12 658 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области удовлетворить частично.

Решение Волжского городского суда Волгоградской области 10 марта 2022 года изменить.

Взыскать с Игнатова А. Я. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 942 708 рублей и пени за 2017 год в размере 3063 рубля 80 копеек.

Взыскать с Игнатова А. Я. в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области государственную пошлину в размере 12658 рублей.

В остальной части решение Волжского городского суда Волгоградской области 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ростовской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи: