ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1201/2023 от 18.10.2023 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Кочешева Н.Д. №33а-3918/2023

№ 2а-1201/2023

УИД 51RS0008-01-2023-001087-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск 18 октября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Науменко Н.А.

судей Федоровой И.А.

Маляра А.А.

при секретаре Бараковской Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведева Михаила Сергеевича об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Кольского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области о расчете задолженности по алиментам

по апелляционной жалобе Медведева Михаила Сергеевича на решение Кольского районного суда Мурманской области от 22 июня 2023 г.

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения Медведева М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Кольского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Смирновой М.В., судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

установила:

На исполнении в отделении судебных приставов Кольского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее - ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области) находится исполнительное производство от 10 августа 2016 г. № *-ИП, возбужденное в отношении Медведева М.С. на основании выданного Октябрьским районным судом г. Мурманска исполнительного листа от 19 апреля 2012 г. № */2012, предмет исполнения - взыскание алиментов в размере 7 500 рублей ежемесячно на содержание несовершеннолетней дочери Медведевой Софьи, 1 апреля 2008 года рождения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области Смирновой М.В. от 28 февраля 2023 г. произведен расчет задолженности по алиментам за период с 15 февраля 2017 г. по 28 февраля 2023 г., размер задолженности определен в сумме 593 140,08 рублей.

Медведев М.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 28 февраля 2023 г. о расчете задолженности по алиментам, ссылаясь на то, что судебным приставом-исполнителем несвоевременно производится индексация размера алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума на протяжении периода исполнения им алиментных обязательств.

Решением Кольского районного суда Мурманской области от 22 июня 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления Медведева М.В. отказано.

В апелляционной жалобе Медведев М.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Настаивает на доводах о несвоевременной индексации судебным приставом-исполнителем размера алиментов, что повлекло возникновение у него задолженности по уплате алиментов.

Настаивает на том, что расчет задолженности по алиментам произведен административным ответчиком с нарушением порядка индексации.

Относительно апелляционной жалобы судебным приставом- исполнителем ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области Смирновой М.В. представлены возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области и УФССП России по Мурманской области, заинтересованное лицо Медведева Т.П., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статей 150-152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), не является препятствием к разбирательству дела.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегию находит решение суда подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права.

Отказывая в удовлетворении заявленных Медведевым М.С. требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения требований закона и прав административного истца при вынесении оспариваемого постановления, в связи с чем не усмотрел необходимой совокупности условий для удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, полагая его не соответствующим установленным по делу обстоятельств ам.

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему законом права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федерального закона № 118-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 настоящей статьи.

Пунктом 1 приведенной нормы предусмотрено, что индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит в том числе судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины

прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Закона об исполнительном производстве при повышении установленной законом величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения. О такой индексации судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 13 марта 2012 г. по гражданскому делу № */2012 с Медведева М.С. взысканы алименты в пользу Медведевой Т.П. на содержание дочери ***, 1 _ _ года рождения, в размере 7 500 рублей ежемесячно до совершеннолетия ребенка.

24 апреля 2012 г. в отношении должника Медведева М.С. судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского округа г. Мурманска УФССП России по Мурманской области возбуждено исполнительное производство № *-ИП на основании исполнительного документа, выданного в соответствии с указанным решением.

20 июня 2016 г. указанное исполнительное производство передано в ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области, где находится на исполнении до настоящего времени.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Кольского района УФССП по Мурманской области Смирновой М.В. от 28 февраля 2023 г. рассчитана задолженность по алиментам с учетом индексации их размера пропорционально росту установленного прожиточного минимума в Мурманской области для социально-демографической группы населения «дети» за период с 15 февраля 2017 г. по 28 февраля 2023 г., составившая 593 140,08 рублей.

25 мая 2023 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Кольского района УФССР России по Мурманской области Смирновой М.В. вынесено постановление о расчете задолженности, в котором фактически произведено уточнение расчета задолженности по алиментам за период с 13 января 2022 г. по 25 мая 2023 г., в результате чего общий размер задолженности по алиментам определен в сумме 532 575,4 рублей.

Кроме того, в этот же день 25 мая 2023 г. судебным приставом- исполнителем вынесено постановление об индексации размера алиментов за период с 13 января 2022 г. по 25 мая 2023 г.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы Медведева М.С. о необоснованном невынесении судебным приставом-исполнителем обязательных постановлений об индексации алиментов, взысканных в твердой денежный сумме.

В материалах исполнительного производства от 10 августа 2016 г. № *-ИП отсутствуют постановления об индексации размера алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для социально-демографической группы населения «дети», установленной в Мурманской области, что не оспаривалось судебным приставом- исполнителем Смирновой М.В. в заседании суда апелляционной инстанции.

Впервые постановление об индексации размера алиментов вынесено судебным приставом-исполнителем 25 мая 2023 г. в период рассмотрения судом первой инстанции настоящего административного спора.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 6 июня 2016 г. № 1417-0, возбуждение исполнительного производства и нахождение исполнительных документов на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов не освобождает органы принудительного исполнения, в частности конкретных судебных приставов-исполнителей, от возложенной на них обязанности по осуществлению индексации размера подлежащих уплате алиментных платежей, присужденных в твердой сумме, для чего территориальным органам Федеральной службы судебных приставов предписывается ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики и направлять ее в структурные подразделения для использования в работе, а судебному приставу-исполнителю в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов - производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства № *-ИП обязан своевременно производить индексацию алиментов каждый раз при изменении величины прожиточного минимума и выносить постановления об индексации алиментов, что не было выполнено по исполнительному производству в отношении должника Медведева М.С.

Имеющиеся в материалах исполнительного производства постановления о расчете задолженности от 24 августа 2016 г., 12 декабря 2016 г., 27 февраля 2016 г., 30 сентября 2017 г., 1 апреля 2019 г., 17 апреля 2020 г., 29 июля 2021 г., 24 сентября 2021 г., 12 января 2022 г., 23 марта 2022 г., 21 декабря 2022 г., содержащие расчет индексации алиментов, не свидетельствуют о выполнении судебным приставом-исполнителем предписанной законом обязанности с периодичностью не реже одного раза в квартал.

При таком положении допущенное судебным приставом-исполнителем в данной части бездействие не может быть признано законным, поскольку нарушает права сторон исполнительного производства, в том числе должника, для которого несвоевременная индексация алиментов влечет за собой возникновение задолженности по их уплате.

Оценивая доводы административного истца в части применения судебным приставом-исполнителем ошибочных величин прожиточного минимума, установленных в Мурманской области для социально­демографической группы населения «дети» в юридически значимый период, судебная коллегия также находит их обоснованными.

Величина прожиточного минимума в Мурманской области устанавливается постановлениями Правительства Мурманской области и составляет для социально-демографической группы населения «дети»: на 1 квартал 2017 г. — 14 547 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 22 мая 2017 г. № 256-1111); 2 квартал 2017 г. - 15 048 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 1 августа 2017 г. № 387-ПП); 3 квартал 2017 г. - 14 861 рубль (постановление Правительства Мурманской области от 7 ноября 2017 г. № 537-ПП); 4 квартал 2017 г. - 14 144 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 12 февраля 2018 г. № 58-ПП); 1 квартал 2018 г. - 14 592 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 13 июня 2018 г. № 269-ПП); 2 квартал 2018 г. — 15 158 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 15 августа 2018 г. № 384-ПП); 3 квартал 2018 г. - 15 121 рубль (постановление Правительства Мурманской области от 8 ноября 2018 г. № 507-1И1); 4 квартал 2018 г. - 14 848 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 19 февраля 2019 г. № 62-1 111); 1 квартал 2019 г. - 16 542 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 8 мая 2018 г. № 218-ПП); 2 квартал 2019 г. - 17 193 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 20 августа 2019 г. № 386-ПП); 3 квартал 2019 г. - 16 900 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 15 ноября 2019 г. № 515-ПП); 4 квартал 2019 г. - 16 670 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 10 февраля 2020 г. № 42-ПП); 1 квартал 2020 г. - 17 254 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 16 мая 2020 г. № 314-1111); 2 квартал 2020 г. - 17 933 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 7 августа 2020 г. № 565-ПП); 3 квартал 2020 г. - 18 326 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 16 ноября 2020 г. № 803-ПП); 4 квартал 2020 г. - 17 804 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 8 февраля 2021 г. № 39-1111); на 2021 год - 18 650 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 8 февраля 2021 г. № 40-1111); с 1 января по 31 мая 2022 г. - 19 620 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 8 сентября 2021 г. № 635-1111); с 1 июня по 31 декабря 2022 г. - 21 582 рубля (постановление Правительства Мурманской области от 8 сентября 2021 г. № 635-ПП (в редакции постановления от 31 мая 2022 г. № 423-1111); на 2023 год — 22 770 рублей (постановление Правительства Мурманской области от 14 декабря 2022 г. № 1008-ПП).

Вместе с тем, как следует из содержания оспариваемого постановления от 28 февраля 2023 г., производя расчет индексации алиментов и определяя размер задолженности по алиментам, судебный пристав-исполнитель применял величины прожиточного минимума, не соответствующие размеру величин, установленных правовыми актами Правительства Мурманской области в определенные периоды.

В частности, судебным приставом-исполнителем в расчете ошибочно применены величины прожиточного минимума относительно следующих периодов: 2 квартал 2017 г. - 14 547 рублей (вместо 15 048 рублей), 3 квартал 2017 г. - 14 547 рублей (вместо 14 861 рубль), 4 квартал 2017 г. - 14 547 рублей (вместо 14 144 рубля), 1 квартал 2018 г. — 14 547 рублей (вместо 14 592 рубля), 3 квартал 2018 г. - 15 158 рублей (вместо 15 121 рубль), 4 квартал 2018 г. - 15 158 рублей (вместо 14 848 рублей), 3 квартал 2019 г. - 17 193 рублей (вместо 16 900 рублей), 4 квартал 2019 г. - 17 193 рублей (вместо 16 670 рублей), 1 квартал 2020 г. - 17 193 рублей (вместо 17 254 рубля), 4 квартал 2020 г. - 18 3650 рублей (вместо 17 8004 рубля).

При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона.

Поскольку при расчете задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем за период с 15 февраля 2017 г. по 28 февраля 2023 г. применены неверные величины прожиточного минимума в отдельных учетных периодах, то в целом расчет задолженности по алиментам является неправильным, что свидетельствует о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 28 февраля 2023 г.

Ввиду неправильного применения судом первой инстанции приведенных норм материального права при рассмотрении настоящего дела и несоответствия выводов суда установленным обстоятельствам, в силу пункта 1 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 22 июня 2023 г. отменить, принять новое решение.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Кольского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области от 28 февраля 2023 г. о расчете задолженности по алиментам, вынесенное по исполнительному производству от 10 августа 2016 г. № *-ИП в отношении должника Медведева Михаила Сергеевича.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 октября 2023 г.

Председательствующий

Судьи