Дело № 11a-2445/2020 Судья: Юркина С.Н.
Дело № 2а-1206/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Кучина М.И., Абдрахмановой Э.Г.,
при секретаре: Ахмировой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 06 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании налога, пени,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
Установила:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу по упрощенной системе налогообложения за 2017 год по сроку уплаты 03 мая 2018 года в размере 6 750 рублей, пени по налогу в размере 279,70 рублей за период с 22.06.2014 г. по 21.07.2014 г.
В обоснование требований указано, что ФИО1 с д.м.г. по д.м.г. являлся индивидуальным предпринимателем. 19.01.2018 г. ФИО1 в налоговую инспекцию представлена налоговая декларация по УСН за 2017 г., согласно которой за 2017 год подлежали уплате суммы по УСН: авансовый платёж по сроку уплаты 25.04.2017 г. в сумме **** рублей, авансовый платёж по сроку уплаты 25.07.2017 г. в сумме **** рублей, авансовый платёж по сроку уплаты 25.10.2017 г. в сумме **** рублей, налог при применении УСН по сроку уплаты 03.05.2018 г. в сумме **** рублей. Согласно данным карточки расчета с бюджетом налогоплательщика ФИО1, ответчиком налог по УСН за 2017 год по сроку уплаты 03.05.2018 г. в размере 6750 рублей до настоящего времени не уплачен. На сумму недоимки начислены пени в размере 279,70 рублей. По состоянию на 08 мая 2018 года ФИО1 направлено требованию № 11017 об уплате налога и пени в срок до 29 мая 2018 год. Поскольку административным ответчиком требование об уплате налога и пени в добровольном порядке не исполнено, налоговая инспекция обратилась в суд.
Представитель административного истца МИФНС России № 10 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя налогового органа.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований, с ФИО1 в доход государства взысканы налог по УСН по сроку уплаты 03.05.2018 г. в размере 6750 рублей, пени по УСН в размере 279,70 рублей, всего в общей сумме 7029,70 рублей. Также с ответчика взыскана госпошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу решением, ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование указывает на то, что требование о взыскании налога и пени № 11017 по состоянию на 08.05.2018 г. ответчик посредством почтовой связи не получал, личный кабинет налогоплательщика он не использует, логин и пароль от личного кабинета он не получал и не оформлял. Иное налоговым органом не доказано и судом не установлено. Ссылается на пропуск налоговым органом срока обращения за принудительным взысканием налога по УСН за 2017 год.
Представитель административного истца МИФНС России № 10 по Челябинской области ФИО2 в суде апелляционной инстанции просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный ответчик ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, подтверждается материалами административного дела, что ФИО1 в период с д.м.г. по д.м.г. являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 14-16, 38).
19 января 2018 года ФИО1 в налоговый орган представлена декларация по единому налогу по упрощенной системе налогообложения за 2017 год, с указанием сумм, подлежащих уплате: авансовый платёж по сроку уплаты 25.04.2017 г. в сумме **** рублей, авансовый платёж по сроку уплаты 25.07.2017 г. в сумме **** рублей, авансовый платёж по сроку уплаты 25.10.2017 г. в сумме **** рублей, налог при применении УСН по сроку уплаты 03.05.2018 г. в сумме **** рублей (л.д. 18-23, 82-84).
Согласно карточке расчета с бюджетом налогоплательщика ФИО1, налога по УСН по сроку уплаты 03.05.2018 г. в сумме 6750 рублей ответчиком не уплачен (л.д. 17,80).
В связи с неоплатой налогового обязательства, по состоянию на 08 мая 2018 года в адрес ФИО1 выставлено требование № 11017 об уплате задолженности по налогу по УСН за 2017 года в размере 6750 рублей, пени в размере 279,70 рублей, со сроком исполнения до 29 мая 2018 года (л.д. 9). Указанное требование выставлено налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России (л.д. 10).
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога и пени, в связи с чем, 08 апреля 2019 года МИФНС России № 10 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 г. Коркино Челябинской области о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании налога по УСН за 2017 год в размере 6750 рублей, пени в размере 278,70 рублей (л.д. 71-72).
Судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 10 по Челябинской области задолженности по УСН за 2017 год в размере 6750 рублей, пени в размере 279,70 рублей, а также госпошлины в размере 200 рублей вынесен 12 апреля 2019 года (л.д. 94), и отменен 26 апреля 2019 года в связи с поступившими возражениями ФИО1 (л.д. 5, 98).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, проверив расчет задолженности, признав его верным, установил, что обязанность ФИО1 по уплате налога по УСН за 2017 год и пени надлежащим образом не исполнена, посчитав срок для обращения с административным иском не пропущенным, пришел к выводу об удовлетворении требований в полном объеме. Также с ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса (п. 4, 5, 7 ст. 346.21 НК РФ).
Согласно статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи). Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за каждый налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Поскольку ФИО1 в 2017 году являлся индивидуальным предпринимателем, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и по состоянию на 19.01.2018 г. им была представлена в налоговый орган налоговая декларация по единому налогу по УСН, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что он являлся плательщиком налога по УСН, обязанность по уплате которого административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок, не исполнена.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Поскольку административный ответчик в установленный законом срок не исполнил налоговое обязательство, налоговым органом в его адрес выставлено требование об уплате налога, пени, исчисленные в порядке пункта 1 статьи 75 НК РФ.
В пункте 3 статьи 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из требований пункта 2 статьи 52, пункта 1 статьи 70 НК РФ и представленных материалов дела, судом первой инстанции установлено и у судебной коллегии сомнений не вызывает, что налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика налогового требования об уплате налога была исполнена надлежащим образом, что подтверждается представленными доказательствами (л.д. 10, 79), и налогоплательщик был надлежащим образом уведомлен об имеющейся у него задолженности по налогу по УСН и пени за 2017 год.
Вопреки доводам подателя жалобы, налоговое уведомление и требование могут быть переданы руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Из материалов дела следует, что ФИО1 имеет личный кабинет налогоплательщика.
Требование об уплате налога № 11017 по состоянию на 08 мая 2018 года направлено в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика 08 мая 2018 года, что подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика (л.д. 10, 79).
Сведений о том, что ФИО1 обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, либо о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика, материалы дела не содержат. Ответчиком не предоставлено достаточных доказательств в подтверждение голословных доводов о том, что он не получал доступ к личному кабинету налогоплательщика и не производил регистрацию в данном кабинете.
Таким образом, учитывая наличие у ФИО1 личного кабинета налогоплательщика, процедура извещения налогоплательщика о необходимости уплаты исчисленного налога налоговым органом соблюдена, направленные в адрес налогоплательщика требование считается полученными, следовательно, оснований для освобождения ФИО1 от уплаты налога, не имеется.
Вместе с тем, соблюдение установленных пунктом 2 статьи 48 НК РФ сроков для обращения налоговых органов в суд с исками о взыскании налога (сбора, пени) подлежит обязательной проверке судом.
Так, согласно части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Так материалами делами подтверждается, что 08 мая 2018 года ФИО1 было направлено налоговое требование № 11017 по состоянию на 08 мая 2018 года об уплате налога по УСН и пени, со сроком исполнения до 29 мая 2018 года.
Задолженность ФИО1 по налогу и пени по выставленному ему налоговому требованию № 11017 по состоянию на 08 мая 2018 года превысила сумму 3000 рублей, в срок, установленный данным требованием (до 29 мая 2018 года) указанная задолженность налогоплательщиком не уплачена, тем самым срок для обращения с заявлением о принудительном взыскании задолженности по налогу по УСН за 2017 год и пени по данному требованию, истек 29 ноября 2018 года.
Как следует из материалов дела, МИФНС России № 10 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 г. Коркино Челябинской области о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании налога по УСН за 2017 год в размере 6750 рублей, пени в размере 278,70 рублей (л.д. 71-72).
Само заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 № датировано 27 августа 2018 года. Однако, указанное заявление имеет оттиск штампа мирового судьи судебного участка № 1 г. Коркино Челябинской области о принятии заявления на судебный участок 08 апреля 2019 года (вх. №). (л.д. 71).
Факт подачи заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 № от 27.08.2018 г. на судебный участок именно 08 апреля 2019 года, а не ранее этой даты, в том числе не 27 августа 2018 года, подтверждается: списком № внутренних почтовых отправлений МИФНС России № 10 по Челябинской области от 13.11.2018 г., в котором под пунктом 4 отражены сведения о направлении в адрес ФИО1 копии заявления о вынесении судебного приказа № от 27.08.2018 г.; отчетом об отслеживании отправления с почтовых идентификатором, согласно которому почтовое отправление на имя ФИО1 от налогового органа было принято в отделение связи 14.11.2018 г. (л.д. 91-93, 103).
Согласно статье 123.5 КАС РФ судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
Судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 10 по Челябинской области задолженности по УСН за 2017 год в размере 6750 рублей, пени в размере 279,70 рублей, а также госпошлины в размере 200 рублей вынесен 12 апреля 2019 года. (л.д. 94).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта обращения МИФНС России № 10 по Челябинской области к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 08 апреля 2019 года, то есть с пропуском срока, установленного статьей 48 НК РФ. Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд, не имелось.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали достаточные основания для удовлетворения требований о взыскании заявленной административным истцом с ФИО1 недоимки по налогу по УСН за 2017 года и пени.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении административного иска не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 310 КАС РФ, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования налогового органа в полном объеме.
Руководствуясь статьями 306-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 06 декабря 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу по упрощенной системе налогообложения за 2017 год по сроку уплаты 03 мая 2018 года в размере 6 750 рублей, пени по налогу в размере 279,70 рублей, отказать.
Председательствующий:
Судьи: