ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1207/2021 от 16.08.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-14581/2021 (2а-1207/2021)

16 августа 2021 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Портновой Л.В.

судей Ситник И.А.

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Дильмухаметовым И. И.

с использованием видео-конференц-связи

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к инспекции Гостехнадзора по муниципальному району Белорецкий район и городскому поселению город Белорецк Республики Башкортостан, главному инженеру-инспектору Гостехнадзора по муниципальному району Белорецкий район и городскому поселению город Белорецк Республики Башкортостан ФИО3 о признании незаконным решения об отказе в регистрации права и об обязании осуществить регистрацию права

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к инспекции Гостехнадзора по муниципальному району Белорецкий район и городскому поселению город Белорецк Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в регистрации его права на трактор и об обязании административного ответчика осуществить регистрацию права собственности.

В обосновании требований административный истец указал, что решением мирового судьи судебного участка №2 по городу Белорецк от 31 марта 2020 года за ФИО2 признано право собственности на .... Решение мирового судьи не обжаловалось, вступило в законную силу 22 апреля 2020 года. Обременений не имеется, иных лиц, оспаривающих права на трактор, не имеется. После вступления решения суда в законную силу истец обратился в инспекцию гостехнадзора, однако в связи пандемией коронавирусной инфекции обращение заявителя было утеряно. На повторное обращение истца с заявлением о регистрации трактора на основании решения суда ему был выдан отказ от 25 марта 2021 года №74 со ссылкой на пункты Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507. Считая данный отказ в регистрации незаконным, истец указывал на обязательность исполнения решения судов для всех без исключения, а также на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507 не подлежит применению к возникшим правоотношениям, поскольку вступило в действие с 01 января 2021 года, а решение мировым судьей принято 31 марта 2020 года.

Административный истец просил суд: признать незаконным отказ в регистрации права административного истца на трактор ..., и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права на указанный трактор за ним согласно решению мирового судьи судебного участка №2 по г. Белорецку от 31 марта 2020 года по гражданскому делу 32-371/2020.

Определением суда от 23 апреля 2021 года в качестве соответчика по делу привлечен главный инженер-инспектор гостехнадзора по муниципальному району Белорецкий район и городскому поселению город Белорецк Республики Башкортостан ФИО3

Решением Белорецкого межрайонного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что суд не правильно установил возникновение спорных правоотношений с 25 марта 2021 года тогда, как данные правоотношения возникли с 13 февраля 2020 года с момента его первого обращения с заявлением о регистрации права, что подтверждается актом осмотра состояния самоходной машины ( трактора) от 23 января 2020 №316 и ответом от 13 февраля 2020 года №46. В связи с чем, неверно применил к правоотношениям постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507, вступившее в действие с 01 января 2021 года. Из подлежащих применению в данном случае постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» ( пункт 4), Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 16 января 1995 года, следует, что регистрация в том числе производится на основании решений судов. В соответствии с Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденных Госстандартом Российской Федерации от 26 июня 1995 года, Минсельхозпродом Российской Федерации от 28 июня 1995 года ( в редакции от 27 сентября 2001 года) ответчик вправе выдать ему дубликат паспорта технического средства. Из акта осмотра от 23 января 2020 №316, выданного главным инженером-инспектором Гостехнадзора ФИО3, следует, что спорное транспортное средство соответствует регистрационным данным серийного транспортного средства, выпущенного предприятием-изготовителем, полностью исправно, угрозы для безопасности движения по техническому состоянию не представляет и может быть допущено к эксплуатации по дорогам общественного пользования.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца ФИО2- ФИО4, поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 03 августа 2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение вопросов осуществления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и прицепов (полуприцепов) к ним производится органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которое утратило силу с 01 января 2021 года в связи с началом действия Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507, утвердившего Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники.

До 01 января 2021 года также действовали Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России 16 января 1995 года.

Приведенными выше законоположениями, как действующими до 01 января 2021 года, так и после 01 января 2021 года, предусматривается регистрация самих автомототранспортных средств, обусловливающая их допуск к участию в дорожном движении.

При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.

Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.

Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Таким образом, транспортные средства на территории Российской Федерации в целях их эксплуатации должны соответствовать техническим нормативам.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Статья 2 указанного закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины, подтверждающие техническую безопасность транспортного средства, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" ( в редакции от 22 июня 2009 года) паспорта на самоходные машины и другие виды техники выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.

В абзаце 2 пункта 1 указанного Постановления, изданного в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 13 февраля 2020 года ФИО2 обратился в государственную инспекцию гостехнадзора муниципального района Белорецкий район и городского поселения город Белорецк Республики Башкортостан ( далее - гостехнадзор) с заявлением о регистрации трактора .... В заявлении указал на отсутствие у него документов на трактор, в том числе паспорта на технику ( л.д. 42).

13 февраля 2020 года №46 главным государственным инженером-инспектором гостехнадзора ФИО3 в регистрации вышеуказанного трактора ФИО2 было отказано по причине отсутствия паспорта самоходной машины и документов, подтверждающих право собственности на трактор ( л.д. 44).

31 марта 2020 года решением мирового судьи судебного участка №2 по г. Белорецку Республики Башкортостан, вступившим в законную силу 22 апреля 2020 года, за ФИО2 признано право собственности на трактор ... ( л.д. 8).

25 марта 2021 года ФИО2 вновь обратился в гостехнадзор с заявлением, в котором просил зарегистрировать трактор ЛТЗ-55А в связи с решением суда от 31 марта 2020 года ( л.д. 43).

25 марта 2021 года №74 главным государственным инженером-инспектором гостехнадзора ФИО3 в регистрации вышеуказанного трактора ФИО2 было отказано ( л.д. 21).

В обоснование отказа указано, что в ходе проверочных мероприятий установлено, что трактор ... был зарегистрирован за собственником Бердяушской дистанцией пути ЮУР ДИ ЮУР ж.д. ОАО РЖД (паспорт самоходной машины ВВ 669606 выдан 24 мая 2007 года ИГТН Нязепетровского района Челябинской области) Снят с учета в связи со списанием 12 октября 2015 года ИГТН Нязепетровского района Челябинской области. Согласно пункта 4 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507, в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов. Согласно пункту 55 вышеуказанных Правил при снятии с государственного учета техники в связи с ее списанием (утилизацией) государственные регистрационные знаки, свидетельство о государственной регистрации техники и паспорт техники признаются недействительными и органом гостехнадзора в систему чета вносятся сведения об утраченной специальной продукции органа гостехнадзора.

В подтверждение установленных проверочными мероприятиями фактов в материалы дела представлено письмо Управления гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 16 февраля 2021 года № 2473, адресованное инспектору гостехнадзора ФИО3 ( л.д.22).

Отказывая административному истцу в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что спорный трактор был снят с регистрационного учета в связи с его списанием 12 октября 2015 года. При списании (утилизации) техники государственные регистрационные знаки, свидетельство о государственной регистрации техники и паспорт техники признаются недействительными и в систему учета вносятся соответствующие сведения. При обращении за регистрацией спорного трактора истцом, в нарушение пункта 6 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507, не представлен паспорт техники. Согласно пункту 4 указанных Правил в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов. Доводы истца о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507 не регулирует данные спорные правоотношения, поскольку решение суда о признании права собственности за истцом на спорный трактор принято 31 марта 2020 года, суд признал несостоятельными, указав, что 25 марта 2021 года - на момент обращения истца за регистрацией и выдачи ему отказа, постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1507 вступило в действие и подлежало применению. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» также была предусмотрена обязанность предоставить на регистрацию паспорт технического средства. Несостоятельным признан и довод истца о выдаче ему дубликата паспорта технического средства, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» выдаются дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов, возможность выдачи дубликата паспорта списанного технического средства не предусмотрена.

Суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе, приводились истцом в ходе производства по делу в суде первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права. Доводы исследованы судом, оценены и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется.

Оснований для вывода о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ФИО2 не имеется.

Приобретая списанный ( утилизированный) трактор без паспорта и иных правоудостоверяющих документов, ФИО2 должен был предполагать о невозможности его государственной регистрации, обусловливающей допуск трактора к участию в дорожном движении. Решение суда о признании права собственности на трактор за истцом является правоустанавливающим документом, однако автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Наличие акта осмотра спорного транспортного средства, на который ссылается сторона истца, не имеет правого значения по делу, поскольку не исключает необходимость предоставления для государственной регистрации паспорта технического средства, подтверждающего его техническую безопасность.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Портнова Л.В.

Судьи Ситник И.А.

ФИО1

Справка: судья Вильданова А.Р.