ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1212/2022 от 21.06.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Прохорчук О.В. Дело № 33а-2042/2022

(номер дела в суде первой Категория 180а

инстанции 2а-1212/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2022 года город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи

Исаева С.Н.,

судей

Кондрак Н.И., Бояриновой Е.В.,

при секретарес участием прокурора

Михайловой В.Г.Колбиной Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя к ФИО об установлении административного надзора, по апелляционному представлению заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 30 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Исаева С.Н., выслушав пояснение лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия,

установила:

ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить административный надзор сроком до 09.09.2031 года в отношении Зерина Александра Владимировича, установив следующие ограничения:

- обязательная явка в ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя четыре раза в месяц для регистрации;

- запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22-00 до 06-00 часов утра следующих суток, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест реализации спиртного, а именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных;

- запрет выезда за пределы города федерального значения Севастополя без согласования с территориальным ОМВД, осуществляющим административный надзор по месту жительства, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них.

В обоснование доводов заявленных требований истец указал на то, что 05.04.2016 года Ленинским районным судом города Севастополя ФИО осужден по пункту «б» части 4 статьи 132 УК РФ с назначением наказания в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима и дополнительному наказанию в виде ограничения свободы сроком на 1 год. Освобожден из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

В связи с указанными обстоятельствами в целях профилактики и предупреждения совершения ФИО повторных правонарушений и преступлений, оказания на данного гражданина индивидуального профилактического воздействия, в отношении административного ответчика необходимо установить административный надзор.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 30 марта 2022 года исковые требования ОМВД России по Ленинскому району г. Севастополя удовлетворены.

Установлен в отношении ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , гражданина Российской Федерации, административный надзор сроком до 09.09.2031 года.

Установлены ФИО следующие административные ограничения:

- обязательная явка в ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя четыре раза в месяц для регистрации;

- запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22-00 до 06-00 часов утра следующих суток, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест реализации спиртного, а именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных;

- запрет выезда за пределы города федерального значения Севастополя без согласования с территориальным ОМВД, осуществляющим административный надзор по месту жительства, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них.

На данное решение заместителем прокурора Ленинского района города Севастополя Толстых А.С. подано апелляционное представление, в нем ставится вопрос об изменении решения суда первой инстанции как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об установлении ФИО административного надзора сроком до 10.09.2029 года.

Установлении ФИО административных ограничений:

- обязательная явка в ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя четыре раза в месяц для регистрации;

- запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22-00 до 06-00 часов утра следующих суток, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет выезда за пределы города федерального значения Севастополя.

В обоснование доводов апелляционного представления заявитель ссылается на то, что преступление, совершенное ФИО, относится к особо тяжкому преступлению, судимость за которое в соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции на момент совершения преступления) погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. Таким образом, срок погашения судимости для ФИО - 10.09.2029 г.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В связи с чем, суд первой инстанции устанавливая административный надзор ФИО до 09.09.2031 года вышел за пределы сроков погашения судимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения.

Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

Суд первой инстанции, устанавливая административные ограничения в виде запрета посещения мест реализации спиртного, в именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных и запрета посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них не обосновал применение указанных ограничений.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

В нарушение судом не указан срок, с которого необходимо исчислять административный надзор в отношении ФИО

Также, решение по административному делу № вынесено 30.03.2022 года при этом в нарушение ч. 4 ст. 273 КАС РФ в окончательной форме решение изготовлено 11.04.2022 года.

На данную апелляционную жалобу поступили возражения от административного истца, согласно которого решение суда является законным и обоснованным.

Прокурор – Колбина Ю.С. в судебном заседании поддержала доводы апелляционного представления, за исключением установленного срока административного надзора.

Представитель административного истца - Обелов Д.И. возражал против удовлетворения апелляционного представления, указав на законность и обоснованность принятого решения суда. При определении окончания срока административного надзора была применена действующая редакция УК РФ, а установленные дополнительные ограничения связаны с личностью административного ответчика, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения и в отношении малолетних детей.

Административный ответчик – ФИО в судебном заседании пояснил, что апелляционное представление прокурора подлежит разрешению по усмотрению суда.

Проверив материалы административного дела в порядке ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ).

В соответствии с ч. ч. 1, 5 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (п. 1 ч. 2 ст. 3 указанного федерального закона).

Согласно ч. 3 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, в том числе, если: лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16.05.2017 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (далее - лица, указанные в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре).

Из материалов дела усматривается, что 05.04.2016 года Ленинским районным судом города Севастополя ФИО осужден по пункту «б» части 4 статьи 132 УК РФ с назначением наказания в виде пяти лет лишения свободы и дополнительному наказанию в виде ограничения свободы сроком на 1 год. Освобожден из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю 10.09.2020.

Согласно справке ФКУ ИК 1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю от 10.09.2020 года ФИО отбывал наказание с 11.09.2015 по 10.09.2020 год, освобожден по отбытию срока наказания.

Из характеристики, выданной УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Севастополя майором полиции Новиковым С.А следует, что ФИО за время проживания на территории административного участка зарекомендовал себя с посредственной стороны. Состоит на учете в ОМВД России по Ленинскому району, как ранее судимое лицо, которое формально подпадает по действие административного надзора. Жалобы и заявления в адрес ОМВД России по Ленинскому району на поведение ФИО в быту от родственников и соседей не поступало. Согласно информационным базам МВД России ФИО, не привлекался к административной ответственности.

Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости установления в отношении ФИО административного надзора.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции оснований не согласиться не находит, полагая, что они в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые получили надлежащую правовую оценку, и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Установленный административный надзор соответствует положениям ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, целям и задачам административного надзора, определено судом с учетом обстоятельств и характера совершенного ФИО преступления, данных о его личности, о выполнении обязанностей, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, направлен на предупреждение совершения ФИО преступлений в состоянии алкогольного опьянения, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.

Таким образом, вывод суда об установлении в отношении ФИО административного надзора является верным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Установленный срок административного надзора - до 10.09.2031 года является правильным и основан на действующей норме права ст. 86 УК РФ, предусматривающей срок погашения судимости в данном случае 10 лет.

При этом согласно разъяснениям, данным в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

В связи с чем, заслуживает внимания довод апелляционного представления о том, что в решении суд не указан срок с которого необходимо исчислять административный надзор установленный в отношении ФИО

Таким образом, судебная коллегия считает необходимым в целях избежания неопределенности в сроке осуществления административного надзора дополнить решение суда в указанной части.

Так же заслуживают внимания довод апелляционного представления в части безосновательного установления ограничений для административного ответчика ФИО по посещению и участию в массовых мероприятиях, указанное право административному ответчику гарантировано основным законом страны.

Нарушение судом первой инстанции срока изготовления решения суда в окончательной форме является безусловным нарушением норм процессуального права, однако не может является основанием для отмены решения суда.

Иных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по делу не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 30 марта 2022 года изменить, исключив из резолютивной части решения суда запрет посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них.

Дополнить резолютивную часть решения суда: «Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи