ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1217/2021 от 11.08.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 2а-1217/2021; 33а-7513/2021

59RS0002-01-2021-001267-35

Судья Перевалов А.М.

11 августа 2021 г. г. Пермь

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Никитиной Т.А.,

судей Титовца А.А., Шалагиновой Е.В.,

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и другим о признании незаконным решения, о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Перми от 28 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение ФИО1, возражение представителя административного ответчика ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю о признании незаконным решения от 09.02.2021 № КУВД -001/2021-3320575/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования на п. 13.2 «Ведение садоводства, зона ведения гражданами садоводства и огородничества» в соответствии с Правилами землепользования и застройки «Култаевского сельского поселения».

В обоснование административного иска указал, что в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 25.12.2020 он является собственником земельного участка, кадастровый номер **, общей площадью 1 300 кв.м, расположенного по адресу: ****, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования : под дачную застройку, для дачного строительства.

28.01.2021 административному истцу Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района Пермского края выдано уведомление № СИ-69 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке со ссылкой на то, что согласно правилам землепользования и застройки «Култаевское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, в редакции решения Земского Собрания Пермского края муниципального района Пермского края от 31.10.2019 № 11, земельный участок расположен в территориальной зоне (РД) «Зона ведения гражданами садоводства и огородничества», где в основных видах разрешенного использования отсутствует вид разрешенного использования «Под дачную застройку. Для дачного строительства», рекомендовано установить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования на основании правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки «Култаевского сельского поселения» им с соблюдением положений статей 37 и 85 ГрК Российской Федерации в Росреестр подано заявление на внесение изменений в вид разрешенного использования на вид: п. 13.2 «Ведение садоводства, зона ведения гражданами садоводства и огородничества».

Росреестром 09.02.2021 выдано уведомление № КУВД-001/2021-3320575/1 в отношении указанного земельного участка об отказе в изменении вида разрешенного использования по причине присвоения категории земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения.

Административный истец считает, что административный ответчик неправомерно отказал в смене вида разрешенного использования.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе (с учетом уточнения) ФИО1 просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального права, считает, что при определении вида разрешенного использования необходимо учитывать межевой план земельного участка **.

В возражении на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Пермскому краю просит отказать в ее удовлетворении.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, причины неявки заинтересованных лиц неизвестны.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок образован из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых процедура перевода из категории в категорию не осуществлена, требования градостроительных регламентов не распространяются на земли сельскохозяйственного назначения.

С данным выводом согласиться нельзя.

Из материалов дела следует, что административный истец с 30.12.2020 является собственником земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 1 300 кв.м., расположенного по адресу: ****. Категория земель – земли хозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под дачную застройку, для дачного строительства.

Существующий вид разрешенного использования применяется на основании постановления администрации Култаевского сельского поселения от 26.09.2011 № 336.

Согласно Правил землепользования и застройки территории Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района от 09.06.2016 (в ред. от 31.10.2019) земельный участок расположен в зоне РД «Зона ведения гражданами садоводства и огородничества», в числе основных видов которой имеется «ведение садоводства» - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района Пермского края по заявлению административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства направило уведомление от 28.01.2021 № СИ-69 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером **, ссылаясь, в частности, на необходимость установления в отношении указанного земельного участка вида разрешенного использования в соответствии с основными видами разрешенного использования для территориальной зоны РД – «для индивидуального жилищного строительства» или для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)».

01.02.2021 административный истец обратился через МФЦ в Росреестр с заявлением о внесении в государственный кадастр объектов недвижимости изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ** «для ведения садоводства», кодовое обозначение 13.2 ПЗЗ Култаевского сельского поселения.

Уведомлением № КУВД-001/2021-3320575/1 от 09.02.2021 Росреестра административному истцу отказано во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению административного истца поскольку спорный земельный участок образован путем раздела ранее существующего земельного участка с кадастровым номером **, который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером ** путем выдела земельной доли в праве общей долевой собственности из земель колхоза «Россия», с категорией земель «земли сельскохозяйственного производств», виды разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», «для ведения сельскохозяйственного производства». Согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, не может быть произведено без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В отношении земельного участка с кадастровым номером ** согласно сведениям ЕГРН процедура перевода из категорию в категорию не осуществлялась.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).

Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

Согласно названной норме осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в числе прочего в случае, если: созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений (пункт 22).

Органом государственной регистрации установлено, что земельный участок с кадастровым номером ** образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером ** в счет земельной доли, т.е. относится к сельскохозяйственным угодьям (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Оценив названные сведения, Управление Росреестра пришло к выводу о том, что возведение объекта недвижимости с заявлением о государственной регистрации прав на который обратился истец, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.

Вместе с тем согласно данным Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования спорного земельного участка поименован как – «под дачную застройку, для дачного строительства».

Согласно ч. 7 ст. ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Делая вывод в рамках проведения правовой экспертизы об отсутствии правовых оснований установления данного вида разрешенного использования земельного участка, регистрирующий орган, по существу, оспаривает правомерность ранее внесенных в ЕГРН сведений.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Орган государственной регистрации не уполномочен на оспаривание содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на учтенные объекты.

Поскольку зарегистрированные права на земельный участок не оспорены, правоустанавливающие документы недействительными в судебном порядке не признаны, оснований для их критической оценки у органа государственной регистрации не имелось.

Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) установлено, что садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Отнесение земельного участка к садовому участку в понятии Закона N 217-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий:

указанный земельный участок предоставлен для целей ведения гражданами садоводства для собственных нужд в соответствии с Законом N 217-ФЗ либо Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан";

в соответствии с документацией по планировке территории либо иным документом, предусмотренным частью 28 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, указанный земельный участок включен в границы территории ведения садоводства.

Поскольку в соответствие с Правилами землепользования и застройки территории Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района спорный земельный участок расположен в зоне РД «Зона ведения гражданами садоводства и огородничества», и которая предназначена для возведения жилых дачных домов, у Управления Росреестра по Пермскому краю оснований для отказа осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка не имелось.

На основании изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска, при этом в целях устранения допущенного нарушения прав ФИО1 на Управление Росреестра по Пермскому краю должна быть возложена обязанность по повторному рассмотрению поданного заявления о смене вида разрешенного использования.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г. Перми от 28 апреля 2021 года отменить, принять новое решение:

признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 9 февраля 2021 г. № КУВД-001/2021-3320575/1.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 1 февраля 2021 г. № КУВД-001/2021-3320575.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течении 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий -

Судьи краевого суда: