ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1222/2023 от 25.10.2023 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Писарев А.В.

Дело № 33а-5097/2023

№ 2а-1222/2023

55RS0006-01-2023-000920-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей Илларионова А.В., Карева Е.П.

при секретаре Сивожелезовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 октября 2023 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области на решение Советского районного суда г. Омска от 16 июня 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия по административным делам Омского областного суда

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области) обратилась в Советский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налогу на профессиональный доход, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени. Просила суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности в размере 9928,47 рублей, в том числе: недоимку по налогу на профессиональный доход в размере 540 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку за период с 27 июля 2021 года по 3 августа 2021 года в размере 0,94 рублей; недоимку по налогу на профессиональный доход в размере 1200 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку за период с 26 августа 2021 года по 5 сентября 2021 года в размере 2,86 рублей; недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 490 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 1,72 рублей; недоимку по налогу на имущество за 2020 год в размере 218 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 0,76 рублей; пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу в общем размере 53,87 рублей; пени, начисленные на задолженность по налогу на имущество физических лиц в общем размере 19,94 рублей; пени, начисленные на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 271,19 рублей; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в общем размере 1531,01 рублей; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в общем размере 309,76 рублей; недоимку по налогу на профессиональный доход в размере 1035 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку за период с 26 февраля 2022 года по 3 марта 2022 года в размере 3,42 рублей; недоимку по налогу на профессиональный доход в размере 2450 рублей; недоимку по налогу на профессиональный доход в размере 1800 рублей.

В обоснование административного иска указано, что Б. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области, является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, страховых взносов, налога на профессиональный доход, налога на доходы физических лиц; в период с 16 апреля 2019 года по 27 апреля 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; с 11 апреля 2019 года подключен к личному кабинету налогоплательщика. Б. через личный кабинет налогоплательщика направлены: налоговое уведомление № 43731418 от 2 августа 2017 года, налоговое уведомление № 63407224 от 21 августа 2018 года, налоговое уведомление № 17176588 от 4 июля 2019 года, налоговое уведомление № 8256608 от 3 августа 2020 года, налоговое уведомление № 11183821 от 1 сентября 2021 года.

В последующем налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика были направлены: требования № 31741 от 4 августа 2021 года, № 34408 от 6 сентября 2021 года, № 63434 от 16 декабря 2021 года, №98221 от 24 декабря 2021 года, № 7564 от 4 марта 2022 года, № 14985 от 27 апреля 2022 года, № 60364 от 17 июня 2022 года об уплате задолженности по налогам, страховым взносам и пени.

В связи с неисполнением вышеуказанных требований в добровольном порядке Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области обратилась к мировому судье судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске с заявлением о вынесении судебного приказа.

Также административный истец указал, что 5 августа 2022 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске мировым судьей судебного участка № 37 в Советском судебном районе в г. Омске по делу 2а-3430-84/2022 был вынесен судебный приказ, однако 13 сентября 2022 года названный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Б.

16 марта 2023 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области направила в суд частичный отказ от административных исковых требований, в котором просила взыскать с Б. задолженность в размере 2903,47 рублей.

Определением Советского районного суда г. Омска от 16 июня 2023 года административному истцу отказано в принятии частичного отказа от административных исковых требований.

Решением Советского районного суда г. Омска от 16 июня 2023 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области просит об отмене решения суда, указывая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы процессуального и материального права. Отмечает, что 16 июня 2023 года Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в Советский районный суд г. Омска направлен частичный отказ от административного иска в связи с частичной оплатой задолженности, а именно недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 540 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 1200 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 1035 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 2450 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 1800 рублей. Оставшаяся сумма задолженности составляет 2903,47 рублей. Судом отказано в удовлетворении требований налогового органа о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени с Б. в размере 2903,47 рублей в связи с тем, что административным ответчиком представлены платежные документы об уплате задолженности по налогам и пени от 14 июня 2023 года на сумму 10970 рублей и от 14 июня 2023 года на сумму 430 рублей, поэтому оснований их для повторного взыскания у Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области не имеется. Административный истец указывает, что по состоянию на 12 июля 2023 года отрицательное сальдо единого налогового счета Б. составляет 37622,19 рублей (в части налога на доходы физических лиц в размере 7547 рублей, в части транспортного налога в размере 1960 рублей, в части земельного налога в размере 1322 рублей, в части налога на имущество в размере 662 рубля, в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 442,49 рублей, в части пени в размере 25688,70 рублей). Ссылаясь на нормы законодательства, отмечает, что, действуя в соответствии со вступившими в силу изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее также – НК РФ) Федеральным законом от 14 июля 2022 года №263-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», налоговый орган признал денежные средства в общем размере 10970 рублей, поступившие 14 июня 2023 года от Б. единым налоговым платежом, и определил их принадлежность в порядке, установленном пунктом 8 статьи 45 НК РФ, в сумме 7025 рублей в счет погашения задолженности, в том числе: в размере 540 рублей в счет погашения недоимки по налогу на профессиональный доход со сроком уплаты до 26 июля 2021 года; в размере 1200 рублей в счет погашения недоимки по налогу на профессиональный доход со сроком уплаты до 25 августа 2021 года; в размере 1035 рублей в счет погашения недоимки по налогу на профессиональный доход со сроком уплаты до 25 февраля 2022 года; в размере 2450 рублей в счет погашения недоимки по налогу на профессиональный доход со сроком уплаты до 25 апреля 2022 года; в размере 1800 рублей в счет погашения недоимки по налогу на профессиональный доход со сроком уплаты до 25 апреля 2022 года. Денежные средства в размере 430 рублей, а также в размере 3945 рублей зачтены в счет погашения недоимки по налогу на профессиональный доход за январь 2021 в размере 300 рублей, июль 2021 в размере 900 рублей, январь 2022 в размере 300 рублей, июнь 2022 в размере 1400 рублей, октябрь 2022 в размере 845 рублей, апрель 2023 в размере 200 рублей, май 2023 в размере 430 рублей. Налогоплательщик при оплате самостоятельно определил вид платежа, указав в платежном документе КБК 1821050600001100011 налога на профессиональный доход, что подтверждается копией ответа, приложенной к апелляционной жалобе. В связи с тем, что направленные налогоплательщику требования об уплате задолженности не были исполнены, налоговый орган применил меры взыскания, определенные статьей 48 НК РФ. Поскольку произведенный платеж зачтен в счет задолженности, образовавшейся за более ранний период, налоговое обязательство, отраженное в административном исковом заявлении налогоплательщиком не исполнено. Таким образом, налоговый орган считает, что требования, изложенные в административном исковом заявлении, о взыскание с Б. заложенности по налогам, страховым взносам и пени в общем размере 2903,47 рублей являются обоснованными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены в установленном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений представителя административного истца, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Положения части 1 статьи 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что Б. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области.

Б. в заявленные налоговым органом периоды на праве собственности принадлежало следующее имущество: объект недвижимости (квартира) с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, транспортное средство марки <...>, государственный регистрационный знак <...>.

Б. с 16 апреля 2019 года по 27 апреля 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Б. подключен к информационному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика» с 11 апреля 2019 года (л.д. 65).

В адрес налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика были направлены: налоговое уведомление № 43731418 от 2 августа 2017 года, налоговое уведомление № 63407224 от 21 августа 2018 года, налоговое уведомление № 17176588 от 4 июля 2019 года, налоговое уведомление № 8256608 от 3 августа 2020 года, налоговое уведомление № 11183821 от 1 сентября 2021 года. Направление в личный кабинет налогоплательщика и получение им данных налоговых уведомлений подтверждается скриншотом страницы личного кабинета, который имеется в материалах административного дела (л.д. 64).

В связи с неуплатой обязательных платежей в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика были направлены: требования № 31741 от 4 августа 2021 года, № 34408 от 6 сентября 2021 года, № 63434 от 16 декабря 2021 года, № 98221 от 24 декабря 2021 года, № 7564 от 4 марта 2022 года, № 14985 от 27 апреля 2022 года, № 60364 от 17 июня 2022 года об уплате задолженностей по налогам, страховым взносам и пени. Направление в личный кабинет налогоплательщика и получение им данных требований подтверждается скриншотом страницы личного кабинета, который имеется в материалах административного дела (л.д. 63).

В связи с неисполнением вышеуказанных требований в добровольном порядке Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области обратилась к мировому судье судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Б.

5 августа 2022 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске мировым судьей судебного участка № 37 в Советском судебном районе в г. Омске по делу 2а-3430-84/2022 был вынесен судебный приказ, однако 13 сентября 2022 года названный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Б.

10 марта 2023 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области направила в суд настоящее административное исковое заявление, которое было зарегистрировано судом 13 марта 2023 года.

16 июня 2023 года Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в Советский районный суд г. Омска направлен частичный отказ от административного иска в связи с частичной оплатой задолженности, а именно недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 540 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 1200 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 1035 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 2450 рублей, недоимки по налогу на профессиональный доход в размере 1800 рублей. Оставшаяся сумма задолженности составляет 2903,47 рублей.

Определением Советского районного суда г. Омска от 16 июня 2023 года административному истцу отказано в принятии частичного отказа от административных исковых требований.

Административным ответчиком в суд первой инстанции были представлены следующие платежные документы об уплате задолженности: чек-ордер от 14 июня 2023 года на сумму 10970 рублей, чек-ордер от 14 июня 2023 года на сумму 430 рублей, в которых указан КБК 18210506000011000110, то есть КБК налога на профессиональный доход.

Суд первой инстанции, установив, что Б. в полном объеме уплачены спорные суммы задолженности по налогам и пеням, следовательно, исполнена обязанность налогоплательщика по уплате заявленных к взысканию в рамках настоящего административного искового заявления сумм задолженности, принял решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из следующего.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик, в том числе, обязан уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 названного пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 НК РФ).

Налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах указанных в пункте 1 статьи 360 НК РФ. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Согласно положениям статьи 363 НК РФ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу статьи 399 НК РФ налог на имущество физических устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество:1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 403 НК РФ, если иное не установлено названным пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих:1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 данной статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус"), что предусмотрено пунктом 3 статьи 406 НК РФ.

В силу статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 данного Кодекса.

В силу статьи 41 НК РФ в соответствии с данным Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» данного Кодекса.

Порядок исчисления налога закреплен в статях 225 и 227 НК РФ. Налоговым периодом в соответствии со статьей 216 НК РФ признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 НК РФ.

Согласно статье 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 данного Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым названного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

На основании пункта 8 статьи 1 НК РФ, статей 2, 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» Б. являлся плательщиком налога на профессиональный доход.

Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).

В силу части 8 названной статьи физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее - налог).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для целей данного Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы: 1) получаемые в рамках трудовых отношений; 2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств; 3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений); 4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений; 5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд; 6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов; 7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; 8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад; 10) от уступки (переуступки) прав требований; 11) в натуральной форме; 12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Статьей 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» определено, что налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено данной статьей.

Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета (часть 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

На основании статьи 11 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 данного Федерального закона.

При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог» (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

Уплата налога осуществляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (часть 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» предусмотренного статьей 69 НК РФ требования об уплате задолженности в сроки, установленные статьей 70 НК РФ. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требования об уплате задолженности налоговый орган вправе взыскать имеющуюся у налогоплательщика задолженность в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).

По смыслу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Материалами дела подтверждено, а также не оспаривается административным ответчиком, что в спорный период за административным ответчиком были зарегистрированы вышеназванные транспортное средство и объект недвижимости.

Признавая задолженность, указанную в административном иске, Б. согласно чекам-ордерам от 14 июня 2023 года произвел оплаты на сумму 10970 рублей и 430 рублей. При оплате административным ответчиком был указан КБК 18210506000011000110, который является КБК налога на профессиональный доход.

В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом денежные средства обоснованно были зачтены в счет погашения задолженности по налогу на профессиональный доход.

Довод апелляционной жалобы, что налогоплательщик при оплате самостоятельно определил вид платежа, указав в платежном документе КБК 1821050600001100011 налога на профессиональный доход, поэтому данный платеж нельзя учитывать в счет погашения спорной задолженности, подтверждается материалами дела.

Однако до разрешения настоящей апелляционной жалобы административного истца Б. в суд апелляционной инстанции дополнительно представлены доказательства, подтверждающие оплату задолженности, указанной в административном иске. Факт оплаты подтверждается чеком-ордером от 13 сентября 2023 года на сумму 2904 рубля, в котором указан КБК 18201061201010000510, который согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, является КБК единого налогового платежа.

Дополнительно в подтверждение оплаты налога на профессиональный доход 2023 года Б. представлен чек-ордер от 13 сентября 2023 года на сумму 1025 рублей, а также чек-ордер от 13 сентября 2023 года на сумму 680 рублей. В данных чеках-ордерах указан КБК 18210506000011000110 (налог на профессиональный доход).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Б. налоговым органом были направлены названные налоговые уведомления, а в последующем, в связи с просрочкой уплаты налога, также направлены требования.

Вместе с тем административным ответчиком в добровольном порядке после возбуждения настоящего административного дела требования исполнены, что подтверждается чеками-ордерами от 14 июня 2023 года и 13 сентября 2023 года, представленными в суды первой и апелляционной инстанций соответственно.

Согласно сведениям налогового органа, содержащимся в заявлении о частичном отказе от административного иска от 16 июня 2023 года, а также в письменных пояснениях от 23 августа 2023 года, оставшаяся сумма задолженности по административному исковому заявлению составляет 2903,47 рублей.

Определенный положениями пунктов 1, 2 статьи 11.3 НК РФ, пунктов 8, 10 статьи 45 НК РФ порядок погашения недоимки при уплате единого налогового платежа не исключает возможность реализации административным ответчиком права на признание административного иска и добровольного исполнения требований, предъявляемых налоговой инспекцией.

Статьей 46 КАС РФ определено право административного ответчика при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, от указанного права производно право на добровольное исполнение. Реализация данных прав ограничена только условием, что указанное не вступит в противоречие с положениями процессуального закона, а также иных федеральных законов, не повлечет нарушение прав других лиц. Административным ответчиком данное право реализовано, соблюдение вышеприведенного условия судом проверено.

Доводы налогового органа о наличии оснований для удовлетворения требований в связи с необходимостью отнесения произведенных платежей на погашение налоговой задолженности за иные периоды не могут быть приняты во внимание, поскольку нивелируют предусмотренное процессуальным законом право на добровольное исполнение вследствие признания административного иска. Административным ответчиком предприняты все действия, необходимые для погашения задолженности, являющейся предметом спора.

Указанное выше толкование и применение норм права согласуется с действующей с 1 октября 2023 года редакцией подпункта 5 пункта 6 статьи 45 НК РФ, в соответствии с которым денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в качестве единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», признаются уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо судебного акта, содержащего требования о взыскании задолженности, вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ.

Таким образом, по смыслу законодательства, положения пункта 8 статьи 45 НК РФ не препятствуют зачислению уплаченных налогоплательщиком сумм в порядке признания административного иска или исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с названным пунктом.

В этой связи суд апелляционной инстанции с учетом приведенных выше норм материального и процессуального права приходит к выводу об уплате Б. спорных сумм задолженности по налогам и пеням, указанных в административном иске, в связи с чем основания для их взыскания отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения суда в апелляционном порядке, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Омска от 16 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 октября 2023 года.