ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1224/2016 от 26.07.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а – 1224/2016 Председательствующий судья - Сухорукова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а - 2326 /2016

гор. Брянск 26 июля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Парамоновой Т.И.,

судей Фроловой И.М.,

Сидоренковой Е.В.,

с участием прокурора Богдановой Н.С.,

при секретаре Можаевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Оболенского Э.В. на решение Советского районного суда города Брянска от 18 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Оболенского Э.В. к Брянской городской администрации об оспаривании Положения «Об утверждении формы паспорта временного объекта».

Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя административного истца Оболенского Э.В. - Домашневой Я.А., возражения административного ответчика - представителя Брянской городской администрации Абрамова Ю.А., возражения представителя заинтересованного лица Управления по строительству и развитию территории города Брянска Сафроновой И.А., прокурора, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Оболенский Э.В. обратился в суд, с указанным иском ссылаясь на то, что на основании п. 2 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 года № 803 «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» Брянской городской администрацией 30.07.2012 года вынесено Постановление №1874-п «Об утверждении формы паспорта временного объекта», в которое Постановлением Брянской городской администрации № 261-п от 07.02.2014 года в части формы Паспорта временного объекта, были внесены изменения, противоречащие действующему законодательству, нарушающие права административного истца, поскольку устанавливают дополнительные обязанности на владельца временного нестационарного объекта торговли при его размещении, что создает препятствия к осуществлению торговой деятельности.

По указанным основаниям административный истец Оболенский Э.В. просил суд признать недействующим с момента принятия Постановление Брянской городской администрации от 30.07.2012 №1874-п «Об утверждении формы паспорта временного объекта» в редакции Постановления Брянской городской администрации от 07.02.2014 года №261-п в части положений, содержащихся в Приложении к Постановлению Брянской городской администрации от 30.07.2012 года №1874-п (форма паспорта объекта):

-на первой странице формы паспорта временного объекта в графе «Примечание» указано: «до начала работ по возведению временного объекта необходимо предоставить на согласование в Управление по строительству и развитию территории города Брянска архитектурный (дизайн) проект временного объекта, выполненный в соответствии с действующими нормативными требованиями специализированной проектной организацией, включая план благоустройства прилегающей к нему территории с указанием площади объекта. Разрешение на производство земляных работ получить в Управлении строительству и развитию территории города Брянска. По окончании работ по возведению временного объекта владельцу объекта необходимо предъявить его для приемки районной администрации города Брянска и Управлению по строительству и развитию территории города Брянска»;

-на последней странице формы паспорта временного объекта внизу указано на необходимость получения резолюций представителя районной администрации города и представителя Управления по строительству и развитию территории города Брянска о соответствии возведенного объекта утвержденной проектной документации.

Решением Советского районного суда города Брянска от 18 февраля 2016 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что оспариваемое Положение нарушает права и интересы административного истца, что дает ему право на обращение в суд, регламентированное ст. 208 КАС РФ. Судом не учтено, что в Паспорт временного объекта не подлежат включению дополнительные обязанности. Полагает вывод суда о том что, истец не является субъектом спорных отношений необоснованным. Указывает, что судом не была дана надлежащая правовая оценка заявленным доводам.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель административного истца Оболенского Э.В. - Домашнева Я.А., административный ответчик - представитель Брянской городской администрации Абрамов Ю.А., представитель заинтересованного лица Управления по строительству и развитию территории города Брянска Сафронова И.А.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик - представитель Брянской городской администрации Фоменко А.В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Оболенского Э.В. - без удовлетворения.

Административный истец Оболенский Э.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, его интересы представляет по доверенности представитель Домашнева Я.А.

Представитель Советской районной администрации, участвующий в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия, а также ходатайств об отложении слушания по делу не представил.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения на жалобу, заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту: КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.09 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон N 381-ФЗ), одной из его целей является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Статья 2 вышеуказанного закона в пункте 6 содержание понятия "нестационарный торговый объект", федеральный законодатель определяет его как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том передвижное сооружение.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного пит; торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона N 131 -ФЗ).

В соответствии со ст. 56 Устава города Брянска, население города Брянска непосредственно, а также органы и должностные лица местного самоуправления города Брянска принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, входящим в их компетенцию.

В силу п. п. "д" п. 4 ст. 15 Федерального закона N 381-ФЗ opганам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности: запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 №803 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Во исполнение указанного решения представительного органа муниципального образования, Брянской городской администрацией вынесено Постановление от 30.07.2012 года №1874-п «Об утверждении формы паспорта временного объекта».

В соответствии с порядком, определенным ст. 62 Устава города Брянска, указанное постановление Брянской городской администрации от 30.07.2012 № 1874-п опубликовано в муниципальной газете «Брянск» № 30д от 03.08.2012 года. Изменения, внесенные постановлением Брянской городской администрацией от 07.02.2014 № 261-п, опубликованы в муниципальной газете «Брянск» № 6д от 14.02.2014 года.

Согласно пункту 2 Постановления от 07.02.2014 г. N 261-п оно вступает в силу в день его официального опубликования и распространяет свое действие с 14 февраля 2014 г.

Срок обращения в суд с данным иском, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, т.к. об оспариваемом постановлении истцу стало известно после получения паспортов временных объектов торговли в октябре и ноябре 2015 года. С административным иском суд истец обратился 15.12.2015 года.

По мнению административного истца, указанное Постановление (в редакции, утвержденной Постановлением Брянской городской администрации 07.02.2014 №261-п) не соответствует действующему законодательству в части положений, содержащихся в Приложении к постановлению Брянской городской администрации от 30.07.2012 №1874-п, относительно паспорта временного объекта:

-на первой странице формы паспорта временного объекта в графе «Примечание» указано: «до начала работ по возведению временного объекта необходимо предоставить на согласование в Управление по строительству и развитию территории города Брянска архитектурный (дизайн) проект временного объекта, выполненный в соответствии с действующими нормативными требованиями специализированной проектной организацией, включая план благоустройства прилегающей к нему территории с указанием площади объекта. Разрешение на производство земляных работ получить в Управлении по строительству и развитию территории города Брянска. По окончании работ по возведению временного объекта владельцу объекта необходимо предъявить его для приемки районной администрации города Брянска и Управлению по строительству и развитию территории города Брянска»;

- на последней странице формы паспорта временного объекта внизу указано на необходимость получения резолюций представителя районной администрации города и представителя Управления по строительству и развитию территории города Брянска о соответствии возведенного объекта утвержденной проектной документации.

Как следует из паспортов временного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, владельцем нестационарных торговых объектов по <адрес>

Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска реализуется в соответствии с «Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска», утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803 (далее по тексту - Положение).

Согласно п. 2,3 Положения Брянской городской администрации в целях реализации Положения, указанного в пункте 1 настоящего Решения, в течение 3- х дней со дня официального опубликования настоящего Решения утвердить форму паспорта временного объекта, форму журнала регистрации заявок и в течение одного месяца разработать и утвердить порядок приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта.

Управлению по строительству и развитию территории города Брянска в течение 10-ти дней со дня официального опубликования настоящего Решения на каждое торговое место, предусмотренное, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, подготовить паспорт временного объекта по утвержденной форме.

В соответствии с п. 3.1 Положения лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, в установленном настоящим Положением порядке на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии Управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3-х дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.

Оформленный паспорт временного объекта выдается заявителю лично (руководителю организации, если заявителем является юридическое лицо) либо уполномоченному лицу под расписку на платной основе согласно утвержденным Брянской городской администрацией тарифам (п. 3.2 Положения).

Паспорт временного объекта изготавливается на каждый нестационарный торговый объект (п.3.3 Положения).

В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 Положения, владелец нестационарного торгового объекта - победитель конкурса (лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (в ред. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 20.12.2012 № 899).

В соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных объектов на территории г. Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. № 803 (в редакции действовавшей на момент участия в конкурсе административного истца) предусмотрено, что для участия в конкурсе на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска необходимо предоставить одновременно с заявкой эскизный проект или фотографии архитектурного решения нестационарного торгового объекта ( п.2.9. Положения).

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 45 Устава города Брянска к полномочиям городской администрации относится в том числе, организация исполнения решений городского Совета народных депутатов, принятых в пределах его компетенции на территории города Брянска, и иных муниципальных правовых актов города Брянска.

Постановлением Брянской городской администрации от 07.02.2014 г. № 261-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 30.07.2012 г. № 1874-п «Об утверждении формы паспорта временного объекта» установлена дополнительная обязанность владельца нестационарного торгового объекта странице 2 в графе «Примечание» «до начала работ по возведению временного объекта необходимо представить на согласование в Управление по строительству и развитию территории города Брянска архитектурный (дизайн) проект временного объекта, выполненный в соответствии с действующими нормативными требованиями специализированной проектной организацией, включая план благоустройства прилегающей к нему территории с указанием площади объекта. Разрешение на производство земляных работ получить в Управлении по строительству и развитию территории города Брянска. По окончании работ по возведению временного объекта владельцу объекта необходимо предъявить его для приемки районной администрации города Брянска и Управлению по строительству и развитию территории города Брянска».

Судом установлено, что административный истец Оболенский Э.В. является субъектом отношений, регулируемых обжалуемым постановлением, потому как участвует в конкурсах на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска, является владельцем нестационарных торговых объектов на основании выданных паспортов временных объектов по результатам проведенных конкурсов. Выданные ему паспорта временных объектов в соответствии с формой, утвержденной оспариваемым Постановлением, нарушают его права и законные интересы, поскольку возлагают на него дополнительные обязанности не предусмотренные п. 3.4. Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 №803, утвердившее Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Как следует из материалов дела, Оболенским Э.В. с ООО «Арко» заключен Договор оказания услуг № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является выполнение работ по изготовлению архитектурных проектов временных объектов по адресам: <адрес>.

Согласно п.3.2 указанного Договора стоимость работ по данному договору составляет <данные изъяты> руб. Указанные затраты понесены административным истцом вследствие возложения дополнительных обязанностей оспариваемым в части Постановлением.

Исходя из изложенного, оспариваемое Оболенским Э. В. постановление органа местного самоуправления является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности. Выводы суда о том, что субъектом правоотношений по размещению нестационарных объектов торговли на территории г. Брянска, Оболенский Э.В. как гражданин РФ не является, следовательно его права и законные интересы, как гражданина РФ, не могут быть затронуты оспариваемым постановлением органа судебная коллегия полагает несостоятельными.

Выводы суда о том, что административным истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие нарушение его прав, свобод и законных интересов при исполнении оспариваемого постановления в указанной части, относящейся к форме паспорта временного объекта торговли, а также доказательства, подтверждающие создание препятствий к осуществлению прав, свобод и законных интересов, связанных с размещением временных объектов торговли необоснованны и опровергаются материалами дела.

Судебная коллегия, исходя из анализа приведенных выше правовых норм, полагает, что заявление Оболенского Э.В. подлежит удовлетворению в указанной части.

Суд первой инстанции неправильно истолковал норму закона и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что по

результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.