ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1241/2023 от 13.12.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Беляев Д.В. Дело № 33а-18190/2023 (2 инстанция)

УИД 52RS0010-01-2023-000840-32 № 2а-1241/2023 (1 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей Кулаевой Е.В., Жилкина А.М.

при секретаре судебного заседания Ягилевой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Кулаевой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области

на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13 июня 2023 года

по административному исковому заявлению Балахнинского городского прокурора, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, Главе местного самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородского района о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛА

Балахнинский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что Балахнинской городской прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области 17.01.2023 принято постановление № 60 «Об утверждении Положения комиссии по отбору претендентов на представление к награждению государственной наградой многодетной семьи Балахнинского муниципального округа Нижегородской области медалью ордена «Родительская слава». Однако проект указанного нормативного правового акта в Балахнинскую городскую прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы не направлялся.

Административный истец просил суд

- признать незаконным бездействие администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в не направлении в Балахнинскую городскую прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 17.01.2023 № 60 «Об утверждении Положения комиссии по отбору претендентов на представление к награждению государственной наградой многодетной семьи Балахнинского муниципального округа Нижегородской области медалью ордена «Родительская слава».

Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13 июня 2023 года административные исковые требования Балахнинского городского прокурора удовлетворены.

Признано незаконным бездействие администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в не направлении в Балахнинскую городскую прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 17.01.2023 № 60 «Об утверждении Положения комиссии по отбору претендентов на представление к награждению государственной наградой многодетной семьи Балахнинского муниципального округа Нижегородской области медалью ордена «Родительская слава».

В апелляционной жалобе администрация Балахнинского муниципального округа Нижегородской области просит об отмене решения Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13 июня 2023 года как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств и своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организационному и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов.

В соответствии с частью 3 статьи 79 названного федерального закона, перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Согласно положениям пункта 38 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ предусмотрено, что прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

- прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

- государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

- социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

В силу пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 9.1 указанного Федерального закона).

Из материалов дела следует и судом установлено, что в соответствии с п.п. 2.1, 2.1.2 Соглашения, заключенного между Балахнинской городской прокуратурой, администрацией Балахнинского муниципального округа и Советом депутатов Балахнинского муниципального округа от 02.02.2021, в прокуратуру органами местного самоуправления направляются проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы неопределенного круга лиц.

Администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области 17.01.2023 принято постановление № 60 «Об утверждении Положения комиссии по отбору претендентов на представление к награждению государственной наградой многодетной семьи Балахнинского муниципального округа Нижегородской области медалью ордена «Родительская слава».

Административным и ответчиками не оспаривалось, что проект указанного постановления администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области Балахнинскому городскому прокурору или сотрудникам прокуратуры не направлялся, сотрудники прокуратуры на заседаниях по рассмотрению проекта нормативного правового акта не присутствовали.

Разрешая заявленные прокурором требования суд первой инстанции со ссылкой на вышеуказанные положения нормативных правовых актов, исходил из того, что указанное постановление рассчитано на неоднократное применение, содержит правила, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, подлежало направлению в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона.

При этом, принятие нормативного правового акта без проведения антикоррупционной экспертизы создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что повлечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом первой инстанции администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области 17.01.2023 принято постановление № 60 «Об утверждении Положения комиссии по отбору претендентов на представление к награждению государственной наградой многодетной семьи Балахнинского муниципального округа Нижегородской области медалью ордена «Родительская слава», проект указанного постановления администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области Балахнинскому городскому прокурору или сотрудникам прокуратуры не направлялся, сотрудники прокуратуры на заседаниях по рассмотрению проекта нормативного правового акта не присутствовали. Данные обстоятельства не отрицались и административным ответчиком.

Таким образом, доводы административного истца о не направлении в Балахнинскую городскую прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 17.01.2023 принято постановление № 60 «Об утверждении Положения комиссии по отбору претендентов на представление к награждению государственной наградой многодетной семьи Балахнинского муниципального округа Нижегородской области медалью ордена «Родительская слава», нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА

решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 13 июня 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи