ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1246/20 от 12.01.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1-й инстанции: Глухова И.С. Дело № 33а- 18/2021

(2а-1246/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 12 января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Павловского Е.Г.

судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г.,

при секретаре Козлове В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым к Грановской Анне Владиславовне о взыскании задолженности, заинтересованное лицо: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым, по апелляционной жалобе Грановской Анны Владиславовны на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 августа 2020 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Грановской А.В. – Трубо Р.Т. поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым Легостаевой А.А. просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым обратился в суд с иском о взыскании недоимки по страховым взносам и санкций, в котором просит взыскать с Грановской А.В. задолженность в размере 32441 рубль 35 копеек. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Грановская А.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 15 ноября 2014 года и утратила статус индивидуального предпринимателя 10 января 2019 года. Указывает на то, что Грановская А.В. не исполнила свои обязанности по уплате страховых взносов за 2018 и 2019 года, в связи с чем у неё образовалась указанная задолженность. Административным истцом было сформировано требование от 11 ноября 2019 года , которое было направлено административному ответчику 11 ноября 2020 года. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 88 Феодосийского судебного района Республики Крым от 06 марта 2020 года указанная задолженность была взыскана с Грановской А.В., однако определением мирового судьи от 12 марта 2020 года данный приказ был отменён.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены.

Грановская А.В., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 августа 2020 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и необоснованность вывода суда и приводит следующие доводы. Неправильно осуществлён расчёт суммы задолженности, при этом из резолютивной части решения суда невозможно определить за какой период образовалась задолженность. Отсутствует задолженность за 2017 год. Ей не направляли требование налогового органа, поскольку тот почтовый идентификатор, на который ссылается административный истец, свидетельствует о направлении налогового требования другому лицу. Налоговый орган незаконно направил вторичное требование, без отзыва первого, при этом нарушением сроков установленных статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Административным истцом пропущен срок подачи административного иска. На момент подачи заявления в налоговый орган об освобождении от уплаты страховых взносов, перечень прилагаемых документов, к такому заявлению, не регламентировался нормативно-правовыми актами. Письмо административного истца, в котором указан перечень документов, необходимых для применения льготы, она не получала. Из представленных актов сверок, невозможно понять в связи с чем образовалась задолженность. Судом, после привлечения к участию в деле пенсионного фонда, не начал рассмотрение дела с самого начала. Суд не известил её о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что Грановская А.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 15 ноября 2014 года и утратила статус индивидуального предпринимателя 10 января 2019 года.

Представитель административного истца ссылается на то, что Грановская А.В. не исполнила свою обязанность по внесению страховых взносов за 2018 и 2019 года, в связи с чем у неё образовалась задолженность.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.11.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчётный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Административный ответчик, не отрицая в суде апелляционной инстанции факт того, что страховые взносы в 2018 и 2019 годах не уплачивались, указывает о наличии у неё льготы, связанной с рождением ребёнка, в связи с чем у неё отсутствует задолженность.

Указанные доводы заслуживают внимание.

В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Из материалов дела следует, что 21 июля 2017 года у административного ответчика родился ребёнок.

Документами, являющимися основанием для подтверждения права на освобождение от уплаты страховых взносов в период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, являются документы, удостоверяющие рождение ребёнка и достижение им возраста полутора лет: свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребёнком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, справка с места работы второго родителя о том, что он не использовал отпуск по уходу за ребёнком и другие документы, подтверждающие необходимые сведения (письмо ФНС России от 26 апреля 2017 года N БС-4-11/7990@ «Об освобождении от уплаты страховых взносов»).

Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у указанной категории плательщиков, могут являться налоговые декларации, представляемые последними в налоговые органы по месту жительства (письмо Минтруда России от 12 февраля 2015 года N 17-3/ООГ-78), в частности, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и налоговые декларации по налогам, уплачиваемым самозанятыми физическими лицами в связи с применением специального режима налогообложения, не содержащие в соответствующих строках отчётных форм числовые показатели полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности.

В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена, а также определение условий их предоставления относятся к дискреционным полномочиям законодателя (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).

Как указано выше, в силу пункта 7 статьи 430 НК РФ, освобождение предоставляется при условии представления такими плательщиками в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Из материалов дела следует, что 22 июля 2017 года Грановская А.В. подала в налоговый орган заявление об освобождении её от уплаты страховых взносов (л.д. 94). К заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о рождении ребёнка, копия паспорта, уведомление о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

На указанное заявление, 15 августа 2017 года налоговым органом направлено Грановской А.В. письмо, в котором разъясняется порядок предоставления льготы и приводятся вышеуказанные нормы. Также указано на то, что Грановской А.В. необходимо направить в налоговый орган недостающие документы, однако какие именно не указано.

29 ноября 2019 года Грановская А.В. направила в налоговый орган в дополнение к заявлению от 22 июля 2017 года, к которому были приложены следующие документы: свидетельство о заключении брака, лицевой счёт от 18 ноября 2019 года, выданный МУП «ЖЭК № 4», сведения о сданной декларации о доходах за 2018 год.

Повторно были направлены указанные документы в налоговый орган 14 сентября 2020 года.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что Грановской А.В. предоставлены все документы, необходимые для предоставления льготы.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания задолженности отсутствуют.

Учитывая изложенное, в связи с неправильным применением норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 304, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 августа 2020 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым к Грановской Анне Владиславовне о взыскании задолженности.

Председательствующий: Е.Г. Павловский

Судьи: З.И. Курапова

Е.Г. Тимошенко

Мотивированное определение изготовлено 15 января 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>