ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-124/2023 от 16.08.2023 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Евлогиева Т.Н. Дело №33а-3540/2023

Судья Кушникова Н.Г. Административное дело № 2а-124/2023

УИД 21RS0004-01-2023-000038-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Савелькиной Г.О.,

судей Евлогиевой Т.Н. и Лушниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.,

с участием административного истца ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску ФИО4 к администрации муниципального образования «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики» о признании незаконным постановления, возложении обязанности оказать муниципальную услугу в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги, поступившее по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Евлогиевой Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения (т. 1 л.д. 199-201) к муниципальному образованию «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики» о:

- признании незаконным постановления Вурнарского городского поселения от 25.08.2022 №135 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»;

- исключении земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 из перечня, утвержденного постановлением от 21.09.2022 №161 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно»;

- возложении на администрацию муниципального образования «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики» обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав на получение муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, на торгах» своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, общей площадью 1260 кв.м. с вида разрешенного использования «Индивидуальное жилищное строительство» (код 2.1) на вид разрешенного использования «Для ведения огородничества» (код 13.2) и оказать государственную или муниципальную услугу в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

В обоснование своих требований ФИО4 указала, что неоднократно ею в администрацию Вурнарского городского поселения были направлены заявления об организации аукциона по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, а именно: 15 июня 2021 года, которое оставлено без ответа, 8 февраля 2022 года, в удовлетворении которого отказано письмом от 18 февраля 2022 года, 7 апреля 2022 года, в ответе на которое указаны были лишь выдержки из статей Земельного кодекса РФ. 25 июля 2022 года она вновь обратилась в администрацию Вурнарского городского поселения с заявлением об организации аукциона по продаже в собственность указанного земельного участка и также подала жалобу на нарушение сотрудниками администрации Вурнарского городского поселения положений административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах», утвержденного постановлением главы администрации Вурнарского городского поселения от 28 ноября 2018 года № 244. Ответом от 22 августа 2022 года администрация Вурнарского городского поселения в удовлетворении ее заявления о проведении аукциона отказала со ссылкой на решение Градостроительного Совета от 19 августа 2022 года, что не соответствует требованиям п. 8 ст. 39.11 Земельного Кодекса РФ; ответ на ее жалобу дан с нарушением срока и не по существу. Действиями администрации Вурнарского городского поселения были нарушены ее права на получение государственной и муниципальной услуги согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Не согласившись с полученными ответами, она (ФИО4) 29 августа 2022 года подала жалобу в прокуратуру Вурнарского района, на которую получен ответ от 27 сентября 2022 года. 11 ноября 2022 г. при ознакомлении с результатами акта прокурорского реагирования ей стало известно, что постановлением администрации Вурнарского городского поселения от 25 августа 2022 года № 135 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» вид разрешенного использования спорного земельного участка «Для ведения огородничества (код 13.2) изменен на «Индивидуальное Жилищное строительство» (код 2.1), а постановлением от 21 августа 2022 года № 161 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно» указанный земельный участок утвержден в перечне земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно. Указанными действиями административного ответчика нарушены ее права на получение государственной или муниципальной услуги.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики» в судебном заседании суда первой инстанции участие не принимал, глава администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики обратился с заявлением о рассмотрении дела без их участия (л.д.189 т.1).

Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2023 года в удовлетворении административного иска ФИО4 отказано в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО4 подала на него апелляционную жалобу на предмет отмены и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных ею требований. В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом при принятии решения были нарушены нормы материального права; по состоянию на 22.08.2022 (дата дачи ответа администрацией на обращение ФИО4) вид разрешенного использования соответствовал цели использования земельного участка; оснований для отказа в получении ею муниципальной услуги не имелось. Кроме того, решения Градостроительного совета носят рекомендательный характер и его решение о том, что спорный земельный участок после изменения вида разрешенного использования подлежит включению в Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, не могло служить основанием для отказа ФИО4 в предоставлении муниципальной услуги.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО4 просила удовлетворить апелляционную жалобу.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Решая вопрос о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, судебная коллегия признала их неявку по неуважительной причине, и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с полномочиями, предоставленными суду положениями ст.ст. 150-151, ч.1 ст. 307 КАС РФ.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий или бездействия административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято два вида решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из приведенных норм следует, что для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. В иных случаях принимается решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, <адрес>, находится в муниципальной собственности, имеет площадь 1260 кв.м., относится к категории земель населенных пунктов, имел вид разрешенного использования «для ведения огородничества» (код 13.2).

Администрация Вурнарского городского поселения 25.08.2022 издала постановление №135, которым изменила вид разрешенного использования указанного земельного участка на вид «индивидуальное жилищное строительство» (код 2.1) (л.д.237 т.1).

21.09.2022 администрация Вурнарского городского поселения издала постановление №161 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно». Согласно Приложению №1 к данному постановлению указанный земельный участок включен в указанный Перечень под порядковым № 12 (л.д.243 т.1).

Разрешая заявленные ФИО4 требования о признании незаконным постановления Вурнарского городского поселения от 25.08.2022 №135 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», суд первой инстанции исходил из того, что органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Выбранный вид разрешенного использования (измененный вид) соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны Ж-1, в которой расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, следовательно, оснований для признания постановления № 135 от 25.08.2022 незаконным не имеется.

Разрешая требования ФИО4 об исключении спорного земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 из перечня, утвержденного постановлением от 21.09.2022 № 161 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность», суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства относится к вопросам местного значения, и спорный земельный участок включен в вышеуказанный Перечень в соответствии с требованиями закона.

Также суд не нашел оснований для удовлетворения требований ФИО4 о возложении на администрацию муниципального образования «Вурнарский муниципальный округ Чувашской Республики» обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав на получение муниципальной услуги путем изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка и оказания услуги в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО4 судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок площадью 1 260 кв. м. с кадастровым номером 21<данные изъяты>:574, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для огородничества» на основании договора аренды №57-з от 8 ноября 2016 года находился в аренде у гражданина ФИО1 до 3 марта 2022 года. Из дела следует, что на основании соглашения, заключенного между администрацией Вурнарского городского поселения Вурнарского района и ФИО1 от 3 марта 2022 года стороны пришли к соглашению о прекращении договора аренды земельного участка от 8 ноября 2016 года № 57-з; указанный земельный участок, согласно условиям данного соглашения, передан арендатором администрации Вурнарского городского поселения без составления передаточного акта (пункт 3 соглашения). (л.д.244, 245-246 т.1).

Из материалов дела также следует и установлено судом, что в период, когда указанный земельный участок находился в аренде у ФИО1 на основании указанного договора аренды, ФИО4 неоднократно обращалась в администрацию Вурнарского городского поселения Чувашской Республики с заявлениями о проведении аукциона по продаже этого земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574.

Так, с данным заявлением ФИО4 обращалась 15 июня 2021 года (т. 1 л.д. 8). Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, данное заявление администрацией Вурнарского городского поселения Чувашской Республики не было рассмотрено, ответ на него ФИО4 не был дан.

Далее 8 февраля 2022 года ФИО4 вновь обратилась в администрацию Вурнарского городского поселения Чувашской Республики с заявлением об организации аукциона по продаже вышеуказанного земельного участка (т. 1 л.д. 9).

На данное обращение администрация Вурнарского городского поселения Чувашской Республики письмом от 18 февраля 2022 года со ссылкой на положения ст. 39.11 Земельного кодекса РФ сообщила, что испрашиваемый земельный участок обременен договором аренды, о чем в Едином государственном реестре прав недвижимости сделана запись регистрации №21- (т. 1 л.д. 11).

В соответствии с п. п. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может быть предметом аукциона, если он предоставлен на праве аренды иному лицу, в связи с чем указанный ответ администрации не являлся незаконным, поскольку на тот момент спорный земельный участок был предоставлен в аренду ФИО5 по договору, и данный договор не был расторгнут и являлся действующим.

Также ФИО4 7 апреля 2022 года обратилась в администрацию Вурнарского городского поселения Чувашской Республики с заявлением, где просила предоставить ей в собственность вышеуказанный земельный участок для огородничества (т. 1 л.д. 12).

На данное обращение письмом от 8 апреля 2022 года администрацией Вурнарского городского поселения Чувашской Республики дан ответ № 548, содержащий ссылки на положения п. 1 ст. 39.3, ч. 12 ст. 39.11, ч. 5 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ; при этом заявителю разъяснены положения ч.5 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации о подготовке схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже или аукциона на право заключения договора аренды гражданином либо юридическим лицом (т. 1 л.д. 232 оборотная сторона).

25 июля 2022 года ФИО4 вновь обратилась в администрацию Вурнарского городского поселения Чувашской Республики с заявлением об организации аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 в собственность, а также с жалобой о неоказании в полном объеме муниципальной услуги, в жалобе содержится просьба обеспечить возможность получения муниципальной услуги, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Заявление и жалоба зарегистрированы за вх.№№ 281 и 281 (т. 1 л.д. 235, 236).

Письмами от 22 августа 2022 года №1415 и № 1416 на заявление и жалобу, поданные 25.07.2022, администрация сообщила ФИО4 о том, что в соответствии с решением Градостроительного Совета от 19 августа 2022 года испрашиваемый ФИО4 земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 после изменения вида разрешенного использования будет включен в Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям Вурнарского городского поселения, в связи с чем решение о проведении аукциона не может быть принято (т. 1 л.д. 235 оборотная сторона, т.1 л.д.236 оборотная сторона).

В последующем 28 августа 2022 года ФИО4 обратилась в прокуратуру Вурнарского района Чувашской Республики с жалобой о неоказании ей администрацией Вурнарского городского поселения Чувашской Республики муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, на торгах по ее заявлениям (т. 1 л.д. 222-223).

По результатам рассмотрения обращения прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики в адрес главы администрации Вурнарского городского поселения внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, а также дан ответ ФИО4 (т. 1 л.д. 248-251).

Установив хронологию обращений ФИО4 к административному ответчику с заявлениями, а позднее - в прокуратуру района с жалобой на бездействие административного ответчика, обращение ФИО4 в суд с административным исковым заявлением, оставленным определением судьи без движения и возвращенным ей в связи с неустранением его недостатков, а также учитывая, что о постановлении органа местного самоуправления № 161 от 21.09.2022 об утверждении «Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно» административный истец узнала лишь после обращения в прокуратуру и ознакомлении с материалами надзорного производства 11 ноября 2022 года, суд первой инстанции счел причины пропуска срока обращения ФИО4 в суд с настоящим административным иском (обращение в суд последовало 25.01.2023) уважительными, а по требованию об оспаривании постановления от 21.09.2022 и об исключении земельного участка из указанного перечня земельных участков, не пропущенным.

Из Правил землепользования и застройки Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 24.08.2012 №1 (с последующими изменениями) следует, что земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 относится к зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). В перечень основных видов разрешенного использования земельного участка включены: «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «Ведение огородничества» (код.13.1). (л.д. 79-80 т.1).

Как изложено выше, постановлением администрации Вурнарского городского поселения Чувашской Республики от 25.08.2022 № 135 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 1260 кв.м., адрес: Чувашская Республика, Вурнарский район, <адрес>, расположенного в территориальной зоне «Ж-1» с вида разрешенного использования «для ведения огородничества» (код 13.2.) на вид «индивидуально-жилищное строительство» (код 2.1) (т. 1 л.д. 237).

В ЕГРН внесены сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 «для индивидуального жилищного строительства», что следует из выписки из ЕГРН (т. 1 л.д. 238-242).

Постановлением и.о. главы администрации Вурнарского городского поселения Чувашской Республики от 21 сентября 2022 года №161 утвержден Перечень земельных участков, предназначенных многодетным семьям в собственность бесплатно». В указанный Перечень включен и земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, площадью 1260 кв.м., с видом разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (т. 1 л.д. 243).

Не оспаривая решение административного ответчика об отказе в проведении аукциона по продаже спорного земельного участка, выраженного в письмах от 22 августа 2022 года №1415 и № 1416 на заявление и жалобу от 25.07.2022, ФИО4 просит признать незаконными указанные постановления администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 25.08.2022 №135 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» и от 21.09.2022 №161 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно» в части включения в данный перечень земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, возложив на администрацию обязанность по предоставлению ей муниципальной услуги.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статьей 7 Закона о местном самоуправлении установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1); по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2); муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из принципов земельного законодательства названо деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 9 ст. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны вида разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 названного кодекса).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного Российской Федерации кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельного участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу статей 7, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Во исполнение требований статьи 7 ЗК РФ приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор).

Согласно классификатору под кодом 13.2 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства» и согласно приведенному в нем описанию на земельном участке с эти видом предусмотрено, осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Администрация Вурнарского городского поселения Чувашской Республики в оспариваемом постановлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка «для ведения огородничества» указала код данного вида разрешенного использования 13.2.

Вместе с тем, в вышеуказанном классификаторе вид разрешенного использования земельного участка «для ведения огородничества» отмечен под кодом 13.1 и согласно приведенному в нем описанию на земельном участке с этим видом предусмотрено: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур; под кодом 2.1 предусмотрен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и согласно приведенному в нем описанию на земельном участке с этим видом предусмотрено: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.

Статьей 40 Правил землепользования и застройки Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 24 августа 2012 г. №01 (с изменениями, утвержденными решением Собрания депутатов Вурнарского городского поселения (третьего созыва) №01 от 13 января 2017 г. определены основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны Ж-1-зона застройки индивидуальными жилыми домами. Одним из основных видов использования земельных участков является "для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «ведение огородничества» (код 13.1).

Таким образом, само по себе указание в оспариваемом постановлении кода вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, имевшего вид разрешенного использования «Для ведения огородничества» как код 13.2, не изменило главного, что вид разрешенного использования данный земельный участок на момент вынесения данного постановления имел «Для ведения огородничества».

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах городского поселения, относятся к вопросам местного значения.

Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, в частности, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что административным ответчиком обоснованно отказано в удовлетворении заявления ФИО4, поскольку собственник земельного участка имеет право выбрать основной или вспомогательный вид разрешенного использования в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными правилами землепользования и застройки и установленными для данной территориальной зоны. Спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, следовательно, изменение вида разрешенного использования «ведение огородничества» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предусмотренный для данной зоны «Ж-1», возможно.

Поскольку вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство» соответствует одному из видов разрешенного использования, установленному для территориальной зоны Ж-1, в которой расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания оспариваемого постановления администрации Вурнарского городского поселения Чувашской Республики от 25 августа 2022 года №135 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» незаконным не имеется.

Земельный кодекс РФ предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения социальных потребностей населения.

В Чувашской Республике принят Закон N 10 от 1 апреля 2011 года «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Чувашской Республике» (далее Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям, Закон).

Согласно статье 1 указанного выше Закона, многодетным семьям предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, в том числе садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона, местные администрации осуществляют формирование и утверждение перечней земельных участков, в том числе садовых и огородных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (далее - земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности), предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства.

В силу пунктов 6 и 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Поскольку обеспечение многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства относится к вопросам местного значения, указанный земельный участок включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, в соответствии с требованиями закона и оснований для его исключения из Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно не имеется.

Оспариваемые административным истцом постановления от 25.08.2022 №135 об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка и от 21.09.2022 №161 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно» изданы администрацией Вурнарского городского поселения в пределах полномочий, возложенных федеральным законодательством на органы местного самоуправления, по вопросу, относящемуся к вопросам местного значения. Процедура принятия данных постановлений соблюдена. Постановление от 21.09.2022 №161 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно» было опубликовано в Бюллетене Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в №43 и на официальном сайте администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики как того требует «Порядок формирования Перечня земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вурнарского района Чувашской Республики, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно», утвержденный постановлением главы Вурнарского района Чувашской Республики от 25.10.2011 № 638.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО4 указывает, что администрацией Вурнарского городского поселения по заявлению от 25 июля 2022 г. ей не оказана муниципальная услуга по предоставлению спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на торгах, срок предоставления которой согласно п. 2.4 административного регламента не должен превышать 140 календарных дней, начиная со дня регистрации в администрации Вурнарского городского поселения заявления о проведении аукциона, чем были нарушены ее права.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Постановлением главы администрации Вурнарского городского поселения от 28.11.2018 № 244 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которое не разграничена, на торгах» на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (далее Административный регламент) (л.д.45-60 т.1).

Пунктом 2.4 Административного регламента предусмотрено, что срок предоставления муниципальной услуги, начиная со дня регистрации в администрации Вурнарского городского поселения или АУ «МФЦ» Вурнарского района Чувашской Республики заявления о проведении аукциона с приложением документов, указанных в подразделе 2.6 Административного регламента, не должен превышать 140 календарных дней.

Согласно положениям подраздела 3.5. Административного регламента в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных подразделом 2.11 Административного регламента, в срок не более чем два месяца с момента поступления заявления в администрацию Вурнарского городского поселения специалистом готовится письменное уведомление о возможности предоставления муниципальной услуги (ответ заявителю).

В случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги заявителю направляется соответствующее решение в срок не более чем два месяца с момента обращения.

Согласно положениями подраздела 2.11 Административного регламента Администрация Вурнарского городского поселения принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных данным подразделом, в том числе, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, а также если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

Из подпунктов 5, 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предоставлении земельного участка; если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

Из протокола №03 заседания Градостроительного Совета и развитии общественной инфраструктуры Вурнарского городского поселения от 19 мая 2022 года следует, что по заявлению ранее обратившейся с аналогичным вопросом ФИО3 о предоставлении этого же земельного участка в собственность принято решение о невозможности предоставления ей этого участка в собственность, поскольку принято решение о предоставлении данного земельного участка многодетным семьям и будет изменен вид его разрешенного использования (л.д.229-230, 233-234 т.1).

Из протокола №04 заседания Градостроительного Совета и развитии общественной инфраструктуры Вурнарского городского поселения от 19 августа 2022 года следует, что на заседании рассмотрено заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в собственность как многодетной семье, и по результатам рассмотрения заявления принято решение, что вид разрешенного использования земельного участка будет изменен с вида «ведение огородничества», на вид «индивидуальное жилищное строительство».

Судом установлено, что 25 июля 2022 г. ФИО4 обратилась в администрацию Вурнарского городского поселения с заявлением просьбой организовать аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 в собственность.

Таким образом, на дату обращения ФИО4 к административному ответчику с заявлениями от 07.04.2022 и от 25.07.2022 администрацией уже велась работа по предоставлению спорного земельного участка многодетным семьям и изменении вида разрешенного использования.

Как изложено выше, согласно статье 1 Закона Чувашской Республики о предоставлении земельных участков многодетным семьям, земельные участки многодетным семьям предоставляются в собственность бесплатно.

На заявление ФИО4 от 25.07.2022 сообщено, что в соответствии с решением Градостроительного Совета от 19 августа 2022 года испрашиваемый ею земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:574 после изменения вида разрешенного использования будет включен в Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям Вурнарского городского поселения, в связи с чем решение о проведении аукциона не может быть принято, то есть ФИО4 было отказано в предоставлении муниципальной услуги (л.д.235 т.2 оборотная сторона).

Таким образом, разрешенное использование земельного участка в целях предоставления многодетным семьям Вурнарского городского поселения бесплатно не соответствовало цели использования земельного участка, указанной административным истцом в заявлении о проведении аукциона.

Вместе с тем, решение административного ответчика об отказе в проведении аукциона по продаже спорного земельного участка, выраженного в письмах от 22 августа 2022 года №1415 и № 1416 на заявление и жалобу ФИО4 от 25.07.2022, последней не оспаривается, и законность данного решения не является предметом рассмотрения настоящего административного дела.

Поскольку по заявлению ФИО4 не было принято решение о проведении аукциона, а оснований для признания незаконными постановлений от 25.08.2022 №135 и от 21.09.2022 № 161 не имеется, суд первой инстанции правомерно отклонил довод административного истца о том, что административному истцу должна быть оказана муниципальная услуга.

Доводы апелляционной жалобы ФИО4 о том, что по состоянию на день даты ей ответа на обращение (22.08.2022) вид разрешенного использования земельного участка соответствовал цели использования, которые были указаны в ее заявлении от 25.07.2022, и что решение Градостроительного совета носит рекомендательный характер, не влекут отмену обжалуемого решения, по основаниям, изложенным выше в настоящем определении и в решении суда.

Судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка всем доводам административного истца. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи: