Дело № 2а-1250/2021, 33а -171/2022 (33а-4314/2021)
УИД 68RS0021-01-2020-001310-16
Судья: Тришин С.К.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 30 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Епифановой С.А.,
судей: Корнеевой А.Е., Симоновой Т.А.,
при ведении протокола секретарем Вотановской М.С., помощником судьи Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Холодова Антона Владимировича к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис» ФСИН России, ФСИН России об устранении нарушений и взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
по апелляционной жалобе Холодова Антона Владимировича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 19 октября 2021 года.
заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е. судебная коллегия,
установила:
Холодов А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФГУП «Промсервис» ФСИН России, Федеральной службе исполнения наказаний России об устранении нарушений и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 200 000 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области расположен продовольственный магазин, который работает не в соответствии с графиком рабочего дня (с 09.00 час. до 17.00 час.) и не ежедневно. Обычно время работы магазина с 14.30 час. до 17.00 час. Цены на товары в магазине в два раза превышают цены за аналогичные продукты в торговых сетях Тамбовской области, тогда как получаемая административным истцом пенсия по инвалидности рассчитана исходя из продуктовой корзины в среднем по Тамбовской области. При покупке товаров в магазине не выдаются товарные чеки, что противоречит Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Также административный истец указывал, что руководством исправительного учреждения в нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации не установлен график посещения осужденными магазина. По указанным основаниям административный истец обращался на телефон доверия ФСИН России 27 июня 2020 г., ответ до настоящего времени получен не был.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 29 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 20 января 2021 года, Холодову А.В. отказано в удовлетворении указанных административных исковых требований.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2021 года указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении в связи с отказом административного истца от части требований определениями Рассказовского районного суда от 23 сентября 2021 г. и 19 октября 2021 г. было прекращено производство по делу в части устранения нарушений, связанных с не выдачей товарных чеков в магазине, и отсутствия установленного графика работы магазина, утвержденного руководством исправительного учреждения.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 19 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Холодова А.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, Холодовым А.В. подана апелляционная жалоба о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение, вынесении нового судебного акта об удовлетворении его требований.
Считает, что при рассмотрении административного дела, судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального закона, что привело к вынесению незаконного решения по делу.
Решение не содержит выводов суда относительного того, нарушены ли права, свободы и законные интересы в результате завышения цен на ряд продуктов (овощи и фрукты) по сравнению с ценами на аналогичные продукты в магазинах Тамбовской области. Не дана оценка сведениям по недопущению завышения цен в магазинах исправительного учреждения. Кроме того, суд первой инстанции не учел кассационное определение от 30 июня 2021 г. о необходимости проверки доводов о завышенных ценах, исходя из положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 177 (доп. от 23 сентября 2015 г. № 1877), согласно которому, цены на материально-бытовые услуги осужденных устанавливаются исходя из среднего уровня в регионе.
В дополнениях к апелляционной жалобе, ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает, что при разрешении заявленных требований относительно ценообразования судом не дано полной и всесторонней оценки доводам и не выяснены в полной мере юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства. В основу судебного акта были положены лишь голословные объяснения административного ответчика, и возражения представителя ФГУП «Промсервис» ФСИН России не подтвержденные какими – либо доказательствами.
Также судом не учтено, что ФАС России неоднократно выявляла нарушения закона со стороны ФГУП «Промсервис» ФСИН России при заключении посреднических договоров для реализации товаров в исправительных учреждениях. Каких – либо доказательств свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 19 января 2022 г. произведена замена административного ответчика ФГУП «Промсервис» ФСИН России правопреемником - Акционерное общество «Предприятие Уголовно – исполнительное системы «Промсервис».
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, заслушав административного истца Холодова А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя УФСИН по Тамбовской области Субочева Д.Ю., возражавшего против её удовлетворения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса).
Исходя из смысла статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 указанного Кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее - Правила) для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ организуются магазины (интернет - магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.
Как установлено судом первой инстанции на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области исправительном учреждении имеется магазин, в котором деятельность по реализации товаров осужденным осуществляет АО «Предприятие Уголовно – исполнительное системы «Промсервис» (ранее ФГУП «Промсервис» ФСИН России), на основании соглашения о взаимодействии заключенного данным предприятием 10 августа 2015 г. с исправительным учреждением.
Согласно копии приказа ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области от 30 января 2020 г. №25 «Об утверждении распорядка дня осужденных ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, отдельных объектов учреждения и об утверждении перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготовлять, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать», а также копии приложения №1 к данному приказу, которым установлен распорядок дня названного исправительного учреждения.
Также в материалах дела представлены графики приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости с января 2020 г. по сентябрь 2020 г., утвержденных начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, согласно которым осужденные каждого из отрядов могут приобретать товары, как правило, два раза в месяц в указанные в данных графиках дни.
Между тем, из содержания приложения № 1 к упомянутому Приказу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области следует, что отдельно в нем не регламентировано время пользования осужденными магазином. Согласно пункту 10 распорядка дня данного исправительного учреждения культурные - массовые, воспитательные мероприятия проводятся по отдельным графикам, в связи с чем, время их проведения непосредственно распорядком дня также не регламентировано.
При этом в представленных в деле графиках приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости конкретное время посещения осужденными магазина также не отражено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав Холодова А.В., соответственно не имеется оснований для удовлетворения административного иска и взыскания денежной компенсации за нарушение условий содержания.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами в части отсутствия нарушения прав административного истца на приобретение товаров в магазине.
При этом судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что закупочная деятельность ФГУП «Промсервис» ФСИН России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Предприятия, размещенного на ЕИС на сайте https: //zakupki.gov.ru. Контрагенты и закупочные цены на поставку продуктов питания определяются по итогам проведенных конкурентных процедур на электронной торговой площадке Закрытого акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк – АСТ») в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Поставка продуктов в магазины, расположенные на территории исправительных учреждений Тамбовской области осуществляется на основании договоров, заключенных по результатам торгов, что предусмотрено Положением о закупках ФГУП «Промсервис».
Размер розничной торговой наценки на продукты питания по группам товаров утвержден приказом ФГУП «Промсервис» ФСИН России №103-ЦО от 14 мая 2021 г. (ранее действовал приказ №140-ЦО от 30 августа 2019 г.) «Об установлении допустимого интервала торговых наценок на продукты питания, реализуемые через магазины УФСИН России по Саратовской, Тамбовской и Пензенской областям» составляет от 1% до 35%.
Специальный режим ведения торговой деятельности, географические границы товарного рынка розничной торговли в пределах исправительного учреждения, а также, что в уставном капитале предприятия имеется доля участия Российской Федерации, следовательно, положение ФГУП «Промсервис» является доминирующим на товарном рынке розничной реализации товаров на территории исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Тамбовской области. Цены на промышленные и продовольственные товары в силу норм действующего законодательства не подлежат регулированию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления и устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.
Согласно заключению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 октября 2021 г. цены на промышленные и продовольственные товары в магазинах ФГУП «Промсервис» ФСИН России, в том числе в ОСП «Саратовское», в силу норм действующего законодательства не подлежат регулированию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления и устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.
Анализ закупочных цен, размера торговой надбавки на товары, реализуемые в магазинах ФГУП «Промсервис» в течение 2021 года, показал, что увеличение цен обусловлено изменением закупочных цен, сформированных в результате проведенных конкурентных процедур. Изменение закупочных цен по договорам поставки происходит только в связи с заключением новых договоров в рамках конкурентных процедур в соответствии с нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридическими лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Предприятия.
Более того, Федеральной антимонопольной службой России в период с 2020 г. по 2021 г. проверки не проводились, но поступали заявления по факту завышения цен на товары, реализуемые в магазинах ФГУП «Промсервис» ФСИН России, расположенных на территории Тамбовской области, которые были рассмотрены Тамбовским УФАС России. В данных ответах указано, что устанавливаемые ФГУП «Промсервис» ФСИН России розничные цены на продовольственные товары не позволяют считать, что они превышают сумму необходимых для реализации такого товара расходов и прибыли и, следовательно, розничная цена на продукты питания в магазинах ФГУП «Промсервис» ФСИН России не может быть признана монопольно высокой. Также указано на отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Промсервис», в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы административного истца Холодова А.В. о том, что цены на продукты питания в магазине завышены в два-три раза, и превышают среднестатистические цены по Тамбовской области, являются необоснованными, поскольку по вышеуказанным основаниям. Помимо этого ФСИН России производится мониторинг розничных цен на реализуемые товары методом, аналогичным методу сопоставимых цен рыночных цен на идентичные (однородные) товары, реализуемые в регионах. При этом, как указано в письме ФСИН России от 29 апреля 2021 г. № 05-09-20858 (т.2 л.д.155), сравнение цен производится с магазинами, расположенными в шаговой доступности от учреждений УФСИН, формата «у дома» (не менее чем в 3 магазинах).
Представленный АО «Промсервис» в апелляционную инстанцию мониторинг цен ОСП Тамбовское К-8 (февраль, июнь, октябрь, декабрь 2020 г.) проведенный продавцом – кассиром Чусовой Н.А., выборочно в отношении наиболее востребованных покупателями продуктам, свидетельствует о том, что цены в магазине исправительного учреждения не превышают цены на аналогичные товары в близлежащих магазинах.
Свою позиции административный истец основывает на Распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р, которым утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, положениями которой предполагают развитие системы предоставления дополнительных платных, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материально-бытовых услуг осужденным и лицам, содержащимся по стражей, исходя их среднего уровня цен по региону и возможностей расширения услуг.
Однако данная концепция не может быть положена в основу доводов о необходимости установления цен исходя из среднего уровня цен по региону и возможностей расширения услуг, поскольку концепция содержит лишь основные направления, формы и методы развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.
Более того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р утверждена новая Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. При этом в ней указано, что данная Концепция является документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации, цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм и стандартов.
Вместе с тем, суд первой инстанции, установив, что режим работы магазина на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области определен с понедельника по пятницу с 14.00 час. до 16.30 час, пришел к необоснованному выводу о том, что доступ административного истца к приобретению дополнительных товаров первой необходимости и продуктов питания, то есть помимо гарантированного государством права на питание, не нарушается.
Судом первой инстанции не было учтено, что приказом ФГУП «Промсервис» ФСИН России №01/16-ЦО от 25 марта 2015 г. утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, согласно пункту п.7.1 которых определено время начала работы магазина с 09.00 час. до 18.00 час., обеденный перерыв с 13.00 час. до 14.00 час. Также такой режим работы магазина утвержден графиком ОСП «Тамбовское К-8 внутр».
Однако вопреки утвержденному режиму работы магазина, реализация товара осужденным производилась с 14.00 час. до 16.30 час. об этом свидетельствуют сведения размещенные на официальном сайте УФСИН России по Тамбовской области, а также данный факт был подтвержден показаниями продавца магазина Чусовой Н.А. допрошенной в качестве свидетеля в суде апелляционной инстанции, которая показала, что как правило, осужденные покупают товары с 14:00 час. когда приходит бухгалтер с карточками осужденных. До обеда она занимается своими делами расстановкой ценников, товара, оформлением документов.
При этом, режим работы магазина соответственно и продажа товара не может зависеть от занятости бухгалтера исправительного учреждения, поскольку согласно заключенному соглашению ФГУП «Промсервис» ФСИН России на территории учреждения осуществляет розничную торговлю продуктами питания, безалкогольными напитками, табачными изделиями, и предметами первой необходимости через магазины.
Таким образом, в оспариваемый период, а именно 2020 г., на который указала административный истец в судебном заседании, ФГУП «Промсервис» ФСИН России осуществляло торговую деятельность не в полном объеме, учитывая, что покупателями магазина расположенного на территории исправительного учреждения являются только осужденные.
Помимо этого, приложением № 7 к приказу начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области от 30 декабря 2021 г. № 322 утвержден распорядок дня магазина, согласно которому отряды обслуживаются согласно графика утвержденного начальником учреждения с 09.00 час. до 12.00 час., с 13.00 час. до 16.00 час., выходные дни: суббота, воскресенье.
Однако аналогичный приказ с указанием времени посещения магазина осужденными на территории исправительного учреждения в 2020 г. не был представлен суду. Вопреки доводам административного ответчика о том, что у осужденных отсутствует возможность свободного посещения магазина и в любое удобное для них время, утверждение графика посещения магазина с указанием времени прямо установлено пунктом 106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что не соблюдение режима работы магазина и отсутствие самой возможности приобретения товара осужденными до обеда, а также отсутствие графика с конкретным временем посещения осужденными магазина является ограничением права на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости несмотря на то, что Холодовым А.В. приобретались продукты питания и товары первой необходимости в дни, не установленные графиком начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области для его отряда.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Между тем, обжалуемый судебный акт не соответствует указанным процессуальным нормам и обстоятельствам дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, которые были неверно определены судом первой инстанции, в связи с чем, судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований и взысканием компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 10 000 руб., в остальной части административного иска следует отказать. При этом судебная коллегия находит неразумным размер компенсации, указанный Холодовым А.В. в административном исковом заявлении.
При определении размера компенсации, судебная коллегия учитывает характер нарушений, период – 2020 г., требования разумности и справедливости экономические реалии в Российской Федерации. А также то, что время посещения магазина в 2021 г. установлено, нахождение административного истца в ненадлежащих условиях не повлекло для него необратимых физических и психологических последствий, в связи с чем, указанный размер денежной компенсации является справедливым.
Кроме того судебной коллегия учитывает, что ФГУП «Промсервис», которое осуществляло деятельность в оспариваемый период является предприятием, входящим в состав уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом 1.3 Уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 16 мая 2012 №271, следовательно компенсация за ненадлежащие условия содержания подлежит взысканию в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 19 октября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счёт казны Российской Федерации в пользу Холодова Антона Владимировича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Холодову Антону Владимировичу отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей через Рассказовский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий -
Судьи –
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 апреля 2022 г.
Председательствующий -
Судьи –