Дело №2а-1258/2023 Дело №33а-3908/2023
Судья Софронов П.А.
Апелляционное определение
город Якутск 18 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., судей Протодьяконова В.С., Федоровой Г.А., при секретаре Кузьминовой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО1 на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж», Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия,
Заслушав доклад судьи Смирниковой В.Г., объяснения представителя административного ответчика Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО1, прокурора Колесовой М.В., полагавшей решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж» (далее ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК»), Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее Министерство) о признании незаконным бездействия.
В обоснование указано, что в ходе проведения проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов учреждений образования установлено, что комплексу зданий ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» (комплекс технологически и технически связанных между собой 5-ти зданий (административно-бытовой корпус, учебный корпус № ..., учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие), имеющих общую прилегающую территорию и внешние границы), по адресу: <...>, присвоена 2 категория опасности, ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» (учебный корпус №2) по адресу: <...>, - 3 категория, ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» (учебный корпус №3) по адресу: <...>, - 3 категория. В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 установленные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учебных заведений ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» в установленный срок в полном объеме не выполнены. Министерство, как учредитель образовательного учреждения, не обеспечило его функционирование в соответствии с требованиями действующего законодательства, не предусмотрело необходимое финансирование необходимых расходов на исполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК». Просил признать незаконным бездействие ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в установленные сроки, признать незаконным бездействие Министерства по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористической защищенности объектов ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК», обязать ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить антитеррористическую защищенность его объектов в виде комплекса технологически и технически связанных между собой пяти зданий: административно-бытовой корпус, учебный корпус № 1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие, имеющих общую прилегающую территорию и внешние границы, находящихся по адресу: <...>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Учебный корпус № 2, находящийся по адресу <...>, оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Учебный корпус № 3, находящийся по адресу <...>, оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест, и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, обязать Министерство обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2023 года административное исковое заявление прокурора города Нерюнгри удовлетворено: признано незаконным бездействие ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в установленные сроки, признано незаконным бездействие Министерства по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористической защищенности объектов, на ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, а именно: ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» (комплекс технологически и технически связанных между собой пяти зданий (административно-бытовой корпус, учебный корпус № 1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие), имеющих общую прилегающую территорию и внешние границы), находящихся по адресу <...>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» учебный корпус № 2, находящийся по адресу <...>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» учебный корпус № 3, находящийся по адресу <...>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест, и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца; на Министерство возложена обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Представитель административного ответчика Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по доверенности обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит частично отменить решение в части требований к Министерству о признании незаконным бездействия и в удовлетворении требований прокурора к Министерству отказать. В обоснование ссылается неправильное определение обстоятельств судом, имеющих значение для дела, а также в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пункте 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
В соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, явившихся на судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены не были.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установление обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), как организационной основы противодействия терроризму, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Реализуя данные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 02 августа 2019 года № 1006 утвердило Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (пункт 8 Требований), которая в ходе своей работы согласно пункту 11 Требований, в том числе определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 15 Требований).
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (пункт 43 Требований).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой города Нерюнгри проведена проверка соблюдения ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» требований антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В ходе проверки установлено, что комплексу зданий ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» (комплекс технологически и технически связанных между собой 5-ти зданий (административно-бытовой корпус, учебный корпус №1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие), имеющих общую прилегающую территорию и внешние границы), расположенных по адресу: <...>, присвоена вторая категория опасности, согласно паспорту безопасности объекта, утвержденного директором ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» 27 мая 2020 года объект не соответствует требованиям антитеррористической защищенности, указанным в подпунктах «а», «б» пункта 25, пункте 30 Требований.
ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» учебному корпусу № 2, находящемуся по адресу <...>, присвоена третья категория опасности. Согласно паспорту безопасности объекта, утвержденного директором ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» 27 мая 2020 года, объект не соответствует требованиям антитеррористической защищенности, указанным в подпунктах «а», «б» пункта 25, пункте 30 Требований.
ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» учебному корпусу № 3, находящемуся по адресу <...>, присвоена третья категория опасности. Согласно паспорту безопасности объекта, утвержденного Министром образования и науки Республики Саха (Якутия), объект не соответствует требованиям антитеррористической защищенности, указанным в подпунктах «а», «б», «д» пункта 25, пункте 30 Требований.
Актами обследования и категорирования межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) от 19 мая 2020 года предложено в срок до 31 декабря 2022 года осуществить мероприятия, от 10 ноября 2021 года – до 31 декабря 2023 года.
Принимая оспариваемый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сославшись на положения Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора города Нерюнгри, поскольку невыполнение необходимых требований антитеррористической защищенности отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в комплексе зданий учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся). При этом, суд, с учетом выводов Комиссии и положений подпункта «е» пункта 11 Требований, обоснованно установил срок обеспечения антитеррористической защищенности ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» до 31 декабря 2024 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об обоснованности и законности заявленных прокурором требований.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В ходе рассмотрения дела установлено, что предусмотренные паспортами безопасности, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» в установленный срок в полном объеме не выполнены, в течение двухлетнего финансового периода образовательное учреждение не обеспечило надлежащие планирование необходимого финансирования определенных мероприятий, что свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК», поскольку в соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности является обязательным для юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Достоверные доказательства, свидетельствующие об обратном ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, не предоставлены. Представленные договоры не свидетельствуют о том, что мероприятия по антитеррористической защищенности выполнены в полном объеме. Данный факт также подтверждается заявками ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» на предоставление финансовых средств для выполнения указанных мероприятий по антитеррористической защищенности.
Согласно Уставу ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» является профессиональной образовательной организацией, создано для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования.
Учредителем учреждения является Республика Саха (Якутия), функции и полномочия учредителя осуществляют в части координации и регулирования его деятельности Министерство.
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года №316, министерство является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное управление в сфере образования и науки в Республике Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством.
Министерство осуществляет в пределах своей компетенции функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных учреждений, функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций в соответствии с бюджетным законодательством; реализует меры пожарной и антитеррористической безопасности в подведомственных учреждениях; организует и совершенствует финансово-экономическую деятельность подведомственных учреждений; в пределах своей компетенции организует и обеспечивает реализацию профилактических мер в области терроризма и экстремизма. Организует и реализует меры по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) подведомственных учреждений в части имеющейся компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, в том числе организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о бездействии ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» и Министерства при реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образовательного учреждения соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Пункт 25 Постановления определяет, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 данных требований, осуществляются в том числе следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, что предусмотрено пунктом 30 Требований.
Мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко второй категории опасности, определены в пункте 24 и 25 Требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на образовательное учреждение возложена обязанность своими силами и средствами выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а Министерством выполнена обязанность по доведению лимитов до ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК», в том числе на антитеррористические мероприятия, по направлению заявки в бюджетную комиссию, правового значение не имеют, поскольку выполнение возложенных на Министерство действующим законодательством обязанностей по соблюдению требований законодательства о противодействию терроризму, выполнения мероприятий по антитерористической защищенности образовательных учреждений, подведомственных Министерству, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе достаточности либо недостаточности финансирования, при том, что не предоставлены доказательства об устранении выявленных нарушений.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное субъективное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка при применении норм материального или процессуального права.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем Министерства, в том числе в своей апелляционной жалобе, не представлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 декабря 2023 года.