ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1259/2022 от 07.09.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-16187/2022 (№ 2а-1259/2022)

07 сентября 2022 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего

Портновой Л.В.,

судей

Багаутдиновой А.Р.,Каримовой Ф.М.,

с участием прокурора

Галиева Р.Р.,

при секретаре

Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по адрес» об установлении административного надзора в отношении Степанова П. В.

по апелляционному представлению адрес Республики Башкортостан и апелляционной жалобе Степанова П. В. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском в соответствии с положениями Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" об установлении административного надзора в отношении Степанова П.В. в связи с наличием опасного рецидива, признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания сроком 8 лет и установлении ему ограничений в виде запрещения пребывания в определенных местах, а именно местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки; запрещения пребывания вне места жительства в период с 00.00 до 06.00 часов, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графика; запрещения выезда за пределы г. Стерлитамак Республики Башкортостан (места регистрации, места жительства) без разрешения ОВД, возложении обязанности являться на регистрацию в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц. Осужденный подлежит освобождению 20 марта 2022 года.

Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 03 февраля 2022 года постановлено:

административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан удовлетворить.

Установить в отношении ФИО8, дата года рождения, административный надзор сроком на восемь лет, исчисляемый со дня постановки его на учет по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, со следующими ограничениями в виде:

запрещения пребывания в определенных местах, а именно местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки;

запрещения пребывания вне места жительства в период с 00.00 до 06.00 часов, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графика;

запрещения выезда за пределы адрес Республики Башкортостан без разрешения органа внутренних дел;

возложении обязанности являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц.

В апелляционном представлении адрес Республики Башкортостан просит решение суда первой инстанции изменить.

В обоснование доводов представления прокурор указал, что назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

Судом в решении установлено ограничение Степанова П.В. о запрещении пребывания в определенных местах, а именно общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки.

Судом не рассмотрен вопрос о разрешении посещения конкретных мероприятий, участие в них, с учетом представленной на Степанова П.В. удовлетворительной характеристики.

Кроме того решение не мотивировано относительно запрета пребывания в местах продажи спиртных напитков.

В апелляционной жалобе Степанов П.В. просит обжалуемое решение изменить в части сокращения срока административного надзора с 8 лет до 1 года, а также в части установления административных ограничений, установив пребывание вне места жительства с 00:00 часов до 04:30 часов и являться на регистрацию 1 раз в месяц. Остальные ограничения признать несостоятельными и исключить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что установленные в решении суда административные ограничения свидетельствуют о прямом ущемлении прав и свобод по Конституции РФ, а именно:

- запрещение по осуществлению рода занятий малого и среднего бизнеса в целях реализации программы, связанного с алкогольной продукцией, в том числе и работы в подобного рода заведениях, то есть несоразмерно ограничивает его право на труд;

-запрещение на посещение общественных мероприятий, что отделяет от общественной жизни, ограничивает и создает препятствия в участии по воспитанию племянника, будущих детей, налаживанию социально полезных связей;

-запрещение на свободное передвижение внутри страны, гражданином которой он является и обладающий всеми правами и свободами наравне с другими гражданами.

Указал, что назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.

Считает, что срок административного надзора 8 лет является максимальным, что свидетельствует о чрезмерной суровости, несправедливости и незаконности принятого решения, в отсутствие гуманности и объективности.

Одновременно в апелляционной жалобе Степанов П.В. просил рассмотреть жалобу с его участием.

На момент поступления дела с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, Степанов П.В. был освобожден из мест лишения свободы. Извещения о рассмотрении апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции направлены по адресу места выбытия Степанова П.В.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав прокурора Галиева Р.Р., поддержавшего доводы апелляционного представления, Степанова П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии со статьей 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

В соответствии с частью 7 статьи 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата№... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При этом частью 3 ст. 3 названного Федерального закона установлено, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 названного Федерального закона устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (часть 2 статьи 3 Закона об административном надзоре).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Степанов П.В. осужден по приговору Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата за совершение преступления, предусмотренного п. «б, в» п. «в, г» ч.2 ст.163 УК РФ, к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Начало срока дата, конец срока дата

После освобождения намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: Россия, адрес.

Согласно характеристике исправительного учреждения, Степанов П.В. характеризуется отрицательно, имеет 100 взысканий, поощрений не имеет.

В соответствии с приговором Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 мая 2018 года отягчающим обстоятельством в действиях Степанова П.В. признан опасный рецидив преступлений.

Преступление, предусмотренное п. «б,в» п. «в,г» ч.2 ст.163 УК РФ относится к категории тяжких.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

На основании изложенного суд посчитал необходимым установить в отношении Степанова П.В. административный надзор сроком на 8 лет, исчисляемый со дня постановки его на учет по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части установления Степанову П.В. административного надзора сроком на 8 лет.

Осужденный Степанов П.В. отбывал наказание за тяжкое преступление, при наличии опасного рецидива преступлений.

В связи с чем доводы апелляционной жалобы Степанова П.В. об ущемлении его прав при установлении максимального срока административного надзора в 8 лет и о необходимости снижения срока надзора до 1 года судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанный срок установлен в пределах срока, установленного для погашения судимости указанной категории преступлений.

В соответствии с требованиями пункта 1 части третьей статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

При принятии решения об установлении в отношении Степанова П.В. административного надзора, судом первой инстанции также были возложены административные ограничения:

запрещения пребывания в определенных местах, а именно местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки;

запрещения пребывания вне места жительства в период с 00.00 до 06.00 часов, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графика;

запрещения выезда за пределы адрес без разрешения органа внутренних дел;

возложении обязанности являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц.

Согласно разъяснений, указанных в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Суд при установлении Степанову П.В. ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, а именно местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки, не конкретизировал данные ограничения.

Принимая во внимание характеристику Степанова П.В., обстоятельства совершения им преступления по приговору суда, а именно в вечернее время, в общественном месте (магазины), в местах продаже пивной продукции, судебная коллегия считает необходимым установить в отношении него административный надзор с возложением на него следующих административных ограничений в виде :

- запрещения пребывание в местах реализации и употребления алкогольной продукции (бары, рестораны, столовые, рюмочные, пивные заведения);

- запрещения посещение мест массового досуга (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения).

На основании изложенного, решение суда подлежит изменению в указанной части.

Иные административные ограничения установлены в соответствии с требованиями Федерального закона от дата № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Судебная коллегия отмечает, что административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).

Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. №, от 19 июля 2016 г. № и другие).

При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 03 февраля 2022 года изменить.

Абзац 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

- запрещения пребывание в местах реализации и употребления алкогольной продукции (бары, рестораны, столовые, рюмочные, пивные заведения);

- запрещения посещение мест массового досуга (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения).

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 года.

Председательствующий

Портнова Л.В.

Судьи

Багаутдинова А.Р.Каримова Ф.М.

Справка: судья Рахимова Р.В.