ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-126/2023 от 16.08.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0010-01-2022-000750-55

Дело № 2а-126/2023 (№33а-3487/2023) судья Осипова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Иванова Д.А.,

судей Пержуковой Л.В. и Сельховой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Волкове И.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Иванова Д.А.

административное дело по апелляционным жалобам Базанова А.А. и Правительства Тверской области на решение Калязинского районного суда Тверской области от 27.02.2023 по административному делу по административному исковому заявлению Базанова А.А. к Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области о признании незаконным решения Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области и обязании принять решение,

установила:

07.11.2022 Базанов А.А. обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением.

В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом 1967 года постройки, общей площадью 52,9 кв.м, инвентарный номер 3-1267, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>

С 01.08.2008 года и по настоящее время Базанов А.А. зарегистрирован в указанном жилом доме, который является для него единственным местом жительства, иного жилого помещения не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.07.2021. У супруги истца Базановой Л.А. также не имеется недвижимого имущества.

Жилой дом, принадлежащий на праве собственности Базанову А.А., полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером , дата присвоения кадастрового номера 06.05.2004 года, площадью 1057 кв.м, категория земель – земли водного фонда, вид разрешенного пользования – для обслуживания жилого дома, почтовый адрес ориентира: <адрес> Кадастровый учет жилого дома осуществлен в системе координат МСК-69.

Основанием для регистрации права собственности на принадлежащий Базанову А.А. жилой дом послужило заочное решение Калязинского районного суда Тверской области от 14.02.2007 иску Базанова А.А. к Территориальному управлению Федерального агентства управлению федеральным имуществом Тверской области о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным. Решение не обжаловано, вступило в законную силу 12.03.2007. Данным решением установлено, что спорное помещение было построено и сдано в эксплуатацию в 1973 году, как рыбацкий стан – жилой одноэтажный дом. Исходя из представленных архивом первичных документов на ввод здания в эксплуатацию, спорное помещение сдавалось в эксплуатацию как жилое, и использовалось для проживания рыбаками. В связи с этим, регистрация права собственности Базанова А.А. на вышеуказанный объект недвижимости как жилой дом сомнений не вызывала.

Таким образом, административный истец считает, что согласно действующему законодательству земельный участок с кадастровым номером и расположенный в его границах жилой дом с кадастровым номером – это объекты, объединенные одинаковыми правовым гарантиями и, являясь единым комплексом, наследуют правовую судьбу друг друга.

Вместе с тем, без надлежащего оформления договора аренды или права собственности на земельный участок, Базанов А.А. не имеет возможности в полном объеме осуществлять свои права по владению, пользованию и распоряжению жилым домом, совершать какие-либо сделки по отчуждению жилого дома, что нарушает его права, как собственника жилого дома, гарантированные статьей 35 Конституции РФ. Нахождение данного жилого дома в границах земельного участка в землях водного фонда противоречит нормам действующего законодательства, и делает невозможным оформление каких-либо прав на указанный земельный участок в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Генеральный план Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области разработан в 2010 году ООО «Организация пространства» по заказу МУЛ «Калязинстройзаказчик» и Администрации Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области. 14.07.2011 года генеральный план был утвержден Решением Совета депутатов Алфёровского сельского поселения № 121.

В 2018 году в Генеральный план были внесены изменения (разработчик ООО «Тверское кадастровое бюро»): проведена актуализация утвержденного ранее Генерального плана, ряд земельных участков были включены в границы населенных пунктов, выполнено координатное описание местоположения границ всех населенных пунктов сельского поселения. Решением Совета депутатов Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области № 87 от 24.12.2018 года проект внесения изменений в Генеральный план Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области был утвержден.

15.03.2019 Базанов А.А. обратился в администрацию Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области с заявлением о внесении изменений на часть территории в Генеральный план МО Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области в связи с включением в границы <адрес> (в жилую функциональную зону) земельного участка с кадастровым № , площадью 1057 кв.м, имеющего категорию земель «земли водного фонда» и разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: <адрес>

25.04.2019 года между ООО «Тверское Кадастровое Бюро» и Базановым А.А. заключен договор на выполнение работ № 11/45, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить работы по подготовке Проекта по внесению изменений на часть территории в генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области, в связи с включением в границы в <адрес> указанного Земельного участка.

Решение обратиться именно в администрацию Алферовского сельского поселения Калязинского района, а не в администрацию Нерльского сельского поселения принято по согласованию с данной администрацией в связи с тем, что фактически земельный участок находится вблизи земель Алферовского сельского поселения.

Далее на законодательном уровне изменился порядок утверждения документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, органы государственной власти Тверской области стали осуществлять полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе, утверждение документов территориального планирования.

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством, органы государственной власти Тверской области не имеют полномочий вносить изменения в действующие генеральные планы сельских поселений, ООО «Тверское кадастровое бюро» был подготовлен новый Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области (по сути, в предыдущую редакцию генерального плана поселения внесены изменения по включению в границы населенных пунктов дополнительных земельных участков).

19.08.2020г. глава Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области Кудряшова О.Р. направила в адрес Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области для согласования и утверждения проект Генерального плана Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области.

На основании Постановления Правительства Тверской области от 19.05.2020 № 238-пп «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области» утвержден состав и порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы.

В соответствии с выпиской из Протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области от 18.06.2021 принято исключить из проекта «Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области» предложение по включению земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес> ввиду противоречивости сведений о данном земельном участке и недостаточности обоснования включения в границы населенного пункта.

Базанов А.А. не согласился с выводами Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области и обратился в Калязинский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением к Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области, Правительству Тверской области о признании незаконным решения Межведомственной комиссии, выраженное в Выписке из Протокола заседания от 18.06.2021 в части исключения из проекта «Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского район Тверской области» предложения по включению земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес> и об обязании Правительство Тверской области принять решение по включению в проект Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области» земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>.

Решением Калязинского районного суда Тверской области по делу № 2а-305/2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 06.04.2022 по делу № 33а-1107/2022, решение Калязинского районного суда Тверской области от 03.12.2021 отменено в части оставления без удовлетворения административных исковых требований к Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области. Принято новое решение, которым признано незаконным и отменено решение Межведомственной комиссии от 18.06.2021г. в части исключения из проекта Генерального плана предложения по включению земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес> ввиду противоречивости сведений о данном земельном участке и недостаточности обоснования включения в границы населенного пункта. Также на Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области по земельным отношениям возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу повторно рассмотреть проект Генерального плана в части предложения по включению земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>

Судебной коллегией по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2022, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 06.04.2022 по делу № 33а-1107/2022 оставлено без изменения.

В последующем Постановлением Правительства Тверской области от 23.11.2021 № 635-пп утвержден генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского муниципального района Тверской области.

03.10.2022 Главархитектура Тверской области в адрес Базанова А.А. направила копию выписки из Протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области от 23.09.2022, в соответствии с которой принято признать необоснованным и отклонить предложение по включению земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>

Считает, что Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области на заседании комиссии 23.09.2022 в очередной раз формально подошла к рассмотрению вопроса по включению указанного земельного участка и немотивированно, необоснованно отклонила предложение по включению земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>. Более того, Комиссия нарушила месячный срок, указанный в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 06.04.2022.

Как указано в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 06.04.2022, судебная коллегия пришла к выводу, что регистрация права собственности Базанова А.А. на вышеуказанный объект недвижимости как жилой дом сомнений не вызывает, как и с достоверностью установлено расположение данного дома на земельном участке в виде острова, участка суши. При этом данный земельный участок не обладает признаками земель водного фонда, примирительно к части 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ, поскольку на данном земельном участке поверхностные водные объекты не находятся, в связи с чем ссылки Межведомственной комиссии на противоречивость сведений о данном земельном участке и недостаточности обоснования включения в границы населенного пункта, являются несостоятельными.

Данные доводы также поддержала судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции.

В выписке из протокола от 23.09.2022 указано, что в ходе рассмотрения предложения в представленных материалах отсутствует согласие собственника на включение земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>. Однако, Базанов А.А. неоднократно обращался Территориальное управление Росимущества с заявлениями о выделении земельного участка для обслуживание жилого дома; о предоставлении в аренду земельного участка; исправлении реестровой ошибки в отношении данного земельного участка, и согласно ответу от 04.09.2015 Территориальное управление рекомендовало обратиться с ходатайством о переводе данного земельного участку из категории земель водного фонда в иную категорию. Считает, что своими незаконными действиями Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области в очередной раз лишила Базанова А.А. единственного законного способа оформить в дальнейшем право собственности либо аренды на указанный земельный участок, предоставленный ему действующим законодательством.

Также Базанов А.А. обратился в Отдел водных ресурсов по Тверской области по вопросу разъяснения возможности заключения договора водопользования на указанный земельный участок, на что 10.01.2022 получил ответ о том, что предоставление права пользования частью водного объекта, входящего в границы земельного участка, не предоставляется возможным.

На основании изложенного, административный истец просил суд первой инстанции признать незаконным решение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области, выраженное в Выписке из Протокола заседания от 23.09.2022 в части отклонения и признания необоснованным предложения по включению земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес> и обязать Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области принять решение по включению в генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области» земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области, Федеральное агентство водных ресурсов, ФГБУ «Управление эксплуатации Угличского водохранилища», Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ООО «Тверское кадастровое бюро», Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района Тверской области, Администрация Калязинского района Тверской области, Администрация Алферовского с/п Калязинского района Тверской области, Администрация Нерльского с/п Калязинского района Тверской области, Правительство Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области представило возражения, согласно которым возражало против удовлетворения заявленных требований.

Федеральное агентство водных ресурсов в письменных пояснениях по делу полагало требования Базанова А.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

От заинтересованного лица – Правительства Тверской области поступили возражения на административное исковое заявление, в которых данный коллегиальный орган, полагая решение Комиссии законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении требований административному истцу.

Представитель административного истца Кубли Н.А. в судебном заседании суда первой инстанции поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель Правительства Тверской области Травкина О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Иные участники процесса в суд первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Решением Калязинского районного суда Тверской области от 27.02.2023 административные исковые требования Базанова А.А. удовлетворены.

Суд первой инстанции признал незаконным и отменил решение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 23.09.2022 в части признания необоснованным и отклонения предложения по включению земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1057 кв.м, относящегося к категории земель водного фонда, в границы населенного пункта <адрес>

Суд также обязал Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области по земельным отношениям в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос по включению земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>

Не согласившись с указанным решением, Базанов А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил суд апелляционной инстанции изменить решение суда первой инстанции и принять по данному административному иску новое решение об обязании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям принять решение по включению в генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области земельный участок с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>, в остальной части просил решение оставить без изменения.

От Правительства Тверской области также поступила апелляционная жалоба, в которой заинтересованное лицо просит суд отменить решение Калязинского районного суда Тверской области от 27.02.2023, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Кубли Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Пояснила, что Правительство Тверской области не было указано в качестве административного ответчика при подаче иска в связи с формулировкой резолютивной части апелляционного определения от 06.04.2022, которым обязанность повторно рассмотреть проект Генерального плана в части предложения по включению земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес> была возложена на Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.

Представитель Правительства Тверской области Травкина О.Н. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила также, что административные исковые требования сопряжены с изменением документов территориального планирования, однако, поскольку по делу не оспариваются какие-либо решения Правительства Тверской области, его процессуальный статус был определен верно.

Иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 221 КАС РФ предусмотрено, что состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 № 61-пп «О Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям» утверждено Положение о данной комиссии, согласно пункту 1 которого Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее – Комиссия) является коллегиальным координационно-совещательным органом при Правительстве Тверской области в целях эффективного решения вопросов и выработки оптимальных управленческих решений в сфере земельных отношений.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Положения, Комиссия вправе вносить в установленном порядке Губернатору Тверской области, Правительству Тверской области, исполнительным органам Тверской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, организациям и гражданам предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.

В соответствии с пунктом 27 Положения организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возлагается на аппарат Правительства Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области и Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Тверской области от 20.12.2019 N 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» органы государственной власти Тверской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в области градостроительной деятельности, в том числе, принятие решений о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, решений о внесении изменений в такие документы и подготовку таких документов.

Как следует из пункта 4 Состава и порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, порядком подготовки изменений и внесения их в такие документы, утв. Постановлением Правительства Тверской области от 19.05.2020 № 238-пп, документы территориального планирования, в том числе изменения в такие документы, утверждаются постановлением Правительства Тверской области.

Поскольку требования Базанова А.А. сопряжены с вопросами территориального планирования, с учетом приведенного выше, Правительство Тверской области подлежало привлечению к участию в деле в качестве административного ответчика.

В связи с этим в соответствии с пунктом 3 статьи 309 и пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене, а административное дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении административного дела необходимо правильно определить круг лиц, участвующих в деле, и их процессуальный статус, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, и дать им надлежащую юридическую оценку.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Калязинского районного суда Тверской области от 27.02.2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Калязинский районный суд Тверской области.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи