Председательствующий Алешин Е.Е.
Дело № 2а-127/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-766/2020
26 августа 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего – Шендрикова И.В.,
судей Меркулова Д.В. и Санникова А.Б.,
при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца – МельниковаМ.Э. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 мая 2020 г., которым отказано в удовлетворении заявленных майором Чайниковым Сергеем Валентиновичем требований о признании незаконными действий помощника командующего войсками Южного военного округа по физической подготовке (далее – помощник командующего войсками ЮВО), связанных с порядком согласования проекта приказа командира войсковой части № об установлении истцу к выплате ежемесячной надбавки за особые достижения в службе (квалификационный уровень физической подготовленности).
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца – Мельникова М.Э. в обоснование доводов поданной апелляционной жалобы, административного ответчика – полковника ШутовскогоА.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
По результатам проведенных в 4 квартале 2019 года итоговой (с 8 по 18 ноября 2019 г. - за год) и контрольной (с 5 по 9 декабря 2019 г. - за 4 квартал года) проверок физической подготовленности военнослужащих войсковой части № Чайников С.В. выполнил высший уровень физической подготовленности.
В связи с этим командиром указанной воинской части подготовлен проект приказа об установлении Чайникову С.В. к выплате ежемесячной надбавки за особые достижения в службе (квалификационный уровень физической подготовленности).
11 апреля 2020 г. помощником командующего войсками ЮВО в сообщении № 51/361 даны разъяснения по вопросу согласования проекта этого приказа с указанием на то, что результаты Чайникова С.В. по второй проведенной проверке физической подготовленности (с 5 по 9 декабря 2019 г. - за 4 квартал года) не могут быть учтены при установлении ему к выплате названной надбавки, поскольку в отношении него не выполнено условие о ежеквартальном проведении таких проверок.
Чайников С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, после уточнения заявленных требований, оспорил изложенный в данном сообщении отказ в согласовании названного проекта приказа. При этом он просил обязать это должностное лицо согласовать проект приказа об установлении ему к выплате ежемесячной надбавки за особые достижения в службе (квалификационный уровень физической подготовленности).
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, определяющие порядок организации физической подготовки и правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, считает, что Чайников С.В., выполнил высший уровень физической подготовленности, а потому имеет право на получение оспариваемой ежемесячной надбавки. К тому же, по мнению представителя истца, помощник командующего войсками ЮВО не был уполномочен отказывать в согласовании проекта приказа командира войсковой части № об установлении Чайникову С.В. оспариваемой надбавки, поскольку это не предусмотрено нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Статьей 44 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрено, что приказ должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ, командир не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.
Исходя из смысла пункта 22 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. № 717, подготовка проекта приказа командира осуществляется в строгом соответствии законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Проект приказа командира воинской части согласовывается с заинтересованными подразделениями в пределах их компетенции в пределах их компетенции. В частности, проекты приказов командира, выполнение которых требует финансового обеспечения, согласовываются с подразделениями (должностными лицами), отвечающими за финансовое обеспечение.
Как следует из ответа помощника командующего войсками ЮВО от 21 августа 2020 г. на запрос окружного военного суда, в настоящее время никаких нормативных актов, ведомственных приказов, указаний или распоряжений, обязывающих данное воинское должностное лицо согласовывать проекты командиров воинских частей об установлении военнослужащим ежемесячной надбавки за особые достижения в службе (квалификационный уровень физической подготовленности), не имеется. При этом обращено внимание, что, являясь специалистом в области физической подготовки, им на запрос командира войсковой части №, на основании представленных документов, дано письменное разъяснение об отсутствии оснований для установления указанной выше ежемесячной надбавки
Аналогичные пояснения даны административным ответчиком в суде апелляционной инстанции.
При таких данных, вопреки утверждению в жалобе, помощником командующего войсками ЮВО, в данном случае, не отказывалось в согласовании проекта приказа командира войсковой части № об установлении истцу оспариваемой надбавки, а лишь дан по просьбе командира воинской части вышеуказанный ответ с разъяснениями по поставленному вопросу.
Согласно пункту 20 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих» ежемесячная надбавка за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с подпунктом 9 п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2019 г. № 430, ежемесячная надбавка за квалификационный уровень физической подготовленности устанавливается и выплачивается военнослужащим, выполнившим (подтвердившим), в частности, высший, уровень физической подготовленности, в размере 70 процентов к окладу по воинской должности. Данная надбавка устанавливается на текущий год на основании приказа соответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем календарном году, одна из которых - итоговая за год, контрольная или инспекторская.
Документами, подтверждающими право на получение названной ежемесячной надбавки, являются, в частности, ведомости результатов проверки по физической подготовке личного состава воинской части, органа военного управления, организации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из положений пунктов 2, 3, 215 и 216 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200, усматривается, что физическая подготовка является основным элементом боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил. Цель физической подготовки в Вооруженных Силах - обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.
Командир (начальник) систематически проверяет, анализирует и оценивает уровень физической подготовленности подчиненных ему военнослужащих, состояние физической подготовки в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил. Проверка физической подготовки проводится в целях определения уровня физической подготовленности военнослужащих. Проверка состояния физической подготовки в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, а также качества управления физической подготовкой осуществляется в ходе инспекторских, итоговых и контрольных проверок. При этом, проверка осуществляется ежеквартально (включая контрольную и итоговую), в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Из системного анализа приведенных норм, как верно посчитал суд первой инстанции, следует, что необходимыми условиями для выплаты военнослужащему надбавки за особые достижения в службе (квалификационный уровень физической подготовленности) являются его участие как минимум в двух проверках физической подготовленности, одна из которых должна быть итоговой, контрольной или инспекторской, и соблюдение установленного порядка их проведения. При этом данные проверки должны проводиться ежеквартально.
В суде установлено, что Чайников С.В. в периоды с 8 по 18 ноября и с 5 по 9 декабря 2019 г. участвовал в проверках физической подготовленности за 2019 год – итоговой за 2019 год и контрольной за 4 квартал 2019 года, соответственно. По результатам обеих проверок ему установлен высший квалификационный уровень физической подготовленности.
Между тем, суд верно исходил из того, что, пройдя в ноябре 2019 года (4 квартале 2019 года) итоговую проверку по физической подготовке за текущий год, истец, фактически, не должен был допускаться к проводимой в этом же квартале следующей контрольной проверке ввиду указанного выше предписания о ежеквартальном проведении таких проверок.
В данном случае судом правильно принято во внимание, что одними из целей такого порядка проведения проверок физической подготовленности военнослужащих по контракту являются предоставление возможности подготовиться к сдаче соответствующих нормативов и совершенствование ими своей физической формы, а также то, что сдача двух проверок в течение одного квартала приведенным выше Наставлением не предусмотрена.
Таким образом, письменный ответ административного ответчика, данный командиру войсковой части № после проверки соответствующих ведомостей по результатам проверок по физической подготовке личного состава воинской части, об отсутствии оснований для установления к выплате ЧайниковуС.В. оспариваемой ежемесячной надбавки, следует признать верным.
При этом суд дал надлежащую правовую оценку доводу истца о невозможности пройти соответствующую проверку физической подготовленности во время служебной командировки с указанием на его несостоятельность, поскольку истец не был лишен возможности обратиться с рапортом к командиру (начальнику) по месту прохождения командировки о принятии у него зачетов по физической подготовленности.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 мая 2020 г. по административному исковому заявлению Чайникова Сергея Валентиновича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 сентября 2020 г.