ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1285/2022 от 06.09.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

дело № 33а-5550/2022

(№ 2а-1285/2022)

строка № 3.020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2022 года г. Воронеж

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Калугиной С.В.,

судей Андреевой Н.В., Доровских И.А.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Калугиной С.В. административное дело по административному исковому заявлению Пшенко Ларисы Владимировны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,

по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 23 мая 2022 года,

(судья районного суда Бражникова Т.Е.)

установила:

Пшенко Л.В. обратилась с административным исковым заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец Пшенко Л.В. указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 26,9 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , площадью 273 кв. м., расположенные по адресу: г. Воронеж, <адрес>

Право собственности на земельный участок возникло на основании Приказа ГУГИ ВО от 20.10.2008 года № 1777з, согласно которому в собственность прежнего владельца - ФИО10. был предоставлен земельный участок площадью 273 кв.м. из земель населенных пунктов, который занимается индивидуальным жилым домом, фактически используемая площадь земельного участка больше, при этом границы участка были обозначены на местности частично разделительным забором со стороны переулка <адрес>, частично заборами со смежными земельными участками.

Административный истец направил в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заявление с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 583 кв. м. в связи с образованием земельного участка путем перераспределения, и просила дополнительно учесть, что заявленной площадью земельный участок используется фактически более 15 лет и границы земельного участка закреплены на местности дощатым забором.

Ответом от 25.01.2022 департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал административному истцу в утверждении предложенной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения, в связи с тем, что предложенная на утверждение схема расположения не соответствует ее форме, формату и требованиям к ее подготовке.

Полагала ответ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области незаконным, поскольку в ответе не указы конкретные нарушения, имеющиеся в схеме расположения испрашиваемого земельного участка.

Просила обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.5-13).

Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 23 мая 2022 административное исковое заявление Пшенко Л.В. удовлетворено, признан незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: г. Воронеж, <адрес> и земель государственная собственность на которые не разграничена, содержащийся в письме департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25.01.2022 № 52-17-1295.

На департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Пшенко Л.В. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в на территории, в отношении которой Постановлением Правительства Воронежской области от 14.03.2017 № 176 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ВОГРЕСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеже, предусматривающего размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса «Центр» по гребле на байдарках и каноэ) и спортивного комплекса – центра по спортивной гимнастике», для данной территории предусмотрено размещение многоэтажных домов и, а размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Просит решение районного суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Административным истцом Пшенко Л.В. подано возражение на апелляционную жалобу административного ответчика, в котором она просит решение Левобережного районного суда г. Воронежа оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области – без удовлетворения.

Представитель административного истца Пшенко Л.В. – Комарова М.А. в судебном заседании полагала решение районного суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Из материалов дела следует, что недвижимости Пшенко Л.В. с 25.08.2018 года является собственником земельного участка расположенного по адресу: г. Воронеж, <адрес>, площадью 273 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, земельный участок был поставлен на кадастровый учет 22.07.2008 (л.д. 25-26).

28.12.2021 Пшенко Л.В. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения, площадью 583 кв. м. в отношении земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу: г. Воронеж, <адрес> (л.д.73-74).

Как следует из ответа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25.01.2022 № 52-17-1295, Пшенко Л.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения, на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г., формируемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж7 – зона многоэтажной застройки и для данной зоны вид разрешенного использования «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи» относятся к запрещенному виду. Также в ответе указано, что формируемый земельный участок находится на территории, в отношении которой постановлением администрации городского округа город Воронеж от 14.03.2017 № 176 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова г. Воронежа, предусматривающего размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ» и спортивного комплекса – центра по спортивной гимнастике, с учетом комплексного развития прилегающей территории утверждён проект планировки территории (ППТ). В соответствии с данным ППТ рассматриваемая территория предназначена для размещения много этажной жилой застройки, где размещение отдельно стоящих индивидуальных домов на одну две семьи, коттеджей не предусмотрено (л.д.76-79).

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции указал, что земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие до вступления в силу ПЗЗ и не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствии градостроительному регламенту, за исключением случаев, когда использование таких объектов представляет опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). При этом, формируемый земельный участок в результате перераспределения, не будет превышать предельные размеры земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, который может находиться в собственности гражданина.

Принятое Правительством Воронежской области постановление от 14.03.2017 № 176 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова г. Воронежа, предусматривающего размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ» и спортивного комплекса – центра по спортивной гимнастике, изданное Правительством Воронежской области, предусматривает, что утверждение красных линий не влечет за собой прекращение прав юридических и физических лиц на существующие земельные участки и другие объекты недвижимости, а является основанием для последующего принятия в случае необходимости решений о резервировании земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. Поскольку какого-либо решения о резервировании земельных участков в настоящее время не проводилось, право Пшенко Л.В. на увеличение своего земельного участка путем перераспределения, в пределах допустимых размеров не могло быть ограничено.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться, полагает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции установленным по делу обстоятельствам дал неверную правовую оценку, его выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права в связи со следующим.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).

В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка может служить несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.

Согласно пункту 4 названного приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Как следует из статей 2, 9, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории, которое должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в том числе с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Как установлено районным судом, и следует из материалов дела земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу Пшенко Л.В. и испрашиваемый земельный участок расположены в территориальной зоне Ж7 «зона многоэтажной застройки», в пределах указанной территориальной зоны размещение отдельно стоящих индивидуальных домов не предусмотрено.

То обстоятельство, что принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, имеет вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», не свидетельствует о возможности формировании земельного участка большей площади путем перераспределения с тем же видом разрешенного использования, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, на данной территории возможно размещение исключительно многоэтажных домов. При этом, объекты расположенные на данной территории до принятия ППЗ, и не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления сроков приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, что не предполагает создание новых объектов, которые не соответствуют требованиям, установленных действующими градостроительными регламентами.

Вывод районного суда о том, что поскольку решения о резервировании земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры не принималось, то право административного истца на увеличение принадлежащего ей земельного участка путем перераспределения не может быть ограничено, также не основан на нормах материального права.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Таким образом, поскольку предложенный административным истцом к перераспределению земельный участок находится в территориальной зоне Ж7, то его вид разрешенного использования не может быть установлен как «индивидуальное жилищное строительство», то вывод суда об удовлетворении заявленных требований нельзя признать правильным.

Исходя из изложенного, обжалуемое решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела. Допущенные судом первой инстанции нарушения в силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 23 мая 2022 года - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Пшенко Ларисы Владимировны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи коллегии