ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1305/2021 от 02.08.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Зинина А.Ю. адм. дело № 33а-8032/2022

№2а-1305/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Сивохина Д.А., Ромадановой И.А.,

при секретаре Олейник Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 28 апреля 2022 г. по административному делу № 2а-1305/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области к учредителю средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «» - АО «Тяжмаш» о приостановлении деятельности средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «»,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителей административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области Скрябиной М.В., Ванчаевой М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Мязитовой Г.Р., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области обратилось в суд с иском, в котором просит приостановить деятельность средства массовой информации - газеты «» (запись о регистрации от 23.06.2005) до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд (до приведения в соответствие с требованиями статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

В обоснование своих требований административным истцом указано, что в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № , Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (далее - Управление) уполномочено осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания, регистрировать средства массовой информации и осуществлять иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В рамках реализации указанных полномочий, на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) Поволжским Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия зарегистрировано периодическое печатное издание - газета «» (запись о регистрации от 23.06.2005 . Учредителем данного средства массовой информации является АО «ТЯЖМАШ», ИНН , ОГРН , адрес согласно выписке из ЕГРЮЛ: . Статус данного средства массовой информации является действующим. Средство массовой информации - газета «» распространяется на территории .

В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием (в том числе с участием иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства) в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации и (или) являться редакцией средства массовой информации. Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона о СМИ, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 № 1107.

Указанный перечень содержит следующие документы: 1. Заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии учредительных документов юридических лиц. 2. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью. Документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складочном) капитале юридического лица или о долях в уставном (складочном) капитале. 3. Выписка из торгового реестра страны регистрации или иной эквивалентный документ в соответствии с законодательством страны регистрации учредителя (участника) юридического лица. 4. Заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц). 5. Копия документа, свидетельствующего о подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (предоставляется по собственной инициативе заявителя). 6. Документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ (при наличии).

На момент подачи административного искового заявления, документов, подтверждающих соответствие требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ от учредителя средства массовой информации газеты «» в Управление не поступало.

В рамках установленной компетенции Управлением из писем держателя реестра акционеров АО «Регистраторское общество «» (исх. № от 12.11.2020, исх. № от 12.10.2021), а также писем АО «ТЯЖМАШ» от 30.03.2021 № и от 16.07.2021 № установлено наличие в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» иностранного гражданина. Таким образом, АО «ТЯЖМАШ» является российским юридическим лицом с иностранным участием, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ.

Решением Сызранского городского суда Тольятти Самарской области от 28 апреля 2022 г. административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области к учредителю средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «» - АО «ТЯЖМАШ» о приостановлении деятельности средства массовой информации – газеты » (запись о регистрации от 23.06.2005) до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд (до приведения в соответствие с требованиями ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»), оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 152-168).

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (т. 1 л.д. 208-211).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области Ванчаева М.В., Скрябина М.В. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель административного ответчика АО «ТЯЖМАШ» Мязитова Г.Р. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседания, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (далее Управление) 23.06.2005 зарегистрировано периодическое печатное издание - газета «», было выдано свидетельство . Учредителем газеты «» является АО «ТЯЖМАШ» (л.д. 9).

Средство массовой информации газета «» является действующим.

Согласно данного свидетельства примерная тематика и (или) специализация – освещение работы трудового коллектива, культурной и общественной жизни, реклама ( %).

Осуществляя в пределах своих полномочий функции по контролю и надзору за деятельностью средств массовой информации Управлением проведено плановое систематическое наблюдение в отношении СМИ - газеты «», в результате которого выявлено несоответствие административного ответчика требованиям ст. 19.1 Закона о СМИ.

Так, Управлением было установлено наличие в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» иностранного гражданин, в связи с чем, АО «ТЯЖМАШ» является российским юридическим лицом с иностранным участием, что следует из материалов дела и не оспаривалось в суде апелляционной инстанции стороной административного ответчика, что, по мнению Управления, является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ.

Согласно п. 1 ст. 96 ГК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Установлено, что в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» по состоянию на 12.11.2020: отсутствуют зарегистрированные юридические лица нерезиденты РФ; зарегистрировано 1 физическое лицо нерезидент РФ ) доля которого в уставном капитале АО «ТЯЖМАШ» составляет %, что также подтверждается справкой АО «» (л.д. 34, 44).

Таким образом, АО «ТЯЖМАШ» является российским юридическим лицом с долей иностранного участия % уставного капитала (л.д. 37).

Также, согласно свидетельства № серия: от 19.01.1993 учредителем АО «ТЯЖМАШ» является трудовой коллектив АО «ТЯЖМАШ» (л.д. 141).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, того что АО «ТЯЖМАШ» является лицом, находящимся под контролем иностранного государства и международной организации, а также наличие возможности у иностранного юридического лица и иностранного гражданина прямо или косвенно владеть управлять АО «ТЯЖМАШ», как учредителем средства массовой информации газеты «», его контролировать или фактически определять принимаемые решения, истцом не представлено. Согласно устава АО «ТЯЖМАШ» высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое Общее собрание акционеров. Решения Общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций Общества, принимающих участие в собрание (п. 11.1, 11.5 Устава). Согласно уставу редакции многотиражной корпоративной газеты «» учредителем и издателем СМИ «» является АО «Тяжмаш» в лице Генерального директора ФИО11. Таким образом, сам по себе факт наличия у акционера нерезидента права участвовать в управлении, учитывая установленный судом незначительный размер доли участия ( %) не свидетельствует о наличии возможности владеть и управлять АО «ТЯЖМАШ», тем более о наличии возможности контролировать и фактически определять принимаемые им решения.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области следует отказать. Кроме того, судом учтено, что согласно ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 14.10.2014 N 305-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" закон вступил в силу с 1 января 2016 года. А согласно ч. 3 ст. 2 указанного Закона требования Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат применению с 1 января 2017 года в отношении иностранного юридического лица и российского юридического лица, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) такие лица в совокупности либо каждый в отдельности прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения более 20 процентами долей (акций) любого лица) осуществляют владение, управление или контроль в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося учредителем средства массовой информации, редакции средства массовой информации, а также организации (юридического лица), осуществляющей вещание;

2) одно или несколько российских лиц прямо или косвенно (через третьих лиц) имеют в каждом из таких лиц преобладающее участие, составляющее 80 и более процентов.

Таким образом, анализ правовых норм также позволяет установить волю законодателя на установление ограничений не в отношении всех российских юридических лиц с иностранным участием, а в отношении российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранного государства или международной организации с пороговым критерием - 20 % иностранного участия. Доля иностранного участия в АО «ТЯЖМАШ» незначительна, в связи с чем, суд пришел к выводу, что основания для приостановления деятельности средства массовой информации газеты «» судом не установлены.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда ввиду следующего.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 27, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области уполномочено осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания, регистрировать средства массовой информации и осуществлять иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления. Не может выступать учредителем, в том числе, гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Материалами дела установлено, что в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» по состоянию на 12.11.2020 зарегистрировано 1 физическое лицо нерезидент РФ () доля которого в уставном капитале АО «ТЯЖМАШ» составляет % (л.д. 34, 44).

Довод стороны административного ответчика АО «ТЯЖМАШ», что ограничения, установленные частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ распространяются не на все российские юридические лица с иностранным участием, а только на те, которые находятся под контролем иностранного государства, международной организации, основан на неверном толковании нормы закона.

Так, согласно части 1 статьи 19.1 Закона о СМИ иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.

Исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы закона не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание в совокупности или каждый в отдельности:

- иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация;

- иностранное юридическое лицо;

- российское юридическое лицо с иностранным участием;

- иностранный гражданин;

- лицо без гражданства;

- гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства.

В случае если бы законодателем был установлен запрет выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание российскому юридическому лицу с иностранным участием, находящимся под контролем иностранного государства, международной организации, как полагает административный ответчик, то часть 1 статьи 19.1 Закона о СМИ была бы изложена как «иностранное государство, международная организация, а также находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание».

Таким образом, законом прямо запрещено выступать в качестве учредителя (участника) средства массовой информации российскому юридическому лицу с иностранным участием.

Действительно в соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.

Между тем из буквального толкования нормы следует, что правило об ограничении владения, управления или контроля в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, установлено не для лиц, являющихся участниками Общества - учредителя средства массовой информации, а на лиц, являющихся участниками юридического лица, участвующего в свою очередь в юридическом лице, учредившим средство массовой информации.

В силу части 3 статьи 19.1 Закона о СМИ не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

Из дела следует, что общество является российским юридическим лицом с иностранным участием, что в силу части 1 статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» исключает возможность выступать учредителем (участником) средства массовой информации независимо от размера принадлежащих иностранному лицу голосующих акций, составляющих уставный капитал российского юридического лица.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.10.2014 N 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» учредительные документы учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации, а также организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, подлежат приведению в соответствие со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 февраля 2016 года. Сведения о соблюдении требований статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не позднее 15 февраля 2016 года.

Таким образом, учредительные документы всех учредителей средств массовой информации с иностранным участием подлежали приведению в соответствии со ст. 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» независимо от подконтрольности от иностранного государства, международной организации, а также от доли иностранного участия в уставном капитале учредителя СМИ.

На настоящий момент документов, подтверждающих соответствие требованиям ст. 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» от учредителя средства массовой информации газеты «» - АО «ТЯЖМАШ» в материалы дела и Управление Роскомнадзора по Самарской области не представлено. Доказательств обратного не имеется.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области к учредителю средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «» - АО «ТЯЖМАШ» о приостановлении деятельности средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «» до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 28 апреля 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области к учредителю средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «» - АО «ТЯЖМАШ» о приостановлении деятельности средства массовой информации – газеты «» удовлетворить.

Приостановить деятельность средства массовой информации – газеты «» (запись о регистрации от 23.06.2005) до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд (до приведения в соответствие с требованиями статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: