ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-130/2022 от 28.06.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 2а-130/2022 (№ 33а-2121/2022) судья Алехина И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2022 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

судей Юрковой Т.А., Башкирова В.В.,

при секретаре Головиновой О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Семенова Александра Сергеевича на решение Зареченского районного суда г. Тулы от 9 марта 2022 г. по делу по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Семенову Александру Сергеевичу о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области (далее – УФНС России по Тульской области) с учетом уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ обратилось в суд с административным иском к Семенову А.С. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени за 2020 год, штрафам за 2017, 2018 годы в размере копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Семенов А.С. состоял на налоговом учете в УФНС России по Тульской области в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 30.11.2004 по 29.06.2020, с 12.08.2020 по 08.04.2021, и, соответственно, являлся плательщиком страховых взносов, которые должен самостоятельно правильно исчислить, своевременно и в полном объеме уплачивать.

Семенов А.С. не исполнил обязанность по оплате страховых взносов в фиксированном размере за 2020 год, в связи с чем ему выставлено требование № по состоянию на 31.01.2021 на сумму:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере копеек, пени в размере копеек;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере копеек, пени в размере копеек.

За нарушение п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ, выразившееся в не представлении в установленный законом срок налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2017, 2018 годы Семенов А.С. решениями налогового органа №№ от 02.10.2020 привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений и ему назначен штраф в размере 1000 рублей по каждому налоговому правонарушению/требованию, о чем ему выставлены требования №№ по состоянию на 27.11.2020 со сроком уплаты до 25.12.2020 по уплате сумм задолженности по штрафам за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)).

В установленный срок требования не исполнены.

По заявлению УФНС России по Тульской области судебным приказом мирового судьи судебного участка № 57 Зареченского судебного района г. Тулы от 30.06.2021 с должника Семенова А.С. взыскана недоимка по страховым взносам, пени, штрафам.

Определением мирового судьи судебного участка № 57 Зареченского судебного района г. Тулы от 12.08.2021 судебный приказ от 30.06.2021 отменен в связи с поступившими от Семенова А.С. возражениями.

До настоящего времени сумма недоимки Семеновым А.С. не погашена.

В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Тульской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Семенов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Решением Зареченского районного суда г. Тулы от 9 марта 2022 г. постановлено:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области удовлетворить.

Взыскать с Семенова Александра Сергеевича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области задолженность по:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) в размере 12560 руб. 52 коп., пени в размере 53 руб. 38 коп.,

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017года) в размере 3261 руб. 68 коп., пени в размере 13 руб. 86 коп.,

- по штрафам за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за не предоставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) в размере 2 000 руб.

Взыскать с Семенова Александра Сергеевича в доход бюджета муниципального образования г.Тулы государственную пошлину в размере 715 руб. 58 коп.

В апелляционной жалобе административный ответчик Семенов А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела, а также ввиду нарушения норм процессуального права, выразившихся в рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика Семенова А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

Пунктом 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ).

С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени.

Из положений ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, однако данные положения не исключают самостоятельного (отдельно от взыскания налога) взыскания пени посредством выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В силу ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с положениями ч. 3 п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенов А.С. с 30.11.2004 по 29.06.2020, с 12.08.2020 по 08.04.2021 был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.

Тем самым, Семенов А.С. являлся налогоплательщиком страховых взносов, а в силу п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя также возлагается обязанность по предоставлению не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговой декларации.

В ходе проведенной в период с 21.04.2020 по 20.07.2020 в отношении Семенова А.С. камеральной проверки установлено, что в нарушение п. 1 ст. 229 Налогового кодекса налоговые декларации за 2017 и 2018 года в установленный срок не представлены, в связи с чем Семенов А.С. решениями налогового органа №№ от 02.10.2020 привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, о чем ему выставлены требования №№ по состоянию на 27.11.2020 со сроком уплаты до 25.12.2020 по уплате сумм задолженности по штрафам за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)), в размере 1000 рублей по каждому налоговому правонарушению/требованию.

Объектом налогообложения страховыми взносами для индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к числу которых относился Семенов А.С., признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также в установленном случае доход, полученный плательщиком страховых взносов (п. 3 ст. 420 Налогового кодекса РФ).

В связи с тем, что Семеновым А.С. в добровольном порядке страховые взносы за 2020 год (расчетный период с 12.08.2020 по 31.12.2020) в полном объеме не оплатил, у него образовалась задолженность по оплате:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере копеек;

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере копеек.

Поскольку указанные страховые взносы не уплачены в установленный законом срок на них исчислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), в размере копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере копеек.

В связи с неуплатой страховых взносов Семенову А.С. направлено требование № по состоянию на 31.01.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) со сроком исполнения до 24.02.2021.

Указанное требование налогоплательщик не исполнил.

При наличии недоимки по страховым взносам, пени, штрафу 30.06.2021 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 57 Зареченского судебного района г. Тулы с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 57 Зареченского судебного района г. Тулы от 30.06.2021 с Семенова А.С. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 12560 рублей 52 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3261 рубля 68 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 13 рублей 86 копеек, штрафам за налоговые правонарушения в размере 2000 рублей.

В связи с поступившими от Семенова А.С. возражениями определением мирового судьи судебного участка № 57 Зареченского судебного района г. Тулы от 12.08.2021 данный судебный приказ отменен.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с Семенова А.С. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 12560 рублей 52 копеек, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3261 рубля 68 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 13 рублей 86 копеек, штрафам за налоговые правонарушения в размере 2000 рублей.

Согласно ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленных налоговым органом сумм недоимок и пеней по соответствующим видам страховых взносов, судебная коллегия полагает, что он не нарушен.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Семенов А.С. с 08.04.2021 утратил статус индивидуального предпринимателя, а потому взыскание налога производится с него в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

При этом, абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривает, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ст. 48 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ)

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Срок исполнения самого раннего требования об уплате штрафа за не предоставление налоговой декларации за 2017 год № от 27.11.2020 – 25.12.2020.

Сумма задолженности по уплате страховых взносов, штрафов превысила 10000 рублей при выставлении требования № от 31.01.2021 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за 2020 год, согласно которому срок уплаты задолженности установлен до 24.02.2021.

Вопреки доводам административного истца срок на обращение в суд с требованием о взыскании штрафов за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ, выразившиеся в непредставлении в налоговый орган налоговых деклараций за 2017, 2018 годы, административным истцом не пропущен, поскольку недоимка по штрафам, указанная в требованиях №№ от 27.11.2020, до момента выставления требования № от 31.01.2021 составляла менее 10000 рублей, то налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании с Семенова А.С. недоимки по штрафам в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, когда сумма задолженности превысила 10000 рублей, то есть с 24.02.2021.

Учитывая сроки исполнения требований № № от 27.11.2020, № 12951 от 31.01.2021, даты обращения УФНС России по Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа – 30.06.2021, в суд 07.12.2021 с административным иском после отмены 12.08.2021 судебного приказа, то налоговым органом установленный законом срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 Налоговым органом РФ, на принудительное взыскание недоимки по страховым взносам, пени, штрафам соблюден.

Поскольку обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа, является обязательным, а обращение налогового органа в суд с исковыми требованиями возможно в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, исходя из положений ч. 3 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что установленный законом срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в порядке искового производства административным истцом не пропущен.

На основании п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 227 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 5 ст. 227 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Налогового кодекса РФ (ст. 229 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Срок давности, предусмотренный ст. 113 Налогового кодекса РФ, для п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ начинается исчисляться со дня его совершения.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Налогового кодекса РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст.87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Семеновым А.С. налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2017 год должна быть представлена не позднее 03.05.2018, за 2018 год – не позднее 30.04.2019, в то время как материалами дела достоверно подтвержден факт предоставления им налоговых деклараций за 2017, 2018 года в нарушение положений п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ только 21.04.2020.

В связи с допущенными налоговыми правонарушениями Семенов А.С. решениями налогового органа от 02.10.2020 №№ привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, к нему применена налоговая санкция в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждое совершенное правонарушение, выставлены требования № по состоянию на 27.11.2020 со сроком уплаты до 25.12.2020.

Таким образом, судебная коллегия считает обоснованным привлечение налоговым органом Семенова А.С. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за не предоставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2017, 2018 годы. Срок давности на момент вынесения решений № от 02.10.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не истек.

Учитывая, что требования № от 27.11.2020 об уплате штрафа в связи с связи с совершением налоговых правонарушений в общем размере 2000 рублей не уплачен до настоящего времени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по штрафам за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за не предоставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) в размере 2000 рублей.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» раздел XI Налогового кодекса РФ дополнен, в том числе п. 1 ст. 419, согласно которой плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам -организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с ч. 3 ст. 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пп.1 п. 2 ст. 425 Налогового кодекса РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процентов.

Тарифы страховых взносов на обязательное медицинское страхование устанавливаются в размере - 5,1 процента (пп.3 п. 2 ст. 425 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения недоимки), плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.

С учетом того, что Семенов А.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.08.2021, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год (расчетный период с 12.08.2020 по 31.12.2020) составила 12560 рублей 52 копейки, на обязательное медицинское страхование – 3261 рубль 68 копеек.

Суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с административным иском, а также правильность исчисления размера страховых взносов и, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу о взыскании с Семенова А.С. недоимки по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в размере 12560 рублей 52 копеек, на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 3261 рубля 68 копеек, пени за период с 01.01.2021 по 30.01.2021 в размере 13 рублей 86 копеек.

Судом первой инстанции надлежащим образом определены налоговый период, налоговая база, проверен порядок взыскания суммы недоимки за 2020 год, сумма страховых взносов рассчитана налоговым органом математически верно, исходя из действующих налоговых ставок.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога являлись предметом проверки как суда первой инстанции, так и судебной коллегии и не нашли своего подтверждения.

Судебной коллегией в порядке ст. 308 КАС РФ также проверен порядок направления Семенову А.С. требований №№ от 27.11.2020, № от 31.01.2021, нарушений со стороны налогового органа не установлено.

Вопреки доводам Семенова А.С. п. 5 ст. 12 Налогового кодекса РФ и п. 2 ст. 18.1 Налогового кодекса РФ налоги и страховые взносы на территории РФ не отменялись, приведенные законоположения лишь разъясняют, что только Налоговым кодексом РФ налоги и страховые взносы могут быть отменены, но не указывают на то, что в настоящий момент уже произведена отмена всех налогов и сборов.

Вместе с тем, судебная коллегия находит решение Зареченского районного суда г. Тулы от 09.03.2022 подлежащим отмене в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год.

Реализация налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке административного искового производства возможна со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Тем самым, обращение к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, пени является обязательным.

Из материалов административного дела № по заявлению УФНС России по Тульской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Семенова А.С. недоимки по страховым взносам, пени, штрафа, исследованного судебной коллегией в порядке ст. 308 КАС РФ, следует, что, обращаясь к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговым органом предъявлено требование только о взыскании основной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 12560 рублей 52 копеек, в то время как требование о взыскании с Семенова А.С. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не заявлено, и мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании с Семенова А.С. только страховых взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 12560 рублей 52 копеек, а пени по данным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не взыскивались.

Тем самым, обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в условиях, когда налоговым органом данное требование в приказном порядке не заявлялось, свидетельствует о нарушении административным истцом порядка принудительного взыскания суммы пени в размере 53 рублей 38 копеек, что влечет отмену постановленного по делу решения в указанной части с вынесением нового решения об отказе во взыскании с Семенова А.С. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 53 рублей 38 копеек.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Семенов А.С. указал на несоответствие ОГРН налогового органа требованиям действующего законодательства, полагал, что присутствует необходимость применения положений ст. 236 УПК РФ, при этом Семенов А.С. ссылался на то, что, тем самым, заявляет о совершенном преступлении.

Вместе с тем, ст. 236 УПК РФ содержит перечень видов решений, принимаемых судьей на предварительном слушании по уголовному делу, а не регулирует порядок рассмотрения заявления о совершенном преступлении.

Поскольку суд не является органом уголовного преследования, в удовлетворении ходатайства Семенова А.С. о принятии сообщения о якобы совершенном преступлении надлежит отказать, на разрешение настоящего дела данное ходатайство не влияет, дополнительной правовой оценки со стороны судебной коллегии не требует.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции необоснованно рассмотрел дело в отсутствие административного истца, явившегося 09.03.2022 в здание суда и не допущенного судебными приставами в зал судебных заседаний, в связи с отказом от прохождения термометрии, судебная коллегия находит не состоятельными.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Обязательной явка Семенова А.С. не признавалась.

Отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных КАС РФ, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также, если подано встречное административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст.152 КАС РФ).

В силу ч. 6 ст. 45 КАС РФ участвующие в деле лица обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», установлено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1 с.29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) могут быть введены, в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Таким образом, государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, если это является оправданным и обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-CoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV» от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-№CoV)», от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» и от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-№CoV).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Тульской области от 16.03.2020 № 112 «О введении режима повышенной готовности» с 18:00 16.03.2020 на территории Тульской области введен режим повышенной готовности, который по состоянию на 09.03.2022 не отменен.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Губернатора Тульской области от 15.06.2021 № 62 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» организация и обеспечение судебных заседаний в Зареченском районном суде г. Тулы в период рассмотрения настоящего дела осуществлялась с соблюдением требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и условиями режима повышенной готовности, введенного в Тульской области

Так, в п. 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 № 3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Тульской области» указано на то, что на проходных должна обеспечиваться термометрия с целью выявления потенциальных больных острыми респираторными заболеваниями. При необходимости нормативно-правовым актом руководителя предприятия для работников должен быть запрещен проход работников с плохим самочувствием, а при условии недопустимости сокрытия фактов любых признаков острого респираторного заболевания (повышение температуры, кашель, одышка, насморк, першение и боль в горле), а также фактов контакта с больными острыми респираторными заболеваниями.

Председателем Зареченского районного суда г. Тулы издано распоряжение №4 от 04.03.2022, где в п. 7 предусмотрено, что посетители суда, в том числе участники судопроизводства, допускаются в здание суда и на судебные участки после проведения термометрии с использованием аппаратов измерения температуры тела бесконтактным способом.

При невыполнении данных требований посетителями, в том числе участниками судопроизводства, допуск в здание Зареченского районного суда г. Тулы ограничивается (п. 6 распоряжения).

Статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан, в том числе, выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда.

Семенов А.С., явившийся в здание Зареченского районного суда г. Тулы на судебное заседание 15.02.2022, 02.03.2022, а также 09.03.2022, от проведения термометрии отказался, что зафиксировано в актах должностного лица службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов от 15.02.2022. 02.03.2022, 09.03.2022, и не оспаривалось административным истцом.

Отказ 09.03.2022 Семенова А.С. от прохождения термометрии при входе в здание суда в условиях введенного на территории Тульской области режима повышенной готовности не может являться уважительной причиной неявки лица в судебное заседание, и, как следствие, безусловным основанием к отмене постановленного по делу решения в связи с рассмотрением дела в его отсутствие.

Учитывая, что ранее 15.02.2022, 02.03.2022 Семенов А.С., явившись в здание суда, отказался от прохождения термометрии, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для отложения 09.03.2022 судебного разбирательства, а, следовательно, рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика 09.03.2022 в данном конкретном случае не может расцениваться, как ограничение доступа к правосудию, а доводы апелляционной жалобы об обратном, свидетельствуют о злоупотреблении административным истцом своими процессуальными правами.

Постановленное по делу решение отвечает требованиям процессуального законодательства, рассмотрение дел в порядке заочного судопроизводства КАС РФ не предусмотрено.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Исходя из положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Тулы подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 713 рублей 44 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зареченского районного суда г. Тулы от 9 марта 2022 г. отменить в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, постановив по делу в указанной части новое решение об отказе в их взыскании.

Решение Зареченского районного суда г. Тулы от 9 марта 2022 г. изменить в части взыскания государственной пошлины, взыскав с Семенова Александра Сергеевича государственную пошлину в размере 713 рублей 44 копеек.

В остальной части решение Зареченского районного суда г. Тулы от 9 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Семенова Александра Сергеевича – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи