Судья Пекаринина И.А. Дело № 33а-2770/2020
(номер дела в суде первой Категория 020а
инстанции 2а-1312/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 ноября 2020 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи | Исаева С.Н. |
судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретарес участием представителя административного истца | ФИО3,ФИО4 |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным уведомления, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Исаева С.Н., выслушав мнение участника судебного процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
ФИО5 обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором просила признать незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 30.03.2020 г. № в части пункта 2 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть вопрос о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении от 11.03.2020 г. зарегистрированного 27.03.2020 г. за №) планируемых строительстве и реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, поданного ФИО6 с вынесением мотивированного решения в течении одного месяца с момента вступления в силу решения суда. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также ФИО6 об исполнении решения. Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу ФИО6 судебные расходы.
В обоснование доводов заявленных требований истец указала на то, что является собственником земельного участка на основании договора купли-продажи от 19.01.2019 г. площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, часть 14, кадастровый №, участок относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования для ведения личного крестьянского хозяйства, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № от 06.0.2.2019 г. 11.03.2020 г. истцом в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя подано уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомление зарегистрировано 27.03.2020 г.
По результатам рассмотрения данного уведомления, ответчик 30.03.2020 г. выдал уведомление о несоответствии указанных в уведомлении планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке № (п.5 Приложения).
Основаниями недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке явилось то обстоятельство, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года № 4114. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, часть 14 по функциональному назначению расположен в зоне растительности, для которой строительство объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено (пункт 2 уведомления).
Административный истец указывает на то, что в обжалованном уведомлении административный ответчик не сослался ни на одиниз подпунктов пункта 2.9.3 Регламента, надлежащим образом не обосновал свое решение, выводы, содержащиеся в нем, сделаны без установления всех имеющих для этого обстоятельств.
Кроме того, сведения, указанные административным ответчиком в п.2 Уведомления недостоверны и опровергаются сведениями, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым, земельный участок истца с кадастровым номером № относится к землям населенных пунктов, с видом его разрешенного использования для ведения личного крестьянского хозяйства, а не как указал ответчик в уведомлении - расположен в зоне растительности.
При этом в соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ и статьей 43 Земельного кодекса РФ собственник имеет право на строительство на участке. Запрета в законе на такие действия не предусматривается. При этом в составе имущества разрешаются не только с/х постройки, а также: объекты для проживания; рекреационные постройки; промышленные строения, при условии соблюдения градостроительных регламентов и иных установленных правил и нормативов (п. 2 ст. 4, ст. 6 Закона № 112-ФЗ: Классификатор, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540).
В силу требований Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Согласно абзацу 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Указывает на то, что, административный ответчик в отсутствие обоснования своих действий в тексте обжалуемого уведомления утратил возможность доказать его законность и обоснованность.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 июля 2020 года исковые требования ФИО5 удовлетворены.
На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в ней ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм процессуального и материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что административный ответчик не был надлежащим образом извещен о судебном заседании, назначенном на 15.07.2020 год, так как повестки не получал, что явилось причиной нарушения принципа состязательности и равноправия сторон, что повлияло на исход дела.
Кроме того, Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, проект которого согласован Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 №339-ПП, до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных - участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Таким образом, действующим на территории города Севастополя градостроительном законодательством прямо закреплена обязанность уполномоченного органа при выдачи разрешительной документации на строительство руководствоваться Генеральным планом города Севастополя 2005 года.
Основанием для вынесения уведомления о несоответствии явилось недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, находящимся в зоне зеленых насаждений по Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Вместе с тем, Порядок № 228 регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных па территории города Севастополя, до вступления в силу правил землепользования и застройки города Севастополя.
Согласно пункту 4 Порядка № 228 виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный, орган), при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Пунктом 5 Порядка № 228 предусмотрено, что определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.
В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-1Ш, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.
Таким образом, у Департамента отсутствуют полномочия по определению видов разрешенного, использования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.
Более того, ни нормы ст. 51 ГрК РФ, ни Постановление № 339-ПП не предусматривают обязанность уполномоченного органа проводить процедуру определения вида разрешенного использования земельного участка при рассмотрении поданного уведомления о начале строительства.
На данную апелляционную жалобу поступили возражения.
Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не направили, документы об уважительной причине неявки не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах неявка в судебное заседание указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Проверив материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения участника судебного процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, согласно ст. 310 КАС РФ.
Доводы административного ответчика об отсутствии извещения о времени и месте судебного заседания не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы и в связи с чем судебная коллегия рассматривает апелляционную жалобу по существу.
Однако судом первой инстанции допущены иные нарушения на которые указывает административный ответчик.
Как усматривается из материалов дела, 11 марта 2020 года административный истец ФИО5, в порядке ст. 51.1 ГрК РФ, подала в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
30 марта 2020 года ответчиком было направлено уведомление №, согласно которому, в силу п. 2 ч. 10 ст. ГрК РФ, Департамент указал на недопустимость строительства индивидуального жилого дома, поскольку в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года № 4114. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, часть 14 по функциональному назначению расположен в зоне растительности, для которой строительство объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Предметом оспаривания является данное решение (уведомление).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что вид разрешенного использования земельного участка административного истца не предусматривает строительство объектов ИЖС и садовых домов. Однако, в оспариваемом отказе отсутствует ссылка на Постановление Правительства от 28 марта 2016 года № 228-ПП, которым утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории г. Севастополя.
Данные выводы суда судебная коллегия признает необоснованными, так как при рассмотрении спора суд неправильно применил нормы материального права.
Как следует из положений ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ обязывающих застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, в частности, в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (п. 2 вышеуказанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Аналогичное положение закреплено законодателем в пункте 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом, в силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Буквальный анализ приведенных положений позволяет говорить о том, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка, а изменение вида разрешенного использования земельного участка допускается только в соответствии с требованиями градостроительного регламента о зонировании территории.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, проект которого согласован Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 №339-ПП, до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных - участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Таким образом, действующим на территории города Севастополя градостроительном законодательством прямо закреплена обязанность уполномоченного органа при выдачи разрешительной документации на строительство руководствоваться Генеральным планом города Севастополя 2005 года.
Основанием для вынесения уведомления о несоответствии явилось недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, находящимся в зоне зеленых насаждений по Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Вместе с тем, Порядок № 228 регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных па территории города Севастополя, до вступления в силу правил землепользования и застройки города Севастополя.
Согласно п. 4 Порядка № 228 виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный, орган), при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Пунктом 5 Порядка № 228 предусмотрено, что определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее - Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.
Суд первой инстанции согласился с позицией административного ответчика, и указал, что на земельном участке административного истца строительство объектов ИЖС и садовых домов невозможно. При этом, пришел к противоречивому выводу о незаконности его действий.
При вышеизложенных обстоятельствах, поскольку в соответствии с действующими нормативными актами индивидуальное жилищное строительство на данном земельном участке не предусмотрено как вид разрешенного использования, то вопреки выводам суда у административного ответчика имелись основания для вынесения оспариваемого решения, в форме уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и садового дома.
На основании изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и неправильным применением судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Нахимовского районного г. Севастополя от 15 июля 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО5 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным уведомления, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи