КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а –23054/2021
№ 2а-1318/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.
судей Леганова А.В., Суслова К.К.
по докладу судьи краевого суда Суслова К.К.
при ведении протокола секретарем Шепиловым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова Антона Михайловича к администрации города Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду» с апелляционной жалобой представителя администрации г.Сочи Богодуховой В.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 09.02.2021г.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Соколов А.М. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 09.02.2021г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Постановлено признать незаконным решение департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 27.11.2020 об отказе Соколову Антону Михайловичу в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду». Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи устранить допущенные нарушения путем постановки Соколова Антона Михайловича на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, с даты подачи Соколовым Антоном Михайловичем заявления о постановке на учет — с 28.10.2020 года. В удовлетворении заявленных требований в части устранения допущенных нарушения в срок до 10 дней - отказано.
Не согласившись с решением суда от 09.02.2021г., административный ответчик по доверенности Богодухова В.В. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить обжалуемое решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Считает, что судом первой инстанции неправильно применено материальное право, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В суде апелляционной инстанции административный истец Соколов А.М. поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, изучив содержание обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Соколов А.М. является многодетным отцом, поскольку имеет троих несовершеннолетних детей: Соколову А.А., <Дата ...> года рождения, Соколову Э.А., <Дата ...> года рождения, и Соколову Н.А. <Дата ...> года рождения, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении детей. 28.10.2020 года через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Сочи Соколов А.М. обратился с заявлением об оказании ему муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду». Решением департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 27.11.2020 года <№...>, полученном административным истцом 22.12.2020 года, Соколову А.М. отказано в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
В обоснование отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги департаментом имущественных отношений администрации города Сочи указано, что регистрация места жительства заявителя на территории муниципального образования город-курорт Сочи осуществлена 14.12.1994 года по 01.02.2018 года, после чего вновь зарегистрирован по месту жительства в городе Сочи с 12.02.2019 года, решение суда, подтверждающее факт проживания на территории Краснодарского края в период с 01.02.2018 года по 12.02.2019 года административным истцом не предоставлено.
Судом первой инстанции установлено, что на дату обращения в департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением об оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду» от 28.10.2020 года, Соколов А.М. имел троих несовершеннолетних детей. С 01 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действует статья 39.5 Земельного кодекса РФ, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Так, в настоящее время пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. При этом, местным законодательством отработан механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Краснодарского края разработан, принят Закон Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 N 3085-K3 "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, является многодетной.
Согласно статье 3 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» для приобретения земельного участка заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. При этом, согласно указанному Закону первичное предоставление земельного участка осуществляется в аренду.
При этом, должны быть соблюдены следующие условия: 1) ни одному из указанных родителей на территории городского округа, городского поселения, сельских поселений в составе муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ); 2) дети заявителя не переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"); 3) возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: а) 18 лет; б) 19 лет - для проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; в) 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; 4) заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" или судебным решением) на территории городского округа, поселений в составе одного муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок.
Исходя из положений ч. 3 ст.7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" земельный участок предоставляется многодетной семье путем заключения договора аренды.В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" заявление о постановке на учет подается в случае если заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" или судебным решением) на территории городского округа, городского поселения, сельских поселений в составе одного муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок.
Частью 3 статьи 3 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" для постановки на учет к письменному заявлению должны быть приложены копии: 1) паспорта заявителя; 2) документа (документов), подтверждающего фамилию, имя, отчество, дату рождения другого родителя (родителей) или отсутствие у детей одного из родителей; 3) судебного решения о месте жительства в случае отсутствия сведений о регистрации заявителя на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, или в случае наличия спора о месте регистрации; 4) документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления; 5) документов, подтверждающих смену фамилии родителей, детей при любых обстоятельствах; 6) справки с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации); 7) справки с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения).
Постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года N 574 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду", который содержит аналогичные требования.
Постановлением администрации города Сочи от 25.10.2013 N 2365 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду гражданам, имеющим трех и более детей" утвержден административный регламент предоставления указанной услуги.
Как установлено коллегией, основаниями для отказа департаментом в предоставлении муниципальной услуги являются: несоответствие данных заявителя обязательным условиям для предоставления земельных участков согласно пункту 2 настоящего административного регламента; в случае подачи нескольких заявлений от различных заявителей в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа местного самоуправления об утверждении Перечня на предоставление одного и того же земельного участка основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является более поздняя постановка заявителя на учет или, по истечении указанного срока, более поздняя подача заявления.
Так, в соответствии со свидетельством о рождении Соколов А.М. родился в г. Сочи <Дата ...>, при этом, с момента рождения постоянно проживаю и работаю на территории города- курорта Сочи, что подтверждается следующим: паспортом гражданина РФ Соколова А.М., который был зарегистрирован с <Дата ...> по <Дата ...> в <Адрес...>, с <Дата ...> по настоящее время в <Адрес...>; свидетельством о регистрации по месту пребывания № <...> от <Дата ...>, согласно которому Соколов А.М. был зарегистрирован с <Дата ...> по <Дата ...> в <Адрес...>-А, <Адрес...>; справкой <№...> от <Дата ...>, выданной Соколову А.М. по месту службы Сочинское ЛУ МВД России на транспорте, согласно которой Соколов А.М. действительно является сотрудником Сочинского ЛУ МВД России на транспорте, в настоящее время состоит в должности старшего юрисконсульта правового направления. В органах внутренних дел служит с <Дата ...> по настоящее время.
Кроме того, дети Соколова А.М. родились на территории города-курорта Сочи, что подтверждается свидетельствами о рождении детей выданными отделом ЗАГС Центрального района города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края.
Несовершеннолетние Соколова А.А., Соколова Э.А. проходят обучение в городе-курорте Сочи, что подтверждается справками, выданными МОБУ средней общеобразовательной школой № 12 г. Сочи.
Таким образом, на дату подачи заявления о постановке на учет - 28.10.2020 года, административный истец проживал на территории муниципального образования город-курорт Сочи более 5 лет, а именно с <Дата ...>, с момента своего рождения.
Более того всю информацию о месте пребывания и жительства в пределах территории города-курорта Сочи административного истца и его детей, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи имл возможность получить в соответствии с административным регламентом утвержденным Постановлением администрации города Сочи от 25.10.2013 N 2365, которым предусмотрено, что в рамках предоставления муниципальной услуги осуществляется межведомственное взаимодействие, среди прочих органов, с отделом управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в городе Сочи, в связи с чем, административным ответчиком Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи при рассмотрении заявления Соколова А.М. могли быть получены все сведения самостоятельно в порядке информационного взаимодействия либо путем предложения административному истцу предоставить дополнительные документы.
Судом установлено, что такие действия административным ответчиком не выполнены, что привело, к принятию департаментом имущественных отношений администрации города Сочи необоснованного решения об отказе административному истцу в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
Таким образом, судом первой инстанции установлены все значимые обстоятельства по делу, правильно применено материальное право, регламентирующее предоставление услуги муниципальным органом «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Оценивая, представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, судебная коллегия считает, что административным ответчиком не предоставлено доказательств в обоснование своей позиции и обоснование отказа истцу в удовлетворении его требований.
Однако, судом первой инстанции произведена подмена полномочий муниципального органа. Судом на муниципальный орган неправомерно возложена обязанность выполнить те или иные действия.
Согласно части 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Учитывая, что предметом спора являлось признание решения департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 27.11.2020 об отказе Соколову Антону Михайловичу в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду» незаконным, судебная коллегия считает, что суду надлежало лишь дать оценку указанному нормативному документу. Требование истца обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи устранить допущенные нарушения путем постановки Соколова Антона Михайловича на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, с даты подачи Соколовым Антоном Михайловичем заявления о постановке на учет с 28.10.2020 года - является злоупотребление правом.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение ( п.2 ст. 309 КАС РФ).
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 09.02.2021г. отменить в части обязания департамента имущественных отношений администрации города Сочи устранить допущенные нарушения путем постановки Соколова Антона Михайловича на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, с даты подачи Соколовым Антоном Михайловичем заявления о постановке на учет с 28.10.2020 года.
В данной части вынести по делу новое решение.
Указать способ восстановления права Соколова Антона Михайловича путем постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, с даты подачи Соколовым Антоном Михайловичем заявления о постановке на учет с 28.10.2020 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, полный текст апелляционного определении будет изготовлен в течении 10 дней. Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий: Ю.В. Онохов
Судьи: А.В. Леганов
К.К. Суслов