ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1318/2021 от 28.03.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-1318/2021 (33-4988/2022)

г. Уфа 28 марта 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Кривцовой О.Ю.,

судей Сыртлановой О.В. и Фроловой Т.Е.

при секретаре Власове Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО8 на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию Единый расчетно-кассовый центр городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании рассмотреть заявление и произвести перерасчет начислений по коммунальным услугам.

Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Единый расчетно-кассовый центр городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - ЕРКЦ) о возложении обязанности рассмотреть надлежащим образом заявление, а также произвести перерасчет начисления показаний водоснабжения за период с дата по настоящее время, согласно предписанию Комитета по строительному и жилищному надзору Республики Башкортостан в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истца.

Заявленные требования мотивированы тем, что по поручению открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - УЖХ) плата за услуги водоснабжения и водоотведения начисляется по нормативу потребления в связи с отказом от установки антимагнитных пломб. В качестве обоснования своих домыслов ответчик ссылается на информацию, представленную УЖХ, не приводя в своем ответе ссылки на нормы законов, подтверждающие правомерность таких действий (расчет заведомо незаконного примененного норматива, поскольку имеется предписание надзирающего органа и антимонопольные ленты). Термин «по поручению» не разъяснен, (письменное, устное, на чем основывается, доказательства, нормы закона, существует ли такое понятие вообще и т.д.). Нарушение прав заключается в том, что ответчик, заведомо зная о том, что антимагнитные пломбы имеются и, будучи дополнительно уведомленным истцом о незаконности производимых начислений (согласно предписанию), продолжает осуществлять в отношении истца противоправные действия, не выполняя законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. Полагает, что ответчиком нарушены материальные интересы заявителя в размере свыше 14 000 руб., а обращение должным образом не рассмотрено.

Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО8 ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, так как в материалы дела истцом представлена квитанция, подтверждающая наличие у потребителя антимагнитных пломб; из решения суда следует, что суд отказал в иске ввиду отказа потребителя от установки антимагнитных пломб; таким образом, изложенные в решении выводы не соответствуют материалам дела.

Представители заинтересованных лиц - УЖХ, Государственного унитарного предприятия «Уфаводоканал», главный специалист ЕРКЦ по организации начислений и сбору платежей ФИО7 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены, об уважительных причинах неявки суду не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО8, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ЕРКЦ ФИО5, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, не оспаривалось сторонами, что ФИО1 является собственником адрес по ул. адрес, в адрес Республики Башкортостан.

дата (том 1 л.д. 4) ФИО1 обратилась с заявлением в ЕРКЦ с просьбой о произведении перерасчета начисления показаний водоснабжения за период с дата по настоящее время, ссылаясь на предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет) от дата, так как установлены нарушения норм действующего законодательства, повышающий коэффициент применяется на незаконных основаниях, что привело к неправильным начислениям. Из предписания следует, что ЕРКЦ производит начисления незаконно, так как в момент проверки индивидуального прибора учета потребитель находился в другой стране.

ЕРКЦ дата дан ответ за №...ж (том л.д. 9), согласно которому многоквартирный адрес находится в управлении УЖХ. В соответствии с договором подряда на оказание услуг, заключенным между УЖХ и ЕРКЦ, последнее производит начисление, перерасчет, обработку поступивших платежей за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством, а также на основании информации, предоставленной управляющей организацией. По поручению УЖХ с июля 2018 г. начисление платы по услугам холодного водоснабжения, водоотведения холодной, горячей воды производится по нормативу потребления в связи с отказом установки антимагнитных пломб по адресу: адрес - 67.

В материалы дела представлен ответ Госкомитета от дата№... (том 1 л.д. 5-8), на который сослалась ФИО1 при обращении в ЕРКЦ с вышеназванным заявлением, согласно которому: по результатам проверки Госкомитетом принято решение выдать предписание управляющей организации УЖХ по лицевому счету адрес произвести:

начисление размера платы по коммунальным услугам ХВС, ГВС (по компонентам холодная вода и тепловая энергия) в соответствие с пунктом 42 Правил 354, исходя из объема потребленных коммунальных услуг ХВС и ГВС на индивидуальное потребление с июля 2018г., до полного устранения нарушения;

перерасчет (возврат) начисленной платы за коммунальные услуги на индивидуальное потребление в платежном документе за август 2018 г.: за ХВС на индивидуальное потребление в размере 320,25 руб.; ХВС на нужды ГВС в размере 238,95 руб.; тепловая энергия ГВС в размере 820,69 руб.; отведение сточных вод ХВС в размере 254,32 руб.; отведение сточных вод ГВС в размере 189,76 руб.;

перерасчет (возврат) начисленной платы за коммунальные услуги на индивидуальное потребление в платежном документе за сентябрь 2018 г.: за ХВС на индивидуальное потребление в размере 320,25 руб.; ХВС на нужды ГВС в размере 238,95 руб.; тепловая энергия ГВС в размере 820,69 руб.; отведение сточных вод ХВС в размере 254,32 руб.; отведение сточных вод ГВС в размере 189,76 руб.

Как следует из содержания вышеуказанного ответа, согласно пункту 11 запроса Госкомитета, направленного в управляющую организацию, УЖХ необходимо было представить письменную информацию о способе и порядке уведомления собственника или иного потребителя, занимающего жилое помещение №... вышеуказанного МКД на иных законных основаниях, в 2018 г. о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки состояния индивидуальных приборов учета и достоверности их показаний, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета (с приложением подтверждающих документов).

Управляющей организацией представлена информация о том, что собственник адрес вышеуказанного МКД не предоставил доступа УЖХ, однако управляющей организацией неоднократно направлены уведомления посредством почтовой связи. Документы, указанные в пункте 11 запроса Госкомитета, управляющей организацией не представлены. Таким образом, доказательства надлежащего уведомления потребителя, проживающего в жилом помещении №... вышеуказанного МКД, в соответствии с пунктом 85 Правил №... - отсутствуют.

В нарушение подпункта «а» пункта 85 Правил №... и пункта 3.3.7 договора управления многоквартирным домом, уведомление о предполагаемой дате и времени проведения проверки индивидуальных приборов учета «ХВС» и «ГВС» в жилом помещении №... вышеуказанного МКД, направленное потребителю (собственнику) не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого уведомления, отсутствует. В материалах отсутствует надлежащее извещение потребителя (собственника) жилого помещения №... вышеуказанного МКД о предполагаемой дате и времени проведения проверки индивидуальных приборов учета «ХВС» и «ГВС».

Следовательно, потребитель (собственник) адрес вышеуказанного МКД не имел возможности обеспечить допуск в жилое помещение исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию) для проведения проверки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг «ХВС», «ГВС».

Согласно копии письма-уведомления управляющей организации от дата исх.№..., собственнику жилого помещения №... вышеуказанного МКД необходимо в течение семи дней с момента получения указанного письма согласовать с управляющей организацией дату снятия контрольных показаний индивидуальных приборов учета, установленных в его жилом помещении. Управляющая организация также информирует о том, что при отказе в допуске плата за коммунальные услуги будет начисляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Однако письмо-уведомление управляющей организации о допуске в жилое помещение 67 вышеуказанного МКД не соответствует требованиям подпунктов «а» и «б» пункта 85 Правил №.... Согласно отчету об отслеживании отправления Почтой России вышеуказанное письмо от дата исх. №... принято в отделение связи дата, получено собственником жилого помещения 67 вышеуказанного МКД дата

В нарушение требований подпунктов «а» и «б» пункта 85 Правил №... по лицевому счету жилого помещения №... вышеуказанного МКД в августе 2018 г. и сентябре 2018 г. плата за ХВС, ГВС на индивидуальное потребление и отведение сточных вод начислена исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента.

Данный факт подтверждают копии платежных документов за август 2018г. и сентябрь 2018г., представленных заявителем, где: начисление размера платы за ХВС составляет: в августе 2018 г. - 320,25 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); в сентябре 2018 г. - 320,25 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); начисление размера платы за ХВС на нужды ГВС составляет: в августе 2018 г. - 238,95 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); в сентябре 2018г. - 238,95 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); начисление размера платы за тепловую энергию ГВС составляет: в августе 2018 г. - 820,69 руб.; в сентябре 2018 г. - 820,69 руб.; начисление размера платы за отведение сточных вод ХВ составляет: в августе 2018 г. - 254,32 руб.; в сентябре 2018 г. - 254,32 руб.; начисление размера платы за отведение сточных вод ГВ составляет: в августе 2018 г. -189,76 руб.; в сентябре 2018 г. - 189,76 руб.

В ходе проверки Госкомитетом управляющей организацией представлена копия письма в ЕРКЦ от дата исх. №...и, согласно которому в связи с отказом установки антимагнитных пломб по адресу: адрес управляющая организация просит производить начисления за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (том 1 л.д. 34). Однако вышеуказанное письмо ЕРКЦ от дата датировано ранее письма-уведомления, направленного заявителю дата

Согласно акту о непредставлении доступа к инженерным сетям и индивидуальным приборам учета в жилом помещении 67 вышеуказанного МКД, согласно которому в квартиру не предоставлен доступ: дата, дата, дата, подписанный представителем ООО «ЖЭУ 73» и собственниками жилых помещений 66 и 63. Однако, как указано выше, документы в Госкомитет, подтверждающие надлежащее уведомление собственника жилого помещения 67 вышеуказанного МКД, не представлены.

Вышеуказанное письмо управляющей организации в ЕРКЦ от дата о начислении платы по жилому помещению 67 вышеуказанного МКД исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, также датировано ранее даты проверки дата

На основании пункта 85(3) Правил №... в случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги, исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Управляющей организацией в ходе проверки представлена копия акта по индивидуальным приборам учета, установленным в жилом помещении 67 вышеуказанного МКД, от дата, согласно которому не обеспечен допуск в вышеуказанное жилое помещение. Номер квартиры собственника, подписавшей вышеуказанный акт, не указан.

Таким образом, согласно выводам Госкомитета, расчет платы за коммунальные услуги по лицевому счету жилого помещения 67 вышеуказанного МКД на индивидуальное потребление исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента 1,5, именно: начисление размера платы за ХВС: в августе 2018 г. - 320,25 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); в сентябре 2018г. - 320,25 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); начисление размера платы за ХВС на нужды ГВС: в августе 2018 г. - 238,95 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); в сентябре 2018 г. - 238,95 руб. (с повышающим коэффициентом 1,5); начисление размера платы за тепловую энергию ГВС: в августе 2018 г. - 820,69 руб.; в сентябре 2018 г. - 820,69 руб.; начисление размера платы за отведение сточных вод ХВ: в августе 2018 г. -254,32 руб.; в сентябре 2018 г. -254,32 руб.; начисление размера платы за отведение сточных вод ГВ: в августе 2018 г. - 189,76 руб.; в сентябре 2018 г. - 189,76 руб. произведены в нарушение требований пункта 42 и пункта 85 (3) Правил №....

Согласно копии акта обхода по индивидуальным приборам учета, установленным в жилом помещении 67 вышеуказанного МКД, от дата, представленного заявителем, в данном жилом помещении установлены исправные индивидуальные приборы учета ХВС марки СКВ 15, зав. №..., показание на момент проверки 45 м, ГВС марки СКВ 15, зав. №..., показание на момент проверки - 33 м3. На данном акте обхода от дата имеется подпись контролера Лобастовой и собственника ФИО1.

Согласно копии платежного документа за июль 2018 г., представленного заявителем, последние показания ХВС составляли 42 м3, последние показаний ГВС составляли 34 м3.

Таким образом, по жилому помещению 67 вышеуказанного МКД объем потребленных коммунальных услуг с июня 2018 г. (платежный документа за июль 2018 г.) по август 2018 г. (платежный документ за сентябрь 2018 г.) составляет: по услуге ХВС - 3м3 (45м3-42м3); по услуге ГВС -1м3 (33м3-34м3).

Установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, поскольку основанием для начисления платы по жилому помещению, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг является отказ установки антимагнитных пломб.

Как указал суд первой инстанции, исходя из императивных положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 42 Правил №... следует, что единственным основанием расчета размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления, является отсутствие приборов учета потребляемых коммунальных услуг. В ходе проверки установлено, что жилое помещение 67 вышеуказанного МКД индивидуальным прибором учета сточных вод не оборудовано. Данный факт также подтверждается копией акта проверки приборов учета коммунальных услуг от дата, установленных в жилом помещении заявителя.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеприведенными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В силу пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (далее по тексту - Правила №...), исполнитель обязан:

предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а»);

осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) (подпункт «е1»);

согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ (подпункт «о»).

В соответствии с пунктом 2 Правил №..., индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

Таким образом, под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 59 Правил №... плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил №... при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил №... при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Таким образом, в случае, если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Пунктом 60 Правил №... установлено, что по истечении указанного в подпункте «а» пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальные услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 80 Правил №..., учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.

Таким образом, вышеприведенные нормы устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.

При этом проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является собственной обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой, предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.

В настоящем случае вышеприведенных условий не установлено, а вывод суда первой инстанции об отсутствии антимагнитных пломб, что согласно указаниям УЖХ и ЕРКЦ явилось поводом для произведения начислений платы по услуге в соответствии с нормативом (том 1 л.д. 4, 34), не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, в том числе признаваемых в письменных объяснениях УЖХ (том 2 л.д. 2), согласно которым, что также подтверждено актом по установке прибора учета от дата, составленным в присутствии уполномоченных представителей управляющей компании и собственника квартиры - истца, дата в адрес в адрес Республики Башкортостан установлены приборы учета холодного и горячего водоснабжения, в соответствии с руководством по эксплуатации которых (том 2 л.д.70-77) счетчики холодной и горячей воды соответствуют обязательным требованиям, оборудованы антимагнитными пломбами, признаны годными и допущены к эксплуатации с датой следующей поверки - дата

При переходе на прямые договора дата ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее - БашРТС) произведен осмотр счетчика ГВС с заводским номером 25493298 (что соответствует заводскому номеру в руководстве по эксплуатации), с датой выпуска дата, следующая поверка - дата, номер пломбы УВК, и установлено, что состояние счетчика удовлетворительное, замечаний к прибору учета горячего водоснабжения нет.

Из вышеприведенного, а также представленных каждой из сторон доказательств, следует вывод, что истец установила в принадлежащей ей квартире приборы учета холодной и горячей воды, их предельные сроки по ремонту и вводу в эксплуатацию прибора учета энергии, к том числе ко дню разрешения настоящего спора судом апелляционной инстанции, не истекли; истцом использовались в спорный период приборы учета, прошедшие поверку, сроки проведения их поверок, установленные технической документацией, не истекли, вмешательств в приборы учета со стороны истца не установлено в предусмотренном законом порядке, следовательно, оснований для начисления платы не по показаниям приборов учета, а по установленным нормативам потребления, у ЕРКЦ не имелось.

При рассмотрении дела также установлено, подтверждено представленными ФИО1 квитанциями, что ею регулярно передавались показания приборов учета, начиная с января 2018 г. и по настоящее время.

Как следует из подпункта «б» пункта 59 Правил №..., в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1).

Таким образом, обязанность по передаче показаний приборов учета лежит на лицах, проживающих в жилом помещении.

Нарушение срока подачи показаний индивидуального прибора учета влечет для гражданина-потребителя неблагоприятные последствия: плата за коммунальную услугу определяется из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов. По истечении этих предельных расчетных периодов плата за коммунальную услугу исчисляется исходя из нормативов потребления.

Поскольку ФИО1 передавала показания индивидуального прибора учета, то у ЕРКЦ, в том числе по указанию управляющей компании, не имелось оснований для начисления платы за коммунальный ресурс по нормативу потребления, а указываемые в настоящем случае УЖХ обстоятельства не обеспечения доступа в жилое помещение истцом для проверки приборов учета не могли быть поводом в силу вышеприведенных правовых норм основанием для начисления соответствующих платежей по нормативу.

В силу подпункта «г» пункта 85 Правил №..., если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом «б» настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета, то в соответствии с подпунктом «в» пункта 59 Правил №... плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев в случае, указанном в подпункте «г» пункта 85 Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом «е» пункта 85 Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В соответствии с пунктом 85 (3) Правил №... в случае составления предусмотренного пунктом 85 Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта, исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги, исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56 (1).

В силу положений пункта 85 Правил №..., проверки, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.

Доказательств соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 85 Правил №..., а именно: письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки не было направлено или вручено под роспись, в связи с чем, следует вывод, что представленные в материалы дела акты (том 2 л.д. 5-10) о не допуске персонала управляющей организации, акты обхода, составленные контролерами, в одностороннем порядке, доказательством соблюдения порядка проведения проверки, предусмотренного пунктом 85 Правил №..., не являются.

Вышеприведенное свидетельствует о незаконности начислений истице начиная с июля 2018 г. по настоящее время платы за водоснабжение.

Истцом заявлено о перерасчете платежей с дата, однако доказательств тому, что с указанного времени ЕРКЦ производилось начисление платы по нормативу, не представлено, согласно начислениям ЕРКЦ с дата по июнь 2018 г. включительно, начисление производилось в соответствии с предоставляемыми истцом показаниями приборов учета, затем в связи с предоставлением одних и тех же показаний приборов учета, исходя из среднего расхода, по указанию Госкомитета и УЖХ за июль, август и сентябрь 2018 г. ЕРКЦ начисленная оплата пересчитана. Доказательств для иных выводов, несмотря на неоднократные разъяснения судом апелляционной инстанции обязанностей по доказыванию, отложением рассмотрения дела с целью предоставления каждой из сторон доказательств, суду не представлено.

Следовательно, требования ФИО1 об обязании ЕРКЦ произвести перерасчет по квартире подлежит удовлетворению частично, а именно: начиная с октября 2018 г. по дата по коммунальным услугам холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, по компонентам холодная вода и тепловая энергия; а с дата по дата по коммунальным услугам холодное водоснабжение, холодное водоснабжение на индивидуальное потребление, холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения, отведение сточных вод холодной воды, тепловая энергия горячего водоснабжения в соответствии с показаниями прибора учета, поскольку с дата и по день разрешения спора судом апелляционной инстанции, вышеперечисленные начисления по нормативу в отсутствие к тому каких-либо оснований производит ЕРКЦ.

При этом судебная коллегия также учитывает, что с дата по сообщению УЖХ (том 2 л.д. 3) жители домов, находившихся в управлении УЖХ, перешли на прямые договора с БашРТС, что подтверждено уведомлением от дата № БРТС-№.../У/1683 (том 2 л.д.13), с указанного времени БашРТС самостоятельно производит начисления и выставляет платежные документы ФИО1 за горячее водоснабжение, (компонент ХВ), горячее водоснабжение (компонент ТЭ) по ИПУ, а также горячее водоснабжение (компонент ХВ) ОДП; с дата МУП «Уфаводоканал» поставляет услугу за иное водоснабжение, однако начисления продолжает производить ЕРКЦ, как и прием платежей от собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

Мнение стороны ответчика о том, что в данном случае оно является не надлежащим ответчиком, так как соответствующие расчеты производились им по указанию управляющей компании, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, так как ЕРКЦ является организацией, созданной именно для упорядочивания расчетов за жилищно-коммунальные услуги и разделения финансовых потоков жилищно-коммунальных услуг. Основными направлениями деятельности ЕРКЦ являются: организация начисления платежей от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги; обеспечение ежемесячной печати и доставки платежных документов населению для оплаты жилищно-коммунальных услуг; обработка информации о поступивших платежах от населения за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги, на основании которой производится расщепление и формирование отчетных форм для поставщиков услуг; на основании поступивших из банков реестров об оплате населением жилищно-коммунальных услуг производится расщепление поступивших денежных средств с последующей передачей информации в управляющие компании; подготовка документов на регистрационный учет граждан; ежедневный прием граждан в территориальных отделениях (по городу Уфа 31 отделение); консультация граждан по телефону через контакт-центр, следовательно, на ЕРКЦ возложена обязанность по перерасчету платы, которая ею не исполняется, а довод о том, что ЕРКЦ уполномочено делать перерасчеты только по поручению управляющей организации, противоречит вышеприведенным правовым нормам, обязательным к выполнению ЕРКЦ.

Согласно подпункту «з» пункта 69 Правил №... в платежном документе должны содержаться сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. В соответствии с подпунктом «д» пункта 31 указанных Правил №... исполнитель (в настоящем случае ЕРКЦ) обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

В силу пункта 33 Правил №... потребитель имеет право, в т.ч. получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт «б»); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «г»).

По смыслу указанных выше положений, юридически значимым обстоятельством по делу является установление правомерности начислений платы за соответствующую услугу. ЕРКЦ в нарушение требований вышеприведенных правовых норм начисления за вышеуказанный период по спорной услуге осуществляло не в соответствии с требованиями законодательства, а по указаниям УЖХ, что не предусмотрено законом при произведении соответствующих расчетов; не выполнило установленную законом обязанность по проведению проверки обоснованности начислений задолженности по обращениям истца.

Вместе с тем, по договору от дата № ПР1200, агентскому договору от дата№... юр (том 1 л.д. 99 - 111) ЕРКЦ обязалась ежемесячно оказывать услуги, в том числе по начислению платы по тарифам, с учетом перерасчетов; обрабатывать информацию о показаниях индивидуальных приборов учета, производить соответствующие начисления по показаниям индивидуальных приборов учета, осуществлять прием граждан по услугам «холодное водоснабжение», «водоотведение», запрашивать любую информацию для качественного оказания услуг, за что несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Следовательно, нарушенное право истца подлежит восстановлению путем возложения соответствующих обязанностей на ЕРКЦ произвести перерасчет.

Исходя из вышеприведенного, заявленное ФИО1 требование о «рассмотрении ее заявления надлежащим образом», удовлетворению не подлежит, так как ЕРКЦ заявление ФИО1 о перерасчете, поступившее дата, рассмотрено и на него дан ответ в предусмотренные законом сроки, то есть дата Несогласие истца с содержанием данного ей ответа не может влечь обязанности ЕРКЦ рассмотреть заявление «надлежащим образом». Как выше указано, нарушенное право истца восстановлено путем возложения обязанности на ЕРКЦ произвести соответствующие перерасчеты по услугам.

Суждение УЖХ, ЕРКЦ о наличии оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме со ссылкой на вступившее в законную силу решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата является несостоятельным, так как предметом судебной проверки в деле №... являлись действия УЖХ и ЖЭУ, в том числе в части применения повышающего коэффициента, но не правомерность начисления, как в настоящем деле, платы ЕРКЦ по квартире, принадлежащей истцу, по услугам водоснабжение (водоотведение).

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию Единый расчетно-кассовый центр городского округа адрес Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа адрес Республики Башкортостан произвести ФИО1 перерасчет начислений платы по адрес в адрес Республики Башкортостан, начиная с октября 2018 г. по дата по коммунальным услугам холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, по компонентам холодная вода и тепловая энергия; с дата по дата по коммунальным услугам холодное водоснабжение, холодное водоснабжение на индивидуальное потребление, холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения, отведение сточных вод холодной воды, тепловая энергия горячего водоснабжения в соответствии с показаниями приборов учета.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию Единый расчетно-кассовый центр городского округа адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности рассмотреть надлежащим образом заявление - отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата

Справка: судья ФИО6