ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-131/2021 от 17.10.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Белякова Н.В. УИД 52RS0032-01-2022-0000667-05

(дело №2а-131/2021) Дело №33а-12718/2022

(1 инстанция) (2 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 17 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ворониной Т.А.,

судей: Есыревой Е.В., Кулаевой Е.В.

при секретаре судебного заседания Петуховой А.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной Т.А. в порядке апелляционного производства административное дело

по апелляционной жалобе Корниловой ФИО27, Кетрова ФИО28, Низовцевой ФИО29, Долбаковой ФИО31ФИО30, Шаркова ФИО32, Чураковой ФИО33, Корнилова ФИО35ФИО34, Сухоруковой ФИО36

на решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2022 года

по административному делу по административному исковому заявлению Корниловой ФИО37, Корнилова ФИО38, Кетрова ФИО39ФИО40, Низовцевой ФИО42, Долбаковой ФИО43, Шаркова ФИО44, Чураковой ФИО45, Корнилова ФИО46, Сухоруковой ФИО47 к администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Кучину ФИО48 о признании недействующим постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 17.01.2022г. № 43 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области», признание незаконным постановления администрации Дивеевского муниципального округа № 1400 от 10.11.2021г. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с.Дивеево Нижегородской области»,

установила:

Корнилова ФИО49, Кетров ФИО50, Низовцева ФИО51, Долбакова ФИО52, Шарков ФИО53, Чуракова ФИО54, Корнилов ФИО55, Сухорукова ФИО56ФИО57 (далее – административные истцы) обратились в Дивеевский районный суд Нижегородской области с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 10.11.2021 года администрацией Дивеевского муниципального округа вынесено постановление № 1400 от 10.11.2021г. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с.Дивеево Нижегородской области».

17.01.2022 г. администрацией Дивеевского муниципального округа Нижегородской области вынесено постановление от № 43 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области».

По мнению административных истцов, постановление №43 является механизмом, частью системных действий по принудительному изъятию принадлежащих им земельных участков. Данное постановление принято, в том числе, на основе оспариваемого административными истцами в отдельном судопроизводстве, постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области №698 от 25.05.2021 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт, включая проект межевания территории принят с нарушениями норм Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2017г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», и других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № 43 от 17.01.2022 г., утвердившим проект планировки территории нарушается конституционная обязанность как граждан, так и публично-правовых образований об охране культурного наследия. Автомобильная дорога, утвержденная проектом межевания территории, входящим в акт «Документация по планировке территорий (проект планировки территории, включая проект межевания территории) территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области» проходит по территории нахождения памятников культурного наследия.

Также нарушены требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», а также п. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку не соблюден минимальный порог отступа от водоохраной зоны в 50 метров.

Документация выполнена без учета инженерных изысканий, не проведен анализ современного использования территории, состояния инженерной и транспортной инфраструктур.

Отсутствует экономическое и техническое обоснование данного варианта строительства дороги. Не определены границы зон с особыми условиями использования территории, в том числе границы санитарно-защитных, охранных зон. В составе проекта планировки территории отсутствуют красные линии, не рассмотрены альтернативные варианты строительства дороги общего пользования, обоснования необходимости строительства исключительно в порядке утверждённого проекта.

Административные истцы считают, что все действия по принятию проекта планировки (первоначального и вторичного) направлены на принудительное изъятие земельных участков под предлогом государственных и муниципальных нужд.

Административные истцы просили суд признать незаконными и подлежащими отмене постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 17.01.2022 г. № 43 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-006 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области», постановления администрации Дивеевского муниципального округа № 1400 от 10.11.2021г. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с.Дивеево Нижегородской области».

Решением Дивеевского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением суда, административные истцы Корнилова ФИО58, Кетров ФИО59, Низовцева ФИО60, Долбакова ФИО61, Шарков ФИО62, Чуракова ФИО63ФИО64, Корнилов ФИО65, Сухорукова ФИО66 подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2022 года как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе административные истцы также указывают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

На апелляционную жалобу представителем администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, представителем Автономной некоммерческой организации «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» поданы письменные возражения, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Низовцевой ФИО67 – Канаев ФИО68 доводы апелляционной жалобы поддержал и просил её удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Представители администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Качанов ФИО69, Пиунова ФИО70 в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица представителем АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» – Елисеева ФИО72ФИО71 поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу и просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Усов М.С. пояснил, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленных законом процедур.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), в суд не направили.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, оценив имеющиеся в деле, а также новые доказательства, представленные суду апелляционной инстанции, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив решение суда на предмет законности и обоснованности, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Главой 21 указанного Кодекса установлен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

К документации по планировке территории относятся проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Кодекса).

Статьей 2 ГрК РФ определены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в том числе: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).

В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).

Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 названного кодекса).

Вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа и внесения в нее изменений определены нормами статей 45 и 46 ГрК Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в частности, органами местного самоуправления. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, как указано в части 13 названной статьи устанавливаются статьей 46 названного Кодекса.

Статьей 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, в частности, на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и подлежит опубликованию (части 1, 2). Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях или отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Автономная некоммерческая организация «Управляющая компания по развитию Серафимо-Дивеевского кластера» (далее – АНО «Управляющая компания») 19.05.2021 года обратилась в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области с целью получения разрешения разработки документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от ул. Ардатовская до пер. Голякова в с. Дивеево Нижегородской области».

Заказчиком строительства линейного объекта выступило АНО "Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера", учредителями которого являются: министерство культуры Нижегородской области, благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского, некоммерческая организация фонд содействия развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе, религиозная организация "Нижегородская епархия русской православной церкви (московский патриархат)".

Администрация Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в пределах полномочий, предоставленных статьями 45, 46 ГрК РФ, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 25 мая 2021 года приняла постановление N 698, в котором рекомендовала Автономной некоммерческой организации "Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера" разработать документацию по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта "Строительство дороги от ул. Ардатовская до пер. Голякова в с. Дивеево Нижегородской области" (пункты 1 - 3); утвердила градостроительное задание на подготовку документации по планировке территории в соответствии с приложением к постановлению; рекомендовала предоставить в администрацию документацию по планировке территории в срок не позднее 1 года со дня вступления в силу постановления.

Постановлением администрации от 17 сентября 2021 года N 1202 были внесены изменения в наименование и пункт 1 постановления N 698, в текст градостроительного задания N 1 на подготовку документации по планировке, в схему границ по планировке, с указанием адреса линейного объекта после корректировки "Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области".

Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 21 июля 2021 года N 970 были назначены публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории, однако постановлением от 19 августа 2021 года N 1081 публичные слушания отменены на основании обращения АНО "Управляющая компания" в целях необходимости корректировки полосы отвода линейного объекта "Строительство дороги от ул. Ардатовская до пер. Голякова в с. Дивеево Нижегородской области" и переносом срока выполнения работ по договору от 31 мая 2021 года N П48/2021 по подготовке проекта планировки, включая проект межевания данного линейного объекта до 29 октября 2021 года.

Административные истцы Корнилова ФИО73, Кетров ФИО74, Низовцева ФИО75, Долбакова ФИО76, Шарков ФИО77, Чуракова ФИО78, Корнилов ФИО79, Сухорукоа ФИО80 оспаривали постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 25 мая 2021 года N 698, от 21 июля 2021 года N 970 в рамках отдельного административного судопроизводства.

Решением Дивеевского районного суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 02 марта 2022 года решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года оставлено без изменения.

Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 года, решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года, определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 02 марта 2022 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Корниловой ФИО82, Кетрова ФИО83, Низовцевой ФИО84, Долбаковой ФИО85, Шаркова ФИО86ФИО87, Чураковой ФИО88, Корнилова ФИО89, Сухоруковой ФИО90 без удовлетворения.

Судебными актами установлено, что принятие решения в виде оспариваемого постановления от 25 мая 2021 года N 698 о подготовке документации по планировке территории, является начальным этапом подготовки документации по планировке территории.

Из материалов дела следует и судом установлено, что первоначальный проект планировки территории, включая проект межевания территории линейного объекта «Строительство дороги от ул. Ардатовская до пер. Голякова в с. Дивеево Нижегородской области» был удален с сайта администрации Дивеевского районного округа Нижегородской области.

После корректировки полосы отвода линейного объекта "Строительство дороги от ул. Ардатовская до пер. Голякова в с. Дивеево Нижегородской области» и доработки проекта строительства дороги, на основании обращения АНО «Управляющая компания» о согласовании документации (том 5 л.д.126), администрацией Дивевского муниципального округа Нижегородской области вынесено Постановление № 1400 от 10.11.2021 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области» которым публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории (проекта панировки территории, включая проект межевания территории) назначены на 15.12.2021 года на 10-00 минут по адресу: ФИО15[адрес]В, место проведения - актовый зал администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области.

Указанным актом также было постановлено опубликовать оповещение о проведении публичных слушаний в Дивеевской газете «Ударник», комиссии по правилам землепользования и застройки территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области обеспечить: подготовку и проведение публичных слушаний, ознакомление заинтересованных лиц с проектными материалами по проекту, указанному в п.1 настоящего постановления, разместить постановление на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в ИТС «Интернет».

В соответствии с пунктом 2 постановления администрации №1400, оно опубликовано в Дивеевской газете «Ударник» 12.11.2021 (т.5 л.д.127) и размещено на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

В оповещении о назначении публичных слушаний опубликованном в газете «Ударник» 12.11.2021 также было указано, что публичные слушания проводятся в порядке, предусмотренном ст.5.1 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утв. решением Совета депутатов Дивеевского муниципального округа от 22.12.2020 года №116.

Также сообщалось, что информационные материалы по теме публичных слушаний представлены на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в ИТС «Интернет» (указана соответствующая ссылка), а также на экспозиции по адресу: ФИО15[адрес] «а». Экспозиция открыта с 12.11.2021 года по 14.12.2021 года с 10 час. 00 мин до 12 час. 00 мин и с 14.00 час. до 16.00 час. ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Перечень информационных материалов: документация по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги линейного объекта «дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области».

Кроме этого, также сообщалось, что участники публичных слушаний вправе вносить предложения и замечания, касающиеся проекта, в срок до 10 час. 00 мин. 15.12.2021 года, либо в письменной форме в адрес администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, либо посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний.

Судом также установлено и следует из материалов дела, что во исполнение Положения о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утв. постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 29.04.2021г. № 592 (далее - Положение), комиссией по землепользованию и застройке Дивеевского муниципального округа Нижегородской области по результатам проверки проектной документации на соответствие градостроительному заданию УКСиА и требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, в рамках законных сроков был подписан протокол заседания комиссии (том 5 л.д.139-140) и в адрес АНО «УК «Саровско-Дивеевский кластер» направлено письмо о согласовании разработанной документации с изменениями от 17.09.2021 года (том 5 л.д.141).

Из материалов дела также видно, что публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области» в назначенный день состоялись.

Согласно протоколу публичных слушаний от 15.12.2021 года, в ходе проведения обсуждения документации, гражданами, в том числе, Низовцевой ФИО91 Шарковой ФИО92 Корниловой ФИО93 Кетровым ФИО94 Чураковой ФИО95., Антиповым ФИО96., Сухоруковой ФИО97ФИО98 вносились предложения и замечания, поступали вопросы к организаторам публичных слушаний (том 5 л.д.142-152).

Предложения и замечания граждан к документации были учтены и отражены в протоколе публичных слушаний от 15.12.2021 г.

Согласно Заключению Комиссии участники публичных слушаний были не согласны с изъятием земельных участков и объектов капитального строительства (далее-Объекты) для муниципальных нужд, однако учитывая высокую степень общественной значимости и необходимость развития улично-дорожной сети, Главе администрации было направлено Заключение о необходимости принятия решения об утверждении документации по планировке территории (том 5 л.д.153).

Заключение о результатах публичных слушаний было подготовлено 17.12.2021 и размещено на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в сети «Интернет», а также в местной газете «Ударник» от 24.12.2021 № 52 (том 5 л.д.156).

Согласно ч. 13.1 ст.45 ГрК РФ орган местного самоуправления с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

17.01.2022 г. администрацией Дивеевского муниципального округа Нижегородской области принято Постановление № 43 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области» (далее также - документация).

Данное постановление было опубликовано в средствах массовой информации - в местной газете «Ударник» 21.01.2022 года №3 (том 5 л.д.161).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной ему действующим законодательством в сфере градостроительной деятельности, в соответствии с установленной законом процедурой, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав и законных интересов административных истцов не нарушают.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства дела, а также положения ГрК РФ во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Устава Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, Положения об администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утв. решением Совета депутатов Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 12 января 2021 г. №2, Положения о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утвержденное постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 29 апреля 2021 г. № 592, оценив представленные в материалы дела доказательства, полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановления администрации №43 от 17.01.2022 года и № 1400 от 10.11.2021 года, приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией администрации Дивеевского муниципального округа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и порядку опубликования.

Изложенные доводы в апелляционной жалобе выводы суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Доводы административных истцов о несоблюдении порядка принятия оспариваемых постановлений были проверены судом первой инстанции и обоснованно им отклонены.

Как указано выше, принятию постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 17.01.2022г. № 43 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-0063 Ардатов-Дивеево до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в с. Дивеево Нижегородской области» предшествовало проведение публичных слушаний на основании постановления администрации Дивеевского муниципального округа № 1400 от 10.11.2021 г. Назначение публичных слушаний, в силу норм ГрК РФ, является одним из обязательных этапов принятия нормативного правового акта об утверждении документации по планировке территории, поэтому оснований для признания незаконным постановления № 1400 от 10.11.2021 г. у суда первой инстанции не имелось.

Процедура проведения публичных слушаний, предусмотренная ч. 5 ст. 5.1 ГрК РФ включающая в себя: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте, размещение экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, проведение собрания участников публичных слушаний, подготовка и оформление протокола публичных слушаний, подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний соблюдена административным ответчиком.

Сроки проведения публичных слушаний, установленные частью 11 статьи 46 ГрК РФ, нарушены не были, право на участие в публичных слушаниях было обеспечено всем заинтересованным лицам, о чем свидетельствует протокол публичных слушаний; все замечания и предложения, вопросы были отражены в соответствующем протоколе.

Высказанные на публичных слушаниях отрицательные замечания граждан в ходе обсуждения документации по планировке территории должны учитываться органами власти, однако их наличие не свидетельствует о нарушении процедуры проведения публичных слушаний и не может безальтернативно предопределять принимаемое органом публичной власти градостроительное решение.

Судебная коллегия учитывает, что действующее нормативное правовое регулирование рассматриваемых правоотношений не предусматривает такого механизма как подготовка новой (с учетом поступивших в ходе публичных слушаний замечаний и предложений заинтересованных лиц по рассматриваемому проекту) редакции проекта планировки территории и его вынесение на повторные публичные слушания, тем более что такой подход (подготовка новой редакции проекта планировки и проведение очередных повторных публичных слушаний по каждому новому поступившему замечанию, предложению) создал бы условия для злоупотребления правом, повлек бы необоснованное затягивание либо невозможность принятия соответствующего нормативного правового акта.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Поскольку положения статей 5.1, 31, 32 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер, то значимым обстоятельством является сам факт проведения публичных слушаний.

С учетом этого доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка принятия оспариваемых нормативных актов по мотиву несоответствия мнению участников публичных слушаний отклоняются судебной коллегией.

Доводы апелляционной жалобы о том, что утвержденная оспариваемым постановлением №43 от 17.01.2022 года документация выполнена без учета инженерных изысканий, анализа современного использования территории, состояния инженерной и транспортной инфраструктур инженерных сооружений, экономических и технических обоснований данного варианта строительства дороги, а также что документацией не определены границы зон с особыми условиями использования территории, в том числе границы санитарно-защитных, охранных зон, судом также были проверены и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 2 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 402, выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в тех случаях, когда имеется:

-недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования i охраны водных объектов и государственном водном реестре;

-невозможность использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.2. СП 438.1325800.2019 предусмотрено, что достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (инициатором), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно, до принятия решения о её подготовке.

Таким образом, необходимость проведения инженерных изысканий осуществляется вышеперечисленными уполномоченными лицами.

Как верно указал суд первой инстанции, утвержденная Постановлением от 17.01.2022 № 43 документация по планировке территории содержит необходимые сведения об изысканиях, в т.ч: Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям (Шифр объекта П48/2021-ИГДИ) (Проект планировки. Том 2. Приложения), согласно техническому заданию на выполнение инженерно-геодезических изысканий.

Кроме этого, в проекте были использованы ранее разработанные и актуальные следующие изыскания, что не противоречит действующему законодательству, в т.ч.:

- инженерно-геологические изыскания «Строительство Историческое название - «Святые Врата», расположенного по адресу: ФИО15[адрес]» (Шифр 24/20-ЕЦ-ИГИ);

- инженерно-гидрометеорологические изыскания «Строительство, Историческое название - «Святые Врата», расположенного по адресу: ФИО15[адрес]» (Шифр 24/20-ЕЦ-ИГМИ);

- инженерно-экологические изыскания «Строительство, Историческое название - «Святые Врата», расположенного по адресу: ФИО15[адрес]» (Шифр 24/20-ЕЦ-ИЭИ).

Как следует из проектной документации, современное состояние территории являлось основой для разработки документации по планировке территории, что отражено на чертеже 2.6 Схема использования территории в период подготовки проекта планировки (Проект планировки. Том 2).

В соответствии с разработанной документацией, предусматривается организация наружного освещения и ливневой канализации. В приложениях к документации по планировке территории имеются письма от ПА «МРСК Центра Приволжья» от 11.06.2021 года №ННЭ/РФ/56 содержащее положительный ответ о возможности присоединения к существующим сетям ЭС, а также письмо от ООО «Инжкопроект» от 13.10.2021 года №556 о согласовании подключения к проектируемому коллектору дождевой канализации. Приложения к проекту находятся в обосновывающей части (проект планировки Том 2).

Вопреки доводам административных истцов, Положением о составе и содержании документации по планировке территории, утв. Постановлением Правительства РФ [номер], раздел экономическое обоснование разрабатываемых линейных объектов, не предусмотрен, а информация о границах существующих земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с указанием форм собственности и необходимости изъятия их для муниципальных нужд отражена в проекте межевания территории, являющемся неотъемлемой частью самой документации по планировке территории.

Официальные сведения из ЕГРН с обозначением форм собственности, характерных точек границ земельных участков, их географических координат являлись исходными материалами при разработке документации по планировке территории и входят в её состав.

Границы зон с особыми условиями использования территории представлены на чертеже 2.5 (схема границ зон с условиями использования территории Проект планировки. Том 2).

Судом также отмечено, что планируемая автомобильная дорога действительно согласно проектной документации частично располагается в водоохранной зоне р. Вичкинза, однако размещение данного объекта не нарушает режима, установленного ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации.

Оценивая доводы административных истцов о том, что в составе ППМ отсутствуют результаты археологической экспертизы, а также о прохождении планируемой автомобильной дороги по объектам культурного наследия, то суд пришел к правомерным выводам о том, что включение результатов археологических экспертиз в документацию по планировке территории не предусмотрено положениями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 73-ФЗ от 25.06.2002 года.

Судом на основании исследования документации утвержденной оспариваемым постановлением, других имеющихся в деле доказательств, в том числе показаний допрошенного свидетеля Анисимова ФИО99. принимавшего участие в разработке документации также было установлено, что объекты культурного наследия не затрагиваются планируемым линейным объектом.

Документацией по планировке учтены требования к градостроительным регламентам в границах единой охранной зоны (ЕОЗ-1,ЕОЗ-2), требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЕЗРЗ-8, ЕЗРЗ -9, ЕЗРЗ-10), а также требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЕЗОПЛ), что свидетельствует о соответствии оспариваемого постановления требованиям, установленным постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2020 № 682 «Об установлении объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в селе Дивеево, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории данных зон». Схема границ территории культурного наследия входит в состав документации.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности строительства дороги по участку поверхности земли, на котором реализован иной проект «Благоустройство набережной реки Вичкинза», об отсутствии оценки административными ответчиками альтернативного расположения автодороги, также не могут являться основаниями для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что документация по строительству набережной и документация по строительству дороги имеют разные сроки и цели реализации.

Ссылки представителя административного истца на недочеты отдельных процедур утвержденной документации, с учетом установленных по делу обстоятельств, представленной АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» таблицы с комментариями на приобщенную по ходатайству административных истцов в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции сравнительную характеристику проектов линейного объекта до и после их утверждения, не могут свидетельствовать о существенных нарушениях, влекущих признание оспариваемого нормативного акта – постановления администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области от 17.01.2022 года №43 недействующим.

Проверяя доводы административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в том числе (Земельному, Градостроительному кодексам Российской Федерации), поскольку Проект планировки территории предусматривает изъятие принадлежащих истцам на праве собственности земельных участков, суд пришел к правильным выводам о том, что нормы Земельного кодекса РФ не исключают возможность изъятия земельных участков для размещения объектов, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

Следует также отметить, что оспариваемое постановление администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области №43 от 17.01.2022 года не прекращает прав административных истцов на их земельные участки, постановлением утверждена документация лишь по проекту строительства линейного объекта, который может быть и не реализован органом местного самоуправления, в связи с чем, на данном этапе доводы о нарушении прав административных истцов и о несоразмерности предполагаемого возмещения собственникам стоимости недвижимого имущества, не могут быть признаны состоятельными. Как верно указал суд первой инстанции, принятые постановления направлены на реализацию полномочий органов местного самоуправления и не регулируют процедуру изъятия земельных участков.

Доводы административных истцов о том, что документация по планировке территории, утвержденная оспариваемым постановлением администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области от 17.01.2022 года №43 противоречит Генеральному плану сельского поселения Дивеевский сельсовет Нижегородской области и Правилам землепользования и застройки были проверены судом первой инстанции и по обстоятельствам, подробно изложенным в решении суда, признаны необоснованными. Следует также отметить, что в соответствии с ч. 10 ст. 45, ч.3 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ оспариваемое постановление принято после проверки органом местного самоуправления представленной документации, в том числе на соответствие действующим нормативам градостроительного проектирования и Генеральному плану сельского поселения Дивеевский сельсовет.

Вопреки доводам административных истцов выводы суда о том, что постановление администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области от 17.01.2022 года №43 Генеральному плану сельского поселения Дивеевский сельсовет Нижегородской области и Правилам землепользования и застройки не противоречит, являются верными. Результаты оценки указанных доводов, а также мотивы, по которым они были отклонены, изложены в обжалуемом судебном акте, само по себе несогласие с ними основанием к отмене решения суда являться не может.

Иные доводы, которыми аргументирована апелляционная жалоба Корниловой ФИО100, Кетрова ФИО101, Низовцевой ФИО102, Долбаковой ФИО103, Шаркова ФИО104, Чураковой ФИО105, Корнилова ФИО106, Сухоруковой ФИО107 фактически повторяют их позицию, изложенную в суде первой инстанции, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, и с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Оснований предусмотренных п.1 ч.2 ст. 215 КАС РФ для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, по настоящему делу не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что нормы материального права применены судом верно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кетрова ФИО108, Корниловой ФИО109, Чураковой ФИО110, Низовцевой ФИО111, Долбаковой ФИО112, Корнилова ФИО113, Шаркова ФИО114, Сухоруковой ФИО116 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать состоявшиеся по делу судебные акты в порядке кассационного производства в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи