ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1323/2023 от 27.11.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-15201/2023 Судья Кумина Ю.С.

Дело № 2а-1323/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27.11.2023 город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Лопаткиной Л.А., Онориной Н.Е.,

при секретаре Мельник А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интерсвязь-Златоуст» к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения недействующим

по апелляционной жалобе Администрации Златоустовского городского округа на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21.08.2023.

Заслушав доклад судьи Лопаткиной Л.А., судебная коллегия

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Интерсвязь-Златоуст» (далее - ООО «Интерсвязь-Златоуст») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа, в котором с учетом уточнения просило:

признать распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ «Об установлении тарифа на услуги по размещению оборудования связи и иного имущества сторонних организаций и частных лиц на опорах линий электроснабжения наружного освещения и городского электротранспорта, находящихся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» (далее - распоряжение от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ), недействующим со дня его принятия;

возложить на Администрацию Златоустовского городского округа обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифа на услуги по размещению оборудования связи на опорах линий электроснабжения наружного освещения и городского электротранспорта, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» в размере 78 рублей 23 копеек в месяц (с учетом НДС) за одну опору;

взыскать с расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей, расходы по оплате услуг эксперта в размере 84 000 рублей (Т. 1, л.д. 5-14, Т. 6, л.д. 15-21).

В обоснование административных исковых требований указано, что ООО «Интерсвязь-Златоуст» является оператором связи по передаче данных, в целях оказания услуг размещает сети связи на опорах, принадлежащих МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» на праве хозяйственного ведения, внося соразмерную плату за пользование этим имуществом. На основании решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 01.06.2022 № 28-ЗГО Администрацией Златоустовского городского округа вынесено распоряжение от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ, которым установлен тариф на услуги по размещению оборудования связи и иного имущества сторонних организаций и частных лиц на опорах линий электроснабжения наружного освещения и городского электротранспорта, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» в размере 293 рублей в месяц (с учетом НДС) за одну точку подвеса с применением к тарифу коэффициентов территориального расположения опор (до 1.5). Указанное распоряжение опубликовано (обнародовано) 05.12.2022 в сети Интернет на официальном сайте Златоустовского городского округа. В настоящее время ООО «Интерсвязь-Златоуст» и МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» находятся в стадии заключения договора о размещении оборудования и сети связи на опорах последнего. В Арбитражном суде Челябинской области рассматривается дело по иску ООО «Интерсвязь-Златоуст» к МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» об урегулировании (разрешении) разногласий, возникших при заключении 01.01.2022 договора № АХ-005 размещения оборудования (линий связи). Основным разногласием, возникшим между сторонами при заключении договора, является стоимость за размещение оборудования (сети связи) на одной опоре в месяц. Оспариваемым распоряжением установлен тариф на оказание услуг по размещению оборудования связи на опорах, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа», следовательно, данное распоряжение устанавливает цену за услугу по размещению оборудования связи на опорах, в том числе для оператора связи ООО «Интерсвязь-Златоуст». Тариф на услуги по размещению оборудования связи и иного имущества сторонних организаций и частных лиц на опорах линий электроснабжения наружного освещения и городского электротранспорта, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа», в размере 293 рублей в месяц (с НДС) за одну точку подвеса с учетом коэффициентов территориального расположения (до 1,5) является несоразмерным, экономически необоснованным, следовательно, не соответствующим пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Включение в тариф расходов, относящихся к основной деятельности владельца инфраструктуры, применение коэффициента территориального расположения опоры, является нарушением принципа соразмерности платы. Кроме того, нарушен порядок опубликования распоряжения от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ. Уставом Златоустовского городского округа определены официальные источники опубликования - периодическое печатное издание, распространяемое в городском округе, и портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», в которых оспариваемое распоряжение не было опубликовано, что является основанием для признания распоряжения недействующим. Оспариваемое распоряжение подлежит признанию его недействующим с момента принятия, поскольку только так будет достигнута цель восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, так как последний будет вынужден оплачивать услуги по размещению оборудования связи по незаконному тарифу. В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта недействующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган местного самоуправления, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части.

Определением Златоустовского городского суда от 22.02.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» (далее - МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа»).

Протокольным определением Златоустовского городского суда от 24.03.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа.

Решением Златоустовкого городского суда Челябинской области от 21.08.2023 административные исковые требования ООО «Интерсвязь-Златоуст» удовлетворены частично: распоряжение от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ признано недействующим с даты его принятия; на Администрацию Златоустовского городского округа возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении экономически обоснованного тарифа на услуги по размещению оборудования связи и иного имущества сторонних организаций и частных лиц на опорах линий электроснабжения наружного освещения и городского электротранспорта, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа»; с Администрации Златоустовского городского округа в пользу ООО «Интерсвязь-Златоуст» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей, оплате услуг эксперта в сумме 84 000 рублей. Этим же решением постановлено опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в газете «Златоустовский рабочий» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований в части возложения на Администрацию Златоустовского городского округа обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифа на услуги по размещению оборудования связи в размере 78 рублей 23 копеек в месяц (с учетом НДС) за одну опору ООО «Интерсвязь-Златоуст» отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Златоустовского городского округа просит решение изменить в части указания даты признания недействующим распоряжения от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что оспариваемое распоряжение Администрации Златоустовского городского округа действовало и применялось в оспариваемой части при расчете и начислении платы в отношении платы в отношении неопределенного круга организаций и частных лиц в период с 05.12.2022 до 20.06.2023, на основании оспариваемых положений возникали и реализовывались права и обязанности организаций и частных лиц, а также формировалась доходная часть бюджета МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» начиная с 2022 года. В связи с указанным оспариваемое распоряжение исходя из баланса интересов необходимо признать недействующим именно с 20.06.2023, то есть с даты отмены нормативного правового акта.

В отзыве МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» доводы апелляционной жалобы поддержал. Считает решение суда подлежащим изменению в части отмены оспариваемого решения не с даты принятия, а с 20.06.2023, поскольку до принятия решения судом оспариваемый правовой акт применялся, на его основании были реализованы права иных организаций, а также сформировалась доходная часть МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа».

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Интерсвязь-Златоуст» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации Златоустовского городского округа - без удовлетворения. В обоснование указав на то, что признание нормативного правового акта с даты его принятия верно, поскольку признание оспариваемого правого акта недействующим с даты отмены либо вступления в законную силу решения суда, учитывая ограниченный срок действия оспариваемого нормативного правового акта, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца. Ранее, до установления тарифа МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» взимало плату за услуги по размещению оборудования связи и других операторов по цене, установленной договором с этими операторами связи, поэтому полагает, что доводы административного ответчика о реализации прав иных граждан и организации на основании оспариваемого распоряжения необоснованны и ничем не подтверждены.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» Жавнерко В.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители ООО «Интерсвязь-Златоуст» Чуличкова Е.А., Степанов М.Д. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключение участвующего в деле прокурора Винокуровой С.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела ООО «Интерсвязь-17» зарегистрировано 12.09.2008 в качестве юридического лица (Т. 1, л.д.27).

Решением общего собрания участников ООО «Интерсвязь-17», оформленного протоколом от 10.08.2020 (Т. 1, л.д. 28), наименование ООО «Интерсвязь-17» изменено на ООО «Интерсвязь-Златоуст».

ООО «Интерсвязь-Златоуст» осуществляет несколько видов лицензируемой деятельности, в том числе, оказывает телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, лицензии от 10.09.2020 сроком действия до 28.10.2023 (Т. 1, л.д. 29-30, 31-32).

Администрация Златоустовского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, действует на основании Устава Златоустовского городского округа, принятого Собранием депутатов Златоустовского городского округа от 23.06.2005 № 10-ЗГО (Т. 1, л.д. 33-61).

На основании распоряжения Главы города Златоуста от 31.12.1999 № 1590(1) на праве хозяйственного ведения создано МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа», учредителем которого является муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице Администрации Златоустовского городского округа (Т. 1, л.д. 135-142).

01.01.2021 между МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» (владелец) и ООО «Интерсвязь-Златоуст» (оператор связи) заключен договор № АХ-19 размещения оборудования (Т. 1, л.д. 222-227).

01.01.2022 между МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» (владелец) и ООО «Интерсвязь-Златоуст» (оператор связи) заключен договор № АХ-005 размещения оборудования (линий связи) (Т. 1, л.д.62-63, 213-221).

В соответствии с условиями названных договоров, владелец предоставляет оператору связи возможность размещения оборудования связи (линий связи) на муниципальном имуществе без изменения основного функционального назначения муниципального имущества. Размещение оборудования осуществляется силами и средствами оператора связи в соответствии с техническими условиями владельца. Договор не влечет переход права пользования и (или) владения на муниципальное имущество оператору связи.

Пунктом 6.1 Договора от 01.01.2022 № АХ-005 величина базовой ставки при размещении оборудования оператора на одной опоре – одной точке размещения в месяц согласована сторонами и составляет 293 рубля, в том числе НДС 20% - 48 рублей 83 копейки.

Согласно пункту 9.1 договора от 01.01.2022 № АХ-005, указанный договор заключен на срок с 01.01.2022 до 31.12.2022.

Приложением к Договору от 01.01.2022 установлен перечень муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа», предоставленного ООО «Интерсвязь-Златоуст» для размещения оборудования с расчетом оплаты (Т. 1, л.д. 63- 64, 220-221).

Из приложения следует, что единая базовая ставка за одну опору в месяц составляет 293 рубля с учетом НДС. При расчете стоимости учитывается коэффициент территориального расположения опор до 1,5.

Согласно приложению к договору от 01.01.2022 ООО «Интерсвязь-Златоуст» предоставлено всего 508 объектов муниципального имущества - опор, общая стоимость 212 219 рублей 90 копеек с учетом НДС.

Как следует из пояснений заинтересованного лица, представленных письменных материалов, расчет единой базовой ставки на территории Златоустовского городского округа произведен с учетом ценовой конъюнктуры рынка услуг, финансовой нагрузки на владельцев имущества (Т. 1, л.д. 114, 115-116, 121-126, 127-134).

К договору от 01.01.2022 подписан протокол разногласий от 01.01.2022 (Т. 1, л.д. 65-66), а также протокол урегулирования разногласий от 14.04.2022 (Т. 1, л.д. 68-69).

Из приложения № 1 к протоколу урегулирования разногласий от 14.04.2022 следует, что ООО «Интерсвязь-Златоуст» предоставлено 508 объектов муниципального имущества – опор, стоимость за одну опору в месяц - 61 рубль 09 копеек, общая стоимость 31 033 рублей 72 копейки с учетом НДС (Т. 1, л.д. 69).

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 01.06.2022 № 28-ЗГО принят Порядок установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Златоустовского городского округа, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями Златоустовского городского округа.

На основании данного решения Администрацией Златоустовского городского округа издано распоряжение от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ, которым установлен тариф на услуги по размещению оборудования связи и иного имущества сторонних организаций и частных лиц на опорах линий электроснабжения наружного освещения и городского электротранспорта, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа» в размере 293 рублей в месяц (с учетом НДС) за одну точку подвеса с учетом коэффициентов территориального расположения (Т. 1, л.д. 19-26).

Приложением к вышеприведенному распоряжению утверждены коэффициенты территориального расположения опор в значении до 1,5 (Т. 1, л.д. 20).

Проверяя субъективное право на обращение административного истца в суд с настоящим административным иском, районный суд исходя из того, что распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ устанавливает тарифы на услуги, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, административный истец ООО «Интерсвязь-Златоуст» является субъектом спорных правоотношений, соответственно, вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

В целях установления экономической обоснованности установленного распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ тарифа определением Златоустовского городского суда от 07.04.2023 назначена судебная экономическая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО Центр экспертных технологий и оценки «Октант» Окороковой Т.С. (Т. 5, л.д. 200-203).

Согласно заключению судебного эксперта ООО Центр экспертных технологий и оценки «Октант» ФИО14 от 24.05.2023 тариф в размере 293 рублей (с учетом НДС), установленный распоряжением от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ, не является экономически обоснованным, поскольку в расчете мультипликативным способом использованы не обоснованные параметры (коэффициенты). Величина экономически обоснованного тарифа на услугу по размещению оборудования связи на опорах, находящихся во владении МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа», с учетом экономически обоснованных расходов, необходимых для оказания услуг, подлежащих компенсации владельцем линии связи и необходимой прибыли составляет 78 рублей 23 копеек с учетом НДС (Т. 5, л.д. 209-262).

Указанное заключение судебного эксперта принято районным судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу.

Распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 20.06.2023 № 1984-р/АДМ оспариваемое распоряжение от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ отменено (Т. 6, л.д. 24).

Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд исходил из того, что установленный распоряжением от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ тариф в размере 293 рублей является экономически необоснованным, а оспариваемое распоряжение не соответствующим законодательным актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, суд пришел к выводу о нарушении порядка публикации распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ, поскольку на момент обращения административного истца с настоящим иском, оспариваемое распоряжение ни в периодическом печатном издании, распространяемом в городском округе, ни на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» опубликовано не было.

Дата, с которой оспариваемое распоряжение подлежит признанию недействующим, определена судом первой инстанции - 05.12.2022, то есть с даты принятия.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.

Доводы Администрации Златоустовского городского округа и МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа», изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, о внесении изменений в решение суда в части указания даты 20.06.2023 с которой следует признать распоряжение от 05.12.2022 № 3513-р/АДМ недействующим, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном применении норм процессуального права.

В силу части 1 пункта 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая вышеназванные положения и разъяснения, вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт имел ограниченный срок действия, утратил силу на момент рассмотрения дела судом, то признание его не действующим с даты отмены (20.06.2023) не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 310 КАС РФ безусловными основаниями для отмены решения суда, не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Златоустовского городского округа - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи