ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1342/2023 от 26.01.2024 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Сафонова Е.В. № 2а-1342/2023

Докладчик Кошелева А.П. № 33а-1608/2024 (№ 33а-13649/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 26 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.,

судей Курановой Л.А., Васильевой Н.В.,

при секретаре Павловой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Убинского района Новосибирской области на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления прокурора Убинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Убинского района Новосибирской области о признании незаконным решения, главе Убинского района Новосибирской области Конюку О.Ф. о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителей прокуратуры Убинского района Новосибирской области – Бадмаева В.Б., Бердниковой М.К., представителя главы Убинского района Новосибирской области Конюка О.Ф. – Ярыгиной О.Н., изучив материалы дела и доводы апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Убинского района Новосибирской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просит:

- признать незаконным решение внеочередной 17-ой сессии Совета депутатов Убинского района Новосибирской области 4-го созыва от 25 июля 2023 года № <данные изъяты> «О рассмотрении представления прокуратуры Убинского района Новосибирской области об устранении нарушений федерального законодательства в отношении Конюка О.Ф., главы Убинского района Новосибирской области»;

- досрочно прекратить полномочия главы Убинского района Новосибирской области Конюка О.Ф. в связи с утратой доверия на основании п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 2.1 ч. 6 ст. 36, п. 7.1 ст. 40, п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Убинского района Новосибирской области в июне 2023 года проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства в администрации Убинского района Новосибирской области, в ходе которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено наличие конфликта интересов между главой Убинского района Конюком О.Ф. и его двоюродной сестрой по линии отца Янушко Т.А., занимающей должность заместителя главы Убинского района, а также между оператором 112 отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям – родственником Конюка О.Ф.Янушко И.И., являющимся супругом заместителя главы района Янушко Т.А.

Конюк О.Ф. занимал должность главы Убинского района в периоды: с 25 марта 2010 года по 27 октября 2015 года, с 28 октября 2015 года по 01 марта 2021 года, с 02 марта 2021 года по 30 мая 2022 года и с 24 августа 2022 года по настоящее время.

Находясь в должности главы района, используя возможность принятия решений о назначении конкретных лиц на руководящие должности в возглавляемом органе местного самоуправления, Конюк О.Ф. 09 ноября 2015 года назначил на должность муниципальной службы заместителя главы Убинского района свою родственницу – двоюродную сестру по линии отца Янушко Т.А., а в 2016 году принял в администрацию Убинского района на должность оператора 112 отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Янушко И.И., являющегося супругом Янушко Т.А.

Занимая должность главы Убинского района в вышеуказанные периоды, Конюк О.Ф., используя возможность принятия решения о выплате денежных премий сотрудникам администрации данного района, неоднократно принимал решение о премировании Янушко Т.А. и Янушко И.И., как в ряде иных сотрудников, так и индивидуально.

Таким образом, Конюк О.Ф. способствовал возникновению конфликта интересов. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в связи с трудоустройством в администрации Убинского района Новосибирской области родственницы Янушко Т.А., представлены Конюком О.Ф. в Совет депутатов Убинского района 22 мая 2023 года, то есть спустя 15 месяцев после его избрания на должность главы Убинского района на основании решения Совета депутатов от 23.08.2022.

Кроме того, уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в связи с трудоустройством в администрации Убинского района родственника Янушко И.И., Конюком О.Ф. и Янушко Т.А., в установленном порядке, не представлены.

Игнорируя требования антикоррупционного законодательства, глава района Конюк О.Ф. и его заместитель Янушко Т.А. не предприняли меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являлись.

09 июня 2023 года председателю Совета депутатов Убинского района Новосибирской области внесено представление с требованием в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствовавших.

26 июля 2023 года в прокуратуру Убинского района из Совета депутатов Убинского района поступил ответ на вышеуказанное представление, согласно которому 25 июля 2023 года на внеочередной 17-ой сессии Совета депутатов Убинского района 4-го созыва рассмотрено представление и вынесено решение № <данные изъяты>, которым главе района Конюку О.Ф. поручено принять меры по устранению причин и условий (обстоятельств), способствующих возникновению конфликта интересов. Также поручено представить в Совет депутатов Убинского района информацию об исполнении решения до 25 августа 2023 года.

Установив наличие конфликта интересов в действиях главы района Конюка О.Ф., Совет депутатов Убинского района фактически установил нарушения федерального законодательства со стороны главы района Конюка О.Ф., однако вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку в связи с утратой доверия не решил.

Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, прокурором Убинского района подано апелляционное представление, в котором изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении требований административного искового заявления.

В обоснование доводов апелляционного представления и дополнений к нему указано, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Конюк О.Ф., в силу законодательства о противодействии коррупции, обязан был не только направить соответствующие уведомления в уполномоченный орган, но и в рамках своих полномочий принять исчерпывающие меры по урегулированию конфликта интересов, что им сделано не было.

Уведомления от 20 февраля 2016 года и от 21 апреля 2016 года, направленные Конюком О.Ф. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов в администрации Убинского района, были рассмотрены в установленном на тот момент порядке, по результатам чего были приняты решения об отсутствии у Конюка О.Ф. конфликтов интересов при исполнении должностных обязанностей. Данные решения были основаны на положениях Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым двоюродная сестра и ее муж не являются близкими родственниками.

Вместе с тем, указанные решения об отсутствии конфликта интересов нельзя признать объективными, поскольку они были приняты лицами, которые находились в служебной зависимости от Конюка О.Ф. Образованная комиссия не была уполномочена рассматривать вопросы, связанные с несоблюдением главой района требований об урегулировании конфликта интересов. Такими полномочиями в соответствии с Уставом наделен Президиум Совета депутатов Убинского района. Изложенные в этих решениях выводы противоречат положениям антикоррупционного законодательства, а положения Семейного кодекса РФ в рассматриваемом случае не применимы.

Аналогичные выводы следуют и относительно решения комиссии от 30 августа 2021 года, принятого по результатам рассмотрения уведомления заместителя главы Убинского района Новосибирской области Янушко Т.А. от 26 августа 2021 года, поданного после избрания Конюка О.Ф. Главой района в 2021 году.

С 23 августа 2022 года у Конюка О.Ф. вновь возникла обязанность уведомить Президиум Совета депутатов Убинского района о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов в связи с тем, что в администрации района в должности заместителя главы администрации Убинского района на тот момент состояла его двоюродная сестра Янушко Т.А., а в должности оператора 112 отдела по ГО и ЧС администрации района – ее супруг Янушко И.И.

Однако, после избрания на должность главы Убинского района, Конюк О.Ф. в период с 23 августа 2022 года до 23 мая 2023 года не уведомлял Президиум Совета депутатов Убинского района о возникновении у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в связи с нахождением его двоюродной сестры Янушко Т.А. в должности заместителя Главы района. В отношении ее мужа - Янушко И.И., состоящего в должности оператора 112 отдела по ГО и ЧС администрации района, Конюк О.Ф. не уведомлял Президиум Совета депутатов Убинского района о возникновении у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в период с 23 августа 2022 года по 14 июля 2023 года.

В силу требований законодательства, Конюк О.Ф., после избрания 23 августа 2022 года на должность главы района, обязан был выполнить вышеуказанные действия незамедлительно, как только ему стало известно об указанных обстоятельствах, однако такая обязанность им исполнена не была.

Данный факт сам по себе, в силу законодательного регулирования, является безальтернативным основанием для удаления Конюка О.Ф. в отставку в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Выводы Президиума Совета депутатов Убинского района, изложенные в решениях от 13 июня 2023 года и от 12 сентября 2023 года, принятых по результатам рассмотрения уведомлений Конюка О.Ф. о возможном конфликте интересов с Янушко Т.А., об отсутствии у Конюка О.Ф. конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, также не отвечают требованиям законодательства о противодействии коррупции.

Суд первой инстанции достоверно установил, что Конюк О.Ф. допустил конфликт интересов, то есть нарушил антикоррупционное законодательство. Вместе с тем, суд не принял во внимание, что единственное возможное в данном случае решение – удаление Конюка О.Ф. в отставку в связи с утратой доверия. По смыслу антикоррупционного законодательства и сложившейся судебной практики, сам по себе факт направления уведомления и принятие решения по нему об отсутствии конфликта интересов не является единственной мерой, направленной на урегулирование конфликта интересов.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность по урегулированию конфликта интересов лежит на лице, являющегося стороной конфликта интересов. Выводы суда о том, что Конюк О.Ф. не должен нести бремя негативных последствий за неверно принятое решение специально уполномоченного органа, основано на неверном толковании норм материального права.

Занимая должность Главы района, Конюк О.Ф., используя возможность принятия решений о выплате денежных премий сотрудникам администрации, неоднократно принимал решения о премировании Янушко Т.А., как в ряде иных сотрудников администрации, так и индивидуально. В таких распоряжениях основаниями выплаты премий указаны: «успешное выполнение плановых мероприятий и заданий», «выполнение особо важных и сложных заданий», «высокие показатели эффективности деятельности при решении задач местного самоуправления».

Янушко Т.А. занимала должность заместителя главы администрации Убинского района с 09 ноября 2015 года по 13 августа 2023 года. В этот же период времени Янушко Т.А. являлась председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Убинского района. За период с 01 января 2022 года по 13 августа 2023 года (день увольнения Янушко Т.А.) прокуратурой района в администрацию Убинского района внесено 5 представлений о нарушениях федерального законодательства в сферах, курируемых заместителем главы администрации района Янушко Т.А.

По результатам рассмотрения этих представлений заместитель главы Янушко Т.А. к дисциплинарной ответственности не привлекалась, служебные проверки не организовывались. Кроме того, на Янушко Т.А. были возложены полномочия по реализации на территории района муниципальных программ, исполнение которых вызывает нарекания. Однако, фактическая оценка работы Янушко Т.А. Главой района не производилась, упущения в работе не учитывались.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в результате неурегулирования Конюком О.Ф. конфликта интересов, что прямо предусмотрено законодательством, допущены негативные последствия в виде непринятия мер к Янушко Т.А. за упущения в курируемых ею сферах деятельности, выплаты премий без фактической оценки работы Янушко Т.А., недостижение социальных задач для реализации прав граждан и развития района.

Вывод суда первой инстанции о том, что решение Совета депутатов Убинского района от 25 июля 2023 года № <данные изъяты> является законным, также основан на неправильном толковании норм материального права.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска в части оспаривания прокурором Убинского района решения внеочередной 17-ой сессии Совета депутатов Убинского района 4-го созыва от 25 июля 2023 года № <данные изъяты>, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 10, 12, 133 Конституции РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ), и исходил из того, что само по себе принятие Советом депутатов Убинского района иного решения, по сравнению с тем, о котором просил прокурор, при соблюдении порядка принятия такого решения, не может свидетельствовать о его незаконности, поскольку разрешение вопроса, заявленного в представлении прокурора, относится к усмотрению представительного органа муниципального образования, вмешательство в деятельность которого должностным лицом прокуратуры не допускается.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска о досрочном прекращении полномочий главы Убинского района Конюка О.Ф. в связи с утратой доверия, районный суд руководствовался положениями ст.ст. 1, 3, 5, 12, 15, 66, 76, 130-133 Конституции РФ, ст. 62 КАС РФ, ст.ст. 10.1, 36, 40, 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 10, 11, 12.1, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ), ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Федеральный закон № 25-ФЗ), ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Национальной стратегией противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460), Методическими рекомендациями по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 года № 18-0/10/П-5146), Приказом Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 года № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», Уставом Убинского муниципального района Новосибирской области (принят решением 27-ой сессии Совета депутатов Убинского района Новосибирской области 1-го созыва от 26 июня 2009 года № 295) (Устав № 295), Регламентом Совета депутатов Убинского района Новосибирской области (утв. решением Совета депутатов Убинского района Новосибирской области от 23 июня 2016 года № 52). Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Конюком О.Ф. были предприняты своевременные и достаточные меры, направленные на урегулирование конфликта интересов с Янушко И.И. и Янушко Т.А., который на момент рассмотрения судом вопроса о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий, был урегулирован.

Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционного представления суд апелляционной инстанции не находит.

В соответствии со ст.ст. 10, 12 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч. 4.1, п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

На основании п.10 ч.10 ст. 35 Федерального закона № 131–ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

В соответствии с ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в числе прочего, несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В силу ч.ч. 1, 2 и п.п.1, 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.ч. 1-6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ (в ред. на дату подачи иска) лицо, замещающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 2202-1 предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ст. 22 Федерального закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Конюк О.Ф. занимал должность главы Убинского района в периоды с 25 марта 2010 года по 27 октября 2015 года; с 28 октября 2015 года по 01 марта 2021 года; с 02 марта 2021 года по 30 мая 2022 года; с 24 августа 2022 года по настоящее время.

Согласно ст. 24 Устава Убинского муниципального района Новосибирской области, Глава района является высшим должностным лицом Убинского района и исполняет полномочия главы администрации; избирается Советом депутатов сроком на 5 лет и возглавляет местную администрацию. Глава района назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации и иных работников администрации.

09 ноября 2015 года главой Убинского района издано распоряжение № <данные изъяты>, согласно которому Янушко Т.А. была переведена с должности заместителя начальника управления образования администрации Убинского района на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Убинского района.

13 апреля 2016 года распоряжением главы Убинского района № <данные изъяты>Янушко И.И. (супруг Янушко Т.А.) принят на должность оператора 112 отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Убинского района.

После избрания Конюка О.Ф. на должность Главы района 28 октября 2015 года и принятия на указанные выше должности Янушко Т.А. и Янушко И.И., в уведомлениях, поданных Конюком О.Ф. в установленном законом порядке 20 февраля 2016 года и 20 апреля 2016 года в созданную в тот период времени Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Убинского района (Комиссия), Глава района сообщил о наличии у него личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, с заместителем главы администрации района Янушко Т.А., приходящейся ему двоюродной сестрой по линии отца (не полнородной), указывая также, что родственных отношений с ней он не поддерживает и не общается, и с её супругом Янушко И.И, занимающим должность оператора 112 отдела.

Указанные уведомления были рассмотрены и Комиссией приняты решения об отсутствии конфликта интересов.

26 августа 2021 года заместитель главы Убинского района Янушко Т.А. обратилась в Комиссию с уведомлением, в котором сообщила о возникновении у неё личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в связи с тем, что она является двоюродной сестрой главы Убинского района Конюка О.Ф. по линии отца, имеющих общую бабушку.

30 августа 2021 года Комиссий принято решение о том, что конфликт интересов отсутствует.

23 мая 2023 года глава Убинского района Конюк О.Ф., в соответствии с действующим в указанное время порядком, обратился в Президиум Совета депутатов Убинского района с уведомлением, в котором сообщил о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в связи с тем, что он имеет родственные отношения с заместителем главы администрации Убинского района - Янушко Т.А., которая приходится ему двоюродной (не полнородной) сестрой, однако родственные отношения с ней не поддерживает и близких отношений с ней не имеет.

13 июня 2023 года Президиумом Совета депутатов Убинского района принято решение о том, что при исполнении должностных обязанностей Конюком О.Ф. конфликт интересов не допущен.

14 июля 2023 года глава Убинского района Конюк О.Ф. обратился в Президиум Совета депутатов Убинского района с уведомлением о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в связи с тем, что он имеет родственные отношения с заместителем главы администрации Убинского района Янушко Т.А. (двоюродная сестра) и оператором 112 отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Янушко И.И. (муж Янушко Т.А.).

12 сентября 2023 года на заседании Президиума Совета депутатов Убинского района принято решение о том, что при исполнении должностных обязанностей Конюком О.Ф., конфликт интересов отсутствует.

Занимая должность главы Убинского района, Конюк О.Ф. принимал решения в отношении сотрудников администрации района об их премировании, в том числе принимал решения о премировании заместителя главы администрации Убинского района Янушко Т.А. в числе прочих сотрудников и отдельно, а также оператора 112 отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Убинского района Янушко И.И. в числе прочих сотрудников.

09 июня 2023 года прокурором Убинского района в адрес председателя Совета депутатов Убинского района направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором прокурор указал об установленных по результатам проведенной проверки нарушениях, допущенных главой Убинского района Конюком О.Ф., который, назначив родственника Янушко Т.А. на руководящую должность, а также принимая решения о премировании Янушко Т.А. и Янушко И.И., не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, чем нарушил требования антикоррупционного законодательства, что является основанием для невозможности дальнейшего исполнения им своих полномочий, и, следовательно, основанием для удаления главы Убинского района Конюка О.Ф. в отставку. В связи с этим, прокурор требовал рассмотреть представление с его участием и в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствовавших.

25 июля 2023 года Советом депутатов Убинского района 4-го созыва принято решение 17-ой сессии № <данные изъяты> «О рассмотрении представления прокуратуры Убинского района Новосибирской области об устранении нарушений федерального законодательства в отношении Конюка О.Ф. – главы Убинского района Новосибирской области», согласно которому главе Убинского района Конюку О.Ф. указано принять меры по устранению причин и условий (обстоятельств), способствующих возникновению конфликта интересов, предоставив информацию об исполнении до 25 августа 2023 года включительно.

Распоряжением Главы Убинского района от 02 августа 2023 года № <данные изъяты>, Янушко Т.А. в период с 07 по 13 августа 2023 года предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением по собственному желанию.

Распоряжением Главы Убинского района от 29 декабря 2023 года № <данные изъяты> на основании заявления от 29.12.2023 года Янушко И.И. трудовой договор с последним прекращен.

Доводы апелляционного представления прокурора о незаконности решения Совета депутатов Убинского района № <данные изъяты> от 25 июля 2023 года основаны на неверном понимании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, и неправильной оценке доказательств.

Так, в представлении прокурор требовал от Совета депутатов принять меры по устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствовавших. Представление прокурора рассмотрено органом, в который оно внесено, в установленном законом порядке. О результатах рассмотрения представления прокурор уведомлен.

В соответствии с представлением прокурора решением Совета депутатов Главе района указано на необходимость принятия мер по устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов с предоставлением информации об исполнении в срок до 25 августа 2023 года. При этом, в течение указанного срока заместитель главы администрации района Янушко Т.А. была уволена.

Из приведенных норм права не следует, что по результатам рассмотрения представления прокурора должно быть принято определенное решение. В соответствии с этим, принятие Советом депутатов решения, предоставляющего Главе района Конюку О.Ф. возможность урегулирования конфликта интересов с предоставлением информации об исполнении до 25 августа 2023 год, не свидетельствует о его противоречии закону.

Кроме того, в соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса.

С учетом того, что прокурором также заявлено требование о досрочном прекращении полномочий главы района в судебном порядке, оспаривание решения Совета депутатов не ведет к возможности восстановления права, признанием такого решения незаконным защита прав и интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого подан административный иск, не достигается.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий Главы района в связи с утратой доверия, постановлены по результатам правильного применения норм права и верной оценки представленных в дело доказательств.

Действующим правовым регулированием к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены братья и сестры, при этом степень такого родства не указана. Так, из буквального толкования ч.2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что близкими родственниками являются братья и сестры лица, замещающего соответствующую должность, а личная заинтересованность возникает при наличии возможности получения каких-либо выгод и преимуществ в результате такого родства и занимаемых должностей. При этом положения семейного законодательства, определяющие круг близких родственников, к публичным правоотношениям не подлежат применению.

О том, что заместитель Главы района Янушко Т.А. является двоюродной сестрой Главы района Конюка О.Ф., последние сами неоднократно на протяжении длительного времени указывали в своих уведомлениях, поданных в Комиссию и Президиум Совета депутатов. Избранная в ходе рассмотрения дела позиция административных ответчиков и заинтересованных лиц об отсутствии доказательств названного факта родственных отношений, районным судом правильно не принята с учетом содержания поданных ими уведомлений и объяснений, представленных в дело.

Из актовых записей о рождении, браке, смерти и выданных на их основании свидетельств усматриваются явные ошибки при написании фамилии и отчества родственников Конюка О.Ф. и Янушко Т.А., исправление которых никем не было инициировано, что, само по себе, при наличии в деле иной совокупности доказательств, исходя из содержания ч.ч.1,2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, подтверждает возможность возникновения конфликта интересов у Главы района с Янушко Т.А. и её супругом Янушко И.И.

В то же время сама по себе возможность возникновения конфликта интересов либо его возникновение не является предусмотренным законом основанием для освобождения от должности в связи с утратой доверия.

Так, из приведенных норм закона следует, что служащим, у которого возник конфликт интересов, должны быть приняты меры по его урегулированию, к числу которых отнесено уведомление в установленном законом порядке о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, а также отвод или самоотвод такого лица.

Непринятие мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, должно носить виновный характер, поскольку в силу закона представляет собой правонарушение, влекущее увольнение.

В рассматриваемом деле такое правонарушение Главой района не совершено, поскольку им (неоднократно), а также Янушко Т.А., в установленном порядке были поданы уведомления о возможном конфликте интересов, по результатам рассмотрения которых уполномоченными на то органами принимались решения об отсутствии конфликта интересов.

Доводы апелляционного представления о том, что решения Комиссии и решения Совета депутатов района об отсутствии конфликта интересов противоречат закону, не свидетельствуют о виновном поведении Главы района, влекущим его увольнение. В связи с принятием обозначенных решений Комиссией и Президиумом Совета депутатов, в котором был констатирован факт отсутствия конфликта интересов, Глава района не имел достаточных поводов и оснований для принятия дальнейших мер, направленных на урегулирование конфликта интересов, в том числе путем досрочного прекращения полномочий.

Судом апелляционной инстанции учитывается и то, что на всем протяжении исполнения Главой района своих полномочий (с 2015 года), прокуратурой, как надзорным органом, никаких мер прокурорского реагирования по вопросу, поставленному в административном иске, не принималось, в том числе, направленных на оспаривание решений Комиссии и Президиума Совета депутатов, вынесенных по результатам рассмотрения уведомлений Главы района и его заместителя о возможном конфликте интересов. Доказательств обратного в дело не представлено.

Законность принятия решений Комиссии и Президиума Совета депутатов, в том числе по основаниям, указанным в апелляционном представлении, не может являться предметом проверки по настоящему делу исходя из предмета и оснований поданного административного иска.

Более того, на дату принятия судом обжалуемого решения и в срок, установленный в решении Совета депутатов от 25 июля 2023 года, конфликт интересов Главы района с Янушко Т.А. был урегулирован, последняя уволена. В настоящее время, из администрации района уволен и Янушко И.И.

Таким образом, оснований для досрочного прекращения полномочий Главы района не имеется.

Неуведомление Президиума Совета депутатов Главой района о конфликте интересов с Янушко Т.А. в период с 23 августа 2022 года по 23 мая 2023 года и с Янушко И.И. в период с 23 августа 2022 года по 14 июля 2023 года также не свидетельствует о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий главы района, поскольку такие уведомления ранее Конюком О.Ф. подавались неоднократно. Кроме того, Конюком О.Ф. вновь были получены решения об отсутствии конфликта интересов.

Доводы прокурора, изложенные в дополнении к апелляционному представлению, предметом оценки районного суда не являлись, поскольку не были заявлены в административном иске. Однако, и эти доводы не влекут отмену постановленного решения суда.

Субъективная оценка прокурором деятельности заместителя главы района не свидетельствует о незаконности оспариваемого в иске решения Совета депутатов, принятого по результатам рассмотрения представления прокурора, в котором факты, изложенные в дополнении к настоящему апелляционному представлению, прокурором не указывались. Не свидетельствует это и о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Главы района по заявленным в иске основаниям, поскольку меры по урегулированию конфликта интересов Главой района приняты.

Таким образом, поскольку апелляционное представление не содержит ссылок на юридически значимые обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, постановленные по результатам правильного применения норм материального права, при отсутствии нарушений процессуальных требований, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционного представления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Убинского района Новосибирской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи