ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1349/20 от 03.02.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0036-01-2020-002052-74

Дело № 2а-1349/2020 (№ 33а-257/2021) судья – Грачева С.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 февраля 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сельховой О.Е. и Сергуненко П.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тумановой Н.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Никитушкиной И.Н.

административное дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Заволжского районного суда города Твери от 06.11.2020

по административному иску ФИО4 об оспаривании уведомления Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери № от 27.03.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и возложении обязанности совершить определенные действия,

установила:

29.04.2020 ФИО4 обратился в суд с приведенным выше административным иском.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником садового дома общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу:город <адрес>. Указанный садовый дом располагается на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , по указанному выше адресу.

В целях реконструкции садового дома он 24.03.2020 подал в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Твери уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, по итогам рассмотрения которого ответчиком принято оспариваемое уведомление от 27.03.2020 № .

По мнению административного истца, принятое ответчиком решение является незаконным.

Из содержания оспариваемого уведомления от 27.03.2020 № следует, что ему отказано в реконструкции объекта по основаниям, отличным от указанных в пункте 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Фактически ответчиком указано на несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану города Твери. Однако часть 10 статьи 51.1 ГрК РФ не содержит такого основания для отказа в принятии решения.

Генеральный план города не содержит территориальные зоны и не устанавливает градостроительные регламенты, поэтому в части установленных Правилами градостроительных регламентов для конкретной территориальной зоны Правила не могут противоречить Генеральному плану. Принадлежащий заявителю земельный участок расположен в территориальной зоне садоводства и огородничества.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, административный истец просил:

- признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери, выраженное в выданном административному истцу уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 27.03.2020 № ;

- в целях восстановления нарушенного права возложить на Департамент обязанность выдать административному истцу в течение семи рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером .

В ходе рассмотрения дела для участия в деле в качестве административных соответчиков привлечены 05.06.2020 - исполняющий обязанности начальника департамента архитектуры и градостроительства города Твери ФИО., 24.07.2020 - главный специалист Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери ФИО1., в качестве заинтересованных лиц – 25.06.2020 - Администрация города Твери, 10.09.2020 - Управление Росреестра по Тверской области, 07.10.2020 - Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.

Представителем Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери, Администрации города Твери ФИО2 представлены возражения на административный иск, в которых указано, что в соответствии с решением Тверской городской Думы от 19.12.2019 № 266 до приведения Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (далее - ПЗЗ) в соответствие с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 №(394), ПЗЗ применяются в части ему не противоречащей. Согласно ПЗЗ, принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в территориальной зоне садоводства и огородничества. Согласно Генеральному плану города Твери, земельный участок заявителя расположен в двух функциональных зонах - зоне индивидуальной жилой застройки и в зоне автомобильного транспорта, то есть в отношении указанного земельного участка ПЗЗ противоречат Генеральному плану города Твери, а потому не могут применяться к данному земельному участку. В связи с чем, указанные в уведомлении параметры планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером противоречат требованиям законодательства о градостроительной деятельности на территории города Твери.

В судебном заседании административный истец ФИО4 и его представитель ФИО3 поддержали заявленные требования.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери и Администрации города Твери ФИО2 с доводами иска не согласилась, полагала их не основанными на требованиях действующего законодательства, поддержала доводы возражений на иск.

Остальные участники процесса, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Решением Заволжского районного суда города Твери от 06.11.2020 административные исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.

09.12.2020 в суд поступила апелляционная жалоба ФИО4 на указанное решение суда, в которой содержится просьба о его отмене и принятии нового судебного акта противоположного содержания.

В жалобе повторяется позиция, изложенная административным истцом в суде первой инстанции, указано, что заявителю отказано в реконструкции объекта по основаниям, отличным от указанных в пункте 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ. Приведенное в оспариваемом уведомлении основание – указанные в уведомлении параметры планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке противоречат требованиям законодательства о градостроительной деятельности на территории города Твери, не предусмотрено частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ.

Выражает несогласие с выводом суда о невозможности применении ПЗЗ ввиду их противоречия Генеральному плану города Твери, полагает, что противоречий указанные документы иметь не могут ввиду того, что они регламентируют разные вопросы.

Полагает ошибочным вывод суда о неверном избрании административным истцом способа защиты права. Из содержания административного истца следует, что целью ФИО4 была реконструкция дома, а не перевод садового дома в жилой дом.

Обращает внимание, что согласно Правилам земельный участок расположен в территориальной зоне садоводства и огородничества, что соответствует градостроительному регламенту. Указанные Правила не могут противоречить Генеральному плану, а следовательно подлежат применению. Суд должен был проверить оспариваемое решение на предмет наличия соответствия указанных параметров реконструкции предельным параметрам, установленным Правилами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО4 и его представитель ФИО3 поддержали доводы жалобы. Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери и Администрации города Твери ФИО2 просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО4, ФИО3ФИО2., проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушений судом при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 является собственником садового дома общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу:город <адрес>.

Указанный садовый дом располагается на принадлежащем ФИО4 на праве собственности земельном участке по указанному выше адресу, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – ведение дачного хозяйства: размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

24.03.2020 ФИО5 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери (далее – Департамент) с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В данном уведомлении заявителем были указаны сведения о планируемой реконструкции садового дома (обустройство крытой отапливаемой веранды за счет крыльца садового дома). Одновременно с уведомлением административным истцом в адрес ответчика представлена выписка ЕГРН и копия паспорта.

По результатам рассмотрения указанного уведомления Департаментом 27.03.2020 принято оспариваемое уведомление № о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям.

В соответствии с решением Тверской городской Думы от 19.12.2019 № 266 до приведения Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71) в соответствие с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193, Правила применяются в части ему не противоречащей.

Согласно Правил землепользования и застройки города Твери земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне садоводства и огородничества, а согласно Генеральному плану города Твери – в функциональной зоне индивидуальной жилой застройки и в зоне автомобильного транспорта. То есть в отношении земельного участка с кадастровым номером Правила противоречат Генеральному плану и соответственно не могут применяться к данному земельному участку.

Разрешая данный административный спор и принимая решение об отказе в удовлетоврении административного иска, суд исходил из того, что у административного ответчика имелись основания для вынесения оспариваемого решения, которое принято полномочным органом с соблюдением требований закона и иных нормативных актов в сфере градостроительной деятельности, без нарушения прав административного истца, на которого незаконно не возложены какие-либо обязанности.

Также суд первой инстанции указал на неверно избранный административным истцом способ защиты права, поскольку целью предъявления данного административного иска является перевод садового дома в жилой дом.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту - уведомление о планируемом строительстве).

В силу части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что в соответствии с Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне садоводства и огородничества.

В то же время в соответствии с Генеральным планом города Твери в редакции решения Тверской городской Думы от 03.07.2019 № 108 указанный земельный участок одновременно расположен в двух функциональных зонах – зоне индивидуального жилищного строительства и в зоне магистральных улиц районного значения. При этом большая часть участка расположена в функциональной зоне магистральных улиц районного значения (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Границы территориальных зон, градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34, пункт 3 части 2 статьи 36 ГрК РФ).

Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности и не направлен на фиксацию существующего положения.

Несоответствии Правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

Административным ответчиком в возражениях на административный иск указано, что в настоящее время объявлен конкурс на разработку проекта изменений в Правила землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, в целях приведения их в соответствие с Генеральным планом города Твери.

Исходя из изложенного, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, а именно расположение в соответствии с Генеральным планом города Твери в редакции решения Тверской городской Думы от 03.07.2019 № 108 большей части земельного участка ФИО4 в функциональной зоне магистральных улиц районного значения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о несоответствии изложенной в оспариваемом уведомлении формулировки отказа положениям закона, основания вынесенного уполномоченным органом уведомления охватываются положениями пункта 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, которыми предусмотрена выдача уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если указанные в уведомлении параметры не соответствуют документации по планировке территории.

При этом судебная коллегия исходя из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации полагает необходимым отметить, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие градостроительному регламенту, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Реконструкция указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

Именно такая правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 03.06.2019 по делу № 301-КГ18-25680.

Кроме того, Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что

в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 06.11.2003 № 387-О, от 15.07.2010 № 931-О-О и от 25.02.2016 № 242-О).

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).

Доводы заявителя жалобы, направленные на оспаривание вывода суда о неверно избранном административным истцом способе защиты права, не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела, в судебных заседаниях суда первой инстанции 02.10.2020 (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>), 29.10.2020 (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>) ФИО4 пояснял, что цель его обращений в Департамент - получение почтового адреса и последующий перевод садового дома в жилой, однако его представитель стал неверно оформлять документы и подал от его имени уведомление о сносе садового дома. Затем он заключил договор с другим представителем, при этом цель у него осталась прежняя.

При таких обстоятельствах у суда имелись основания для приведенного выше вывода.

Последующее изменение ФИО4 своей позиции, а именно утверждение о том, что им преследуется исключительно цель реконструкции садового дому путем пристройки веранды, а не перевода садового дома в жилой, не свидетельствует об ошибочности оспариваемого вывода суда и неверном разрешении спора судом.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.

Содержащиеся в жалобе доводы повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно приведенная в решении суда.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 84 и части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда города Твери от 06.11.2020оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4, - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи