ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-134/2022 от 20.04.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Ионов И.А. Дело №2а-134/22- 33а-692

УИД 53RS0022-01-2021-008605-03

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 апреля 2022 года Великий Новгород

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего – Алещенковой И.А.

судей – Макаровой Л.В. и Павловой Е.Б.,

при секретаре Осиповой О.В.,

с участием прокурора Жуковой Е.С.,

представителей ООО «НовгородСИП» Авраменко Ю.В., Гусева А.И.,

представителей Администрации Великого Новгорода Скидановой В.Ф., Акимовой Е.В.,

представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области Торговиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой Е.Б. апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 января 2022 года, принятое по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «НовгородСИП» к мэру Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода о признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода от 15 июля 2021 года № 3913 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода»,

у с т а н о в и л а:

постановлением Администрации Великого Новгорода от 15 июля 2021 года № 3913 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода» (далее –Постановление № 3913) утверждена прилагаемая Схема размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода (далее - Схема) (пункт 1); признаны утратившими силу постановления Администрации Великого Новгорода от 22.05.2014г. № 2681 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода», от 05.06.2019г. № 2272 «О внесении изменений в постановление Администрации Великого Новгорода от 22.05.2014г. № 2681» (пункт 2).

Утвержденная Схема состоит их текстовой части, включающей в себя раздел 1 – Общие положения, раздел 2 - Виды рекламных конструкций, места размещения которых определены в Схеме, а также из следующих документов: 1) общая схема размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода (выполнена с использованием картографических материалов документов территориального планирования (схем территориального планирования и генерального плана Великого Новгорода) в масштабе от 1:500; 2) сводная таблица рекламных конструкций на территории Великого Новгорода, содержащая координаты X и У центра (середины) информационного(ых) поля(ей) в отношении 295 рекламных конструкций; 3) карты размещения рекламных конструкций.

Текст Постановления № 3913 без прилагаемой Схемы опубликован в газете «Новгород» (спецвыпуск «Новгород официальный») от 16 июля 2021 года № 17 (44) (1925). В полном объеме данное постановление (вместе с утверждаемой Схемой) опубликовано в сетевом издании «Интернет-газета «Новгород» www.gazetanovgorod.ru 16 июля 2021 года и на сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет www.adm.nov.ru/page43036 19 июля 2021 года.

Общество с ограниченной ответственностью «НовгородСИП» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мэру Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода о признании недействующим Постановления № 3913, указав, что Общество является собственником электронного табло (экрана), размещенного по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи оборудования от 1 августа 2015 года. Место размещения данной рекламной конструкции предусматривалось Схемой размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода, утвержденной Постановлением от 22.05.2014г. № 2681 (в редакции Постановления от 05.06.2019г. № 2272), признанной утратившей силу оспариваемым Постановлением. Также оспариваемым постановлением из утвержденной вновь Схемы место размещения рекламной конструкции по адресу: <...> исключено, что, по мнению Общества, не является мотивированным и обоснованным, свидетельствует о создании Администрацией дискриминационных условий на рынке рекламы в Великом Новгороде и противоречит положениям пункта 8 статьи 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, как указывает административный истец, в нарушение законодательства, в частности постановления Администрации Великого Новгорода от 31 июля 2017 года № 3210 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации Великого Новгорода, Мэра Великого Новгорода», при принятии оспариваемого постановления оценка регулирующего воздействия его проекта не проводилась.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области, Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Великого Новгорода, ГОКУ «Новгородавтодор», для дачи заключения – прокурор.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 28 января 2022 года административное исковое заявление Общества удовлетворено, постановлено признать постановление Администрации Великого Новгорода от 15 июля 2021 года № 3913 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода» недействующим полностью с момента его принятия.

В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Общества, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверной их оценке. В обоснование доводов Администрация указала, что не согласна с выводом суда первой инстанции о допущенном нарушении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проекта Постановления № 3913 и утвержденной им Схемы в части не выполнения мероприятий, установленных пунктами 2.7, 2.8, 2.9 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации Великого Новгорода, Мэра Великого Новгорода, утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 31 июля 2017 года № 3210, поскольку проект имел среднюю степень регулирующего воздействия и не требовал прохождения процедуры размещения уведомления о разработке предполагаемого правового регулирования. Кроме того, несмотря на то, что из проекта оспариваемого Постановления, прошедшего оценку регулирующего воздействия, в последующем исключен ряд мест размещения рекламных конструкций, включая рекламную конструкцию по адресу: <...> у Администрации отсутствовала обязанность проводить повторно оценку регулирующего воздействия проекта нормативного акта.

Обществом, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Новгородской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу Администрации.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции мэр Великого Новгорода, представители Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Великого Новгорода, ГОКУ «Новгородавтодор», будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителей Администрации Скиданову В.Ф. и Акимову Е.В., поддержавших доводы жалобы, представителей Общества Авраменко Ю.В. и Гусева А.И., представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области Торговину О.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 38-ФЗ законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с приведенным Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 04 марта 1997 года № 4-П, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций урегулированы статьей 19 Федерального закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, а также содержит нормы о полномочиях органов местного самоуправления в названной области общественных отношений: органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"(часть 5.8).

Муниципальное образование Великий Новгород, наделенное Областным законом Новгородской области от 07 апреля 2004 года № 284-ОЗ «О наделении сельских районов и города Великий Новгород статусом муниципальных районов и городского округа Новгородской области и утверждении границ их территорий» статусом городского округа, в соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 38 статьи 9 Устава муниципального образования городского округа – Великий Новгород, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 02 октября 2017 года № 1267, вправе решать вопросы местного значения городского округа, к которым относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций.

Проанализировав положения Федеральных законов № 131-ФЗ и № 38-ФЗ, Устава муниципального образования городского округа – Великий Новгород, Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденного решением Думы Великого Новгорода 29 декабря 2016 года № 1064, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление принято в пределах полномочий исполнительного органа местного самоуправления, с соблюдением формы и порядка опубликования (обнародования) нормативного правового акта.

Вместе с тем, разрешая спор и устанавливая обстоятельства, указанные в статье 213 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Администрацией процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в связи с допущенными нарушениями порядка проведения оценки регулирующего воздействия его проекта.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона № 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (часть 5).

Согласно части 3 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 28.03.2016г. № 947-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов» порядок проведения органами местного самоуправления городского округа Великий Новгород, а также муниципальных округов и муниципальных районов Новгородской области, включенных в перечни, прилагаемые к настоящему областному закону, оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, утверждается муниципальными нормативными правовыми актами.

На момент принятия оспариваемого нормативного акта действовал Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации Великого Новгорода, Мэра Великого Новгорода, утвержденный Постановлением Администрации Великого Новгорода от 31.07.2017г. N 3210, (далее – Порядок).

Пункт 1.5 указанного Порядка определял, что оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте акта:

высокая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение действующих актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (подпункт 1.5.1.);

средняя степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные действующими актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение действующих актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (подпункт 1.5.2.);

низкая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение действующих актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (подпункт 1.5.3.).

Согласно пункту 1.6. Порядка оценка регулирующего воздействия проекта акта состоит из следующих этапов:

размещение разработчиком уведомления о разработке предполагаемого правового регулирования на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет (далее - официальный сайт): www.adm.nov.ru и на едином портале (далее - Портал): www.regulation.novreg.ru (размещение уведомления о разработке предполагаемого правового регулирования осуществляется только в отношении проектов актов, указанных в подпункте 1.5.1 настоящего Порядка);

подготовка разработчиком проекта акта и проведение в отношении его публичных консультаций с составлением сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия по их итогам;

подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта акта (далее - заключение по результатам ОРВ) уполномоченным структурным подразделением.

В случае разработки проектов актов, имеющих высокую степень регулирующего воздействия, разработчик размещает на официальном сайте и Портале уведомление о разработке предлагаемого правового регулирования по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и примерный перечень вопросов для участников публичных консультаций (пункты 2.2., 2.4. Порядка).

Разработчик рассматривает и оценивает все предложения и замечания, поступившие в письменной или электронной форме в рамках подготовки проекта акта не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока для подачи заинтересованными лицами своих предложений и замечаний, указанного в уведомлении, и составляет свод поступивших предложений и замечаний по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку (пункт 2.7. Порядка).

По результатам рассмотрения и оценки поступивших предложений и замечаний разработчик определяет целесообразность введения соответствующего регулирования и не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока для подачи заинтересованными лицами предложений и замечаний, определенного уведомлением, принимает мотивированное решение о разработке проекта акта или об отказе от разработки проекта акта, за исключением случаев, когда обязательность принятия соответствующего нормативного правового акта прямо предусмотрена действующим федеральным законодательством (пункт 2.8. Порядка).

При принятии решения о необходимости разработки проекта акта разработчик осуществляет его подготовку с учетом поступивших от заинтересованных лиц предложений и замечаний либо без их учета.

При отказе от учета предложений и замечаний, поступивших в ходе приема предложений в рамках подготовки проекта акта, разработчик в своде предложений и замечаний мотивированно аргументирует причину отказа от их учета (пункт 2.9 Порядка).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением Администрации Великого Новгорода от 22 мая 2014 года № 2681 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода», предусматривавшая, в том числе место под размещение рекламной конструкции по адресу: <...>), принадлежащей Обществу, и эксплуатируемой им на основании разрешения Администрации от 30 декабря 2014 года № <...> (в редакции постановления Администрации Великого Новгорода от 10 февраля 2016 года № 430).

В 2019 году на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети «Интернет» размещено уведомление о разработке проекта постановления Администрации Великого Новгорода «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода» (т. II, л.д. 223 – 226).

Данным уведомлением Комитет архитектуры и градостроительства Администрации извещал о начале обсуждения идеи концепции предлагаемого правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц в отношении проекта постановления Администрации Великого Новгорода «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода»; устанавливались сроки приема предложений с 26 апреля по 8 мая 2019 года, срок размещения на сайте Администрации Великого Новгорода сводки предложений – не позднее 17 мая 2019 года.

Принимая во внимание, что с учетом установленного пунктом 1.6 Порядка требования о размещении разработчиком уведомления о разработке предполагаемого правового регулирования на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет и на едином портале только в отношении проектов актов, имеющих высокую степень регулирующего воздействия, судебная коллегия приходит к выводу, что разработчик идеи концепции предлагаемого правового регулирования и проекта постановления Администрации Великого Новгорода «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода» Комитет архитектуры и градостроительства Администрации определил их высокую степень регулирующего воздействия.

Ввиду чего, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по результатам проведенного обсуждения Администрацией в соответствии с пунктом 2.7 Порядка должен быть составлен свод поступивших предложений и замечаний. Между тем, такой свод предложений и замечаний Администрацией суду не представлен. Не представлены Администрацией и доказательства того, что поступившие в рамках проведенного обсуждения предложения и замечания (при их наличии) были учтены Администрацией в последующем при принятии решения о необходимости разработки проекта нормативного акта либо Администрация мотивированно отказалась от их учета (пункты 2.8, 2.9 Порядка).

Также судом первой инстанции установлено, что 21 июля 2020 года на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет в целях проведения оценки регулирующего воздействия размещен проект постановления Администрации Великого Новгорода «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода» со схемой размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода, пояснительной запиской и перечнем вопросов в рамках проведения публичных консультаций по проекту акта.

Как следует из проекта, общая схема размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода и сводная таблица рекламных конструкций предусматривали места размещения 341 рекламной конструкции, в том числе место размещения рекламной конструкции по адресу: <...>

По результатам проведенного публичного обсуждения проекта 20 августа 2020 года Администрацией составлен свод поступивших предложений и замечаний по проекту, из которого следует, что при проведении публичного обсуждения от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области поступило 2 предложения по проекту, которые отклонены разработчиком проекта.

Согласно сводному отчету о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта от 21 июля 2020 года (т. II, л.д. 243 – 244) публичное обсуждение проекта проведено в период с 21 июля по 14 августа 2020 года; степень регулирующего воздействия проекта акта – средняя, поскольку проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные действующими актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункты 1.7, 1.8); новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей или ограничений отсутствуют (пункт 1.11).

Согласно заключению об оценке регулирующего воздействия проекта акта от 8 сентября 2020 года (т. II, л.д. 7) комитетом экономического развития и инвестиций Администрации Великого Новгорода сделаны выводы о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования; об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета Великого Новгорода.

В последующем, после завершения процедуры оценки регулирующего воздействия проекта нормативного акта Администрацией внесены изменения в проект: проект дополнен текстовой частью, включающей в себя раздел 1 – Общие положения, раздел 2 – Виды рекламных конструкций, места размещения которых определены в Схеме; из схемы размещения рекламных конструкций (картографический материала), сводной таблицы рекламных конструкций исключены 46 рекламных конструкций, в том числе рекламная конструкция - электронное табло- по адресу: г<...>

С данными изменениями проект спорного нормативного акта согласован с Министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Инспекцией государственной охраны культурного наследия Новгородской области, ГОКУ «Новгородавтодор» и 15 июля 2021 года подписан Мэром Великого Новгорода.

Проанализировав изменения, внесенные Администрацией в проект нормативного акта об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода после проведенной оценки регулирующего воздействия, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данные изменения являются существенными и вводят новые ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанные с обязанностью по не размещению в ранее согласованных местах эксплуатируемых рекламных конструкций, по демонтажу ранее установленных рекламных конструкций, что повышает степень регулирующего воздействия нормативного акта до высокой и безусловно требовало проведение оценки регулирующего воздействия измененного проекта нормативного акта.

Поскольку оценка регулирующего воздействия измененного проекта нормативного акта Администрацией проведена не была, вывод суда первой инстанции о существенном нарушении предусмотренного законом порядка принятия оспариваемого постановления, вопреки доводам апелляционной жалобы, является правильным.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют приведенным положениям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

Довод Администрации о том, что оценка регулирующего воздействия может быть проведена и уже действующего нормативного акта, не опровергает правильность вывода суда первой инстанции, поскольку установленная федеральным и областным законодательством процедура экспертизы муниципальных нормативных правовых актов не подменяет процедуру проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов.

Разрешая административный спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не установила.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий И.А. Алещенкова

Судьи Л.В. Макарова

Е.Б. Павлова