ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1357/19 от 10.01.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Курач Е.В. № 33а-1286/2020

Докладчик: Киклевич С.В. (№ 2а-1357/2019)

(42RS0010-01-2019-001648-25)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Киклевич С.В.,

судей Быковой С.В., Пронченко И.Е.,

при секретаре Любушкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киклевич С.В. административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области к Карманову Валерию Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе Карманова Валерия Михайловича на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 11 октября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 11 по Кемеровской области) обратилась в суд с иском к Карманову В.М. о взыскании недоимки по налогу.

Требования мотивированы тем, что нa налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 11 пo Кемеровской области состоит в качестве налогоплательщика Карманов В.М., которому исчислен транспортный налог за 2017 год в сумме 3 800 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 256 995 руб., за 2017 год в сумме 305 881 руб., а также земельный налог за 2017 год в сумме 114 072 руб. Налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 11.09.2018 года об уплате налога. На неуплаченную сумму недоимки, в соответствии со ст. 75 Налоговой кодекса Российской Федерации, должнику начислены пени. В связи с тем, что обязанность по уплате налогов должником не исполнена ему направлено требование от 14.12.2018 года . С учетом изложенного административный истец просил взыскать с Карманова В.М. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 111 руб. 50 коп. (с учетом погашения задолженности в порядке зачета), и пени – 5 руб. 27 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 252 117 руб. (с учетом уменьшения налога за 2016 в размере 4 878 руб.) и пени 235 руб. 54 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 305 881 руб.; задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 114 072 руб. и пени - 285 руб. 18 коп.

Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 11 октября 2019 года, с учетом определения от 21 ноября 2019 года об исправлении описки, исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Карманов В.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что суд не учел, что с 01.01.2019 года закон позволяет вернуть переплаченные налоги за три предыдущих периода оспоренной кадастровой стоимости при расчете налога на имущество физических лиц, и взыскал указанный налог на ряд объектов исходя из ранее определенной кадастровой стоимости, которая изменена решением суда. Помимо этого, налоговая инспекция и суд применили в расчете земельный участок, который в 2017 году был снят с учета и из него выделили два участка, на которые были зарегистрированы права только в 2018 году. Однако в расчете за 2017 года учтены все три земельных участка. Кроме того, суд не привел в решении расчета задолженности, из чего она складывается, согласился с расчетом истца, который не обосновал возникновение задолженности.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Карманов В.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по Кемеровской области Сухарев И.Н., против доводов апелляционной жалобы возражал.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя административного истца, административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пп. 2 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения признаются в том числе, автомобили, снегоходы, катера, моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Кемеровской области от 28.11.2002 года № 95-ОЗ «О транспортном налоге» на территории Кемеровской области установлен и введен в действие транспортный налог, определены ставки налога.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Кемеровской области от 23.11.2015 № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» таковой определена дата - 1 января 2016 года.

Решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 26.11.2015 года № 48-Н «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Киселевский городской округ» определены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Киселевский городской округ».

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами в порядке, предусмотренном ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 27.10.2011 года № 66-Н «Об установлении земельного налога на территории Киселевский городской округ» определены налоговые ставки по земельному налогу.

В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Карманов В.М. в 2017 году являлся собственником транспортного средства <данные изъяты> тип ТС - автомобили легковые, государственный регистрационный знак связи с чем им подлежит уплате транспортный налог.

Межрайонной ИФНС России № 11 по Кемеровской области в соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации Карманову В.М. исчислен транспортный налог за 2017 год в сумме 3 800 руб.

Согласно сведениям полученным налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, из органов, осуществляющих государственную регистрацию, в 2016 – 2017 годах Карманов В.М. являлся собственником следующего недвижимого имущества:

квартиры, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 89,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1778,50, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

жилого дома, адрес: <адрес>, кадастровой , площадь 312,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

здания административно-бытового комбината, адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадь 896,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

нежилого здания, адрес: <адрес>, <адрес>. <адрес> кадастровый , площадь 520,10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

блока гаражей, адрес<адрес>, <адрес>, кадастровый , площадь 407, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадь 35,90, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

гаража, адрес: <адрес>, кадастровый , Площадь 424,40, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

основного строения, адрес: <адрес>, <адрес>,<адрес> кадастровый , площадь 45,90, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

АЗС, адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадь 55,50, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес><адрес>, <адрес>, помещение , кадастровый , площадь 330, дата регистрации нрава ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения; адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес> кадастровый , площадь 60,20, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес> кадастровый , площадь 76,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес> кадастровый , площадь 19, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

насосной нефтебазы, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 19,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

проходной завода, адрес: <адрес> Кадастровый , площадь 23,40, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадь 68,10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 233,20, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

ресторана «Русская кухня», адрес: <адрес> кадастровый , площадь 944,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

административного здания, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 473,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

механического цеха, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 981,90, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

моторосборочного цеха, адрес: <адрес> Кадастровый , площадь 1985,20, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

квартиры, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 211,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

иного строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес> кадастровой , площадь 28,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

шиномонтажных мастерских, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 514.10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с наличием вышеперечисленного имущества, Карманову В.М. исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 256 995 руб. и за 2017 год в размере 305 881 руб.

Также материалами дела подтверждено, что Карманов В.М. является плательщиком земельного налога.

Так, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о наличии в собственности Карманова В.М. в 2017 году следующих земельных участков:

адрес: <адрес>, кадастровый , площадь - 1500, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 3822,42, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1500, дата регистрации права 10.06 2014 года;

адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 1256, дата регистрации права 16 05.2014 года;

адрес<адрес> В, кадастровый , площадь 9627, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

адрес<адрес>, кадастровый , площадь 15878, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 5331, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Межрайонной ИФНС России № 11 по Кемеровской области административному ответчику исчислен земельный налог за 2017 год в сумме 114 072 руб.

07.03.2018 года, через личный кабинет налогоплательщика, Карманову В.М. направлено налоговое уведомление от 01.03.2018 года, содержащее расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 256 995 руб., с указанием срока уплаты – не позднее 07.05.2018 года.

10.05.2018 года, через личный кабинет налогоплательщика, Карманову В.М. направлено требование по состоянию на 10.05.2018 года, об уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц за 2016 год в вышеуказанном размере, со сроком исполнения - до 14.06.2018 года.

Далее, 16.09.2018 года, через личный кабинет налогоплательщика, административному ответчику направлено налоговое уведомление от 11.09.2018 года, содержащее расчет транспортного налога за 2017 год в сумме 3 800 руб., расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 313 120 руб., перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год по пяти объектам налогообложения, расчет земельного налога за 2017 год в сумме 114 072 руб. Срок уплаты налогов установлен – не позднее 03.12.2018 года.

По причине неуплаты в установленный срок транспортного и земельного налогов за 2017 год, налогоплательщику была исчислена пеня на недоимку в размере 9 руб. 50 коп. и 285 руб. 18 коп. соответственно.

14.12.2018 года Карманову В.М. направлено требование по состоянию на 14.12.2018 года, об уплате налогов и пени в общей сумме 669 537 руб. 88 коп., со сроком исполнения - до 15.01.2019 года.

Требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены с административным иском в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный срок задолженность по уплате налогов административным ответчиком не погашена, процедура направления налогового уведомления, требования, а также срок и порядок обращения в суд за взысканием недоимки соблюдены.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они постановлены с нарушением норм материального и процессуального права.

Порядок, сроки и последовательность процедуры взимания налогов, в том числе, принудительной, посредством обращения в судебные органы, подробно урегулированы Налоговым законодательством Российской Федерации.

Так, пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Порядок исчисления срока обращения в суд в порядке искового производства с учетом ранее использованного способа взыскания задолженности закреплен в п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных ст. 52, 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В рассматриваемом случае, с учетом приведенных положений закона, регламентирующих процедуру взимания недоимки по налогу, а также правил, содержащихся в ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц за 2016 год подлежал уплате в срок не позднее 1 декабря 2017 года, соответственно днем выявления недоимки по уплате налога является 04 декабря 2017 года (следующий рабочий день после даты, определяющей окончание срока уплаты налога).

Таким образом, уведомление об уплате данного налога должно было быть направлено налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа, а требование об уплате налога и пени – не позднее 04 марта 2018 года.

Вместе с тем, указанные сроки налоговым органом соблюдены не были. Уведомление об уплате налога направлено налогоплательщику только 07.03.2018 года, требование (по состоянию на 10.05.2018 года) об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год направлено лишь в мае 2018 года.

Направление требования об уплате налога и пени с нарушением установленного законом срока влечет пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности.

При этом доказательств наличия уважительных причин пропуска налоговым органом установленных законом сроков в процедуре взимания налога не представлено.

Невозможно отнести к таковым сообщение УФНС России по Республике Алтай, данное по запросу Межрайонной ИФНС России № 11 по Кемеровской области о предоставлении разъяснений в части сроков формирования налогового уведомления по начислениям за 2016 год, в том числе, по налогу на имущество физических лиц. Данное сообщение не содержит каких-либо обоснований наличия уважительных причин пропуска налоговым органом сроков.

Более того, даже если исходить из сроков уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год, содержащихся в налоговом уведомлении от 01.03.2018 года и требовании об уплате налога по состоянию на 10.05.2018 года, возможность взимания указанной недоимки в судебном порядке, исходя из суммы налога, а также периода обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, налоговым органом утрачена.

С позицией административного истца о соблюдении налоговым органом сроков взимания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, исходя из правил, содержащихся в абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае судебная коллегия не может согласиться.

Действительно, в соответствии абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Возможность направления налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, предусмотрена и п. 3 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем указанные положения закона подлежат применению во взаимосвязи с иными нормами налогового законодательства, в том числе устанавливающими сроки направления налогового уведомления и предусматривающими случаи, допускающие возможность не направлять налоговое уведомление, в частности, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей (абз. 3 п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, следует учитывать ежегодную обязанность налогоплательщика по уплате налога, и в случае ее неисполнения, исходя из положений ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, такую же обязанность налогового органа ежегодно в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки направлять требование об уплате налога и пени. И только в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику в срок не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что по настоящему делу размер налога на имущество физических лиц за 2016 год составляет более 100 руб., сумма задолженности по налогу за указанный год составляет более 500 руб., при этом иных поименованных в законе обстоятельств, исключающих направление налогоплательщику налогового уведомления и налогового требования в общие сроки, не имеется, направление налоговым органом налогоплательщику уведомления об уплате налога и требования об уплате налога и пени в марте и мае 2018 года соответственно, требованиям закона не соответствует и свидетельствует о нарушении процедуры взимания налогов, в том числе, принудительного их взыскания.

Включение в налоговое уведомление от 11.09.2018 года ряда объектов налогообложения налогом на доходы физических лиц, в связи с перерасчетом указанного налога за 2016 год, не свидетельствует о продлении сроков взимания недоимки и по иным объектам налогообложения данным налогом за 2016 год, содержащимся в налоговом уведомлении от 01.03.2018 года, поскольку в силу ст. 71, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не лишает налоговый орган возможности обращения в суд в пределах сумм, указанных в первоначальном требовании об уплате задолженности.

Исходя из изложенного, не применив закон, подлежащий применению, суд дал неправильную оценку вышеуказанным обстоятельствам, связанным с несоблюдением административным истцом процедуры и сроков принудительного взыскания недоимки за 2016 год.

Оценивая доводы апелляционной жалобы административного ответчика о необходимости применения при взыскании недоимки по налогу сведений об измененной решением суда кадастровой стоимости, судебная коллегия полагает возможным с ними согласиться исходя из следующего.

Как было указано ранее, налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения налога на имущество физических лиц и земельного налога определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу с 01 января 2019 года.

Абз. 4 п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции вышеуказанного закона, установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Аналогичным образом, урегулирован вопрос определения налоговой базы объектов налогообложения земельного налога – абз. 4 п. 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года, в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года, и внесенная в ЕГРН, подлежит учету при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, с учетом ограничений, содержащихся в ст.ст. 52 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации, относительно периода перерасчета сумм ранее исчисленного налога.

Дата начала применения на территории Кемеровской области кадастровой стоимости в целях определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц - 1 января 2016 года.

Вместе с тем, судом первой инстанции данные положения закона не были учтены, что повлекло принятие неправильного решения.

Как следует из материалов дела, в том числе решений Кемеровского областного суда от 21 января 2019 года и 22 января 2019 года, действительно, была пересмотрена и установлена равной рыночной кадастровая стоимость следующих объектов недвижимости, принадлежащих административному ответчику: нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый ; нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> (цех ЖБИ), кадастровый ; нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый ; нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый ; нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый ; нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый .

Сведения об установленной на основании решений Кемеровского областного суда кадастровой стоимости внесены в ЕГРН в марте 2019 года.

Учитывая, что юридически значимые события для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения имели место после 01 января 2019 года, доводы административного истца о применении положений Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01 января 2019 года, при исчислении налога на имущество физических лиц являются правомерными.

В силу п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 8 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено применение расчета суммы налога на имущество физических лиц, предполагающего постепенное увеличение уплаченной за предыдущий налоговый период суммы налога, рассчитанной по инвентаризационной стоимости, на разницу между суммами налога, рассчитанными исходя из кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости, с учетом понижающего коэффициента.

Согласно данной норме сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 указанной статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;

К – коэффициент применительно к каждому налоговому периоду.

Пунктом 9 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.

Таким образом, исходя из указанной выше цели применения расчета, содержащегося в п. 8 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, с применением понижающих коэффициентов, пунктом 9 статьи 408 Налогового кодекса предусмотрено, что коэффициенты применяются только в том случае, если сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная по кадастровой стоимости, превышает сумму налога, исчисленную за предыдущий налоговый период по инвентаризационной стоимости.

С учетом приведенных положений закона о порядке исчисления налога на имущество физических лиц, принимая во внимание сведения о суммах налога, исчисленных исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации, представленных налоговым органом в соответствующем расчете (л.д. 90 – 93), расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год по объектам налогообложения с кадастровыми номерами , , , , , следует производить без учета положений п. 8 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации и применения понижающего коэффициента, в силу превышения значения Н 2 соответствующего значения Н 1, то есть следующим образом:

объект налогообложения с кадастровым номером : 2 394 000 руб. (кадастровая стоимость) * 0,50 % (ставка налога) * 12/12 (налоговый период) = 11 970 руб.;

объект налогообложения с кадастровым номером : 1 119 000 руб. * 0,50 % * 12/12 = 5 595 руб.;

объект налогообложения с кадастровым номером 151 000 руб. * 0,50 % * 12/12 = 775 руб.;

объект налогообложения с кадастровым номером 2 281 000 руб. * 0,50 % * 12/12 = 11 405 руб.;

объект налогообложения с кадастровым номером : 2 318 000 руб. * 0,50 % * 12/12 = 11 590 руб.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год по объекту налогообложения с кадастровым номером , с применением понижающего коэффициента, следующий: 353 000 руб. (кадастровая стоимость) * 0,50 % (ставка налога) * 0,4 (понижающий коэффициент применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации)* 12/12 (налоговый период) = 706 руб.

В остальной части размер подлежащего уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год налоговым органом исчислен верно, расчет налога судебной коллегией проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен.

Таким образом, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в общей сумме составляет 98 981 руб.

Требования налогового органа о взыскании с ответчика налога на имущество физических лиц за 2016 год, по объектам налогообложения, включенным в налоговое уведомление от 11.09.2018 года, в связи с перерасчетом по налоговому уведомлению , судебная коллегия находит обоснованными в части.

В соответствии с абз. 1 п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абз. 2 п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год по объектам налогообложения с кадастровыми номерами , и , произведен налоговым органом в связи с поступлением от налогоплательщика в 2018 году сведений об изменении налоговой базы (кадастровой стоимости), что подтверждено сторонами в ходе рассмотрения дела.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год по указанным объектам налогообложения судебной коллегией проверен, является верным.

При таких обстоятельствах, с учетом также того, что перерасчет налога не привел к увеличению ранее исчисленных сумм налога по указанным объектам, судебная коллегия находит правомерным включение его в налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты – не позднее 03.12.2018 года.

В остальной части перерасчет ранее исчисленного налога на имущество физических лиц за 2016 год по объектам налогообложения, включенным в налоговое уведомление от 11.09.2018 года, налоговым органом не мотивирован, основания для перерасчета применительно к налоговому уведомлению , не названы, в силу чего к указанной недоимке не подлежат применению новые сроки уплаты.

Разрешая заявленные налоговым органом требования о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу за 2017 год, что составляет в общей сумме 114 357 руб. 18 коп., из которой налог 114 072 руб., пеня 285 руб. 18 коп., а также недоимки по транспортному налогу за 2017 год в общей сумме 2 116 руб. 77 коп., из которой налог 2 111 руб. 50 коп. (с учетом частичного погашения в порядке зачета), пеня – 5 руб. 27 коп., судебная коллегия исходит из того, что процедура взыскания указанных налогов налоговым органом не нарушена, требование о взыскании налогов является обоснованным, у ответчика возникла обязанность по оплате транспортного и земельного налогов в связи с наличием в собственности транспортных средств и земельных участков, при этом обязанность по уплате налогов ответчиком в добровольном порядке не исполнена. Размер подлежащих уплате налогов и пени исчислен налоговым органом правильно, судебной коллегией проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен.

Доводы апелляционной жалобы о включении налоговым органом в подсчет земельного налога объектов, право на которые за административным ответчиком зарегистрированы только в 2018 году, а также применении неактуальной кадастровой стоимости земельных участков, судебной коллегией не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам, включенным в требование об уплате налога , посредством обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, а после его отмены, с административным иском в суд, налоговым органом соблюдены.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения, которым требования административного истца следует удовлетворить частично, взыскать с Карманова В.М. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 2 116 руб. 77 коп., задолженность по земельному налогу за 2017 год в сумме 114 357 руб. 18 коп., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 4 642 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 98 981 руб., в остальной части требований отказать.

В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 5 398 руб.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 11 октября 2019 года отменить, принять новое решение, которым административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Кемеровской области к Карманову Валерию Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Карманова Валерия Михайловича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Кемеровской области недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 111 рублей 50 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 5 рублей 27 копеек, недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 114 072 рубля, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 4 642 рубля, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 98 981 рубль. В остальной части требований отказать.

Взыскать с Карманова Валерия Михайловича в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 5 398 рублей.

Председательствующий:

Судьи: