ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1361/2023 от 19.02.2024 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Минина О.Н. УИД 11RS0020-01-2023-002093-66

Дело № 33а-1509/2024 (№ 2а-1361/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

судей Колосовой Н.Е., Пешкина А.Г.,

при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 февраля 2024 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 декабря 2023 года по административному исковому заявлению исполняющей обязанности прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о концессии.

Заслушав доклад материалов дела судьи Колосовой Н.Е., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

установила:

Исполняющая обязанности прокурора Удорского района Республики Коми Пашкина Н.А. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МО МР «Удорский» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неинициировании открытого конкурса в целях заключения концессионных соглашений в отношении объектов систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования муниципального района «Удорский», расположенных в селах Большая Пысса и Глотово, возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов: тепловые сети протяженностью 782 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 715342,00 руб., остаточной стоимостью 173610,00 руб., введены в эксплуатацию в 1983 г. (с. Большая Пысса); сети водоснабжения протяженностью 961 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 99463,00 руб., остаточной стоимостью 62485,00, введены в эксплуатацию в 1983 г.; сети водоотведения протяженностью 546 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 1,00 руб., остаточной стоимостью 1,00 руб., введены в эксплуатацию в 1983 г. (с. Большая Пысса); тепловые сети протяженностью 347 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 3000,00 руб., остаточной стоимостью 3000,00 руб., введены в эксплуатацию в 1979 г. (с. Глотово). В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией МР «Удорский» федерального законодательства, в том числе о муниципальной собственности, установлено, что в собственность муниципального района «Удорский» в 2020-2021 годах приняты сети тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, расположенные на территории селах Большая Пысса, Глотово, сведения о зарегистрированных правах на сети в с. Большая Пысса внесены в ЕГРН 07.08.2021, в с. Глотово - 08.02.2022. Учитывая наличие сведений о дате ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов, передача прав владения или пользования сетями тепло-, водоснабжения и водоотведения в с. Большая Пысса, Глотово возможна только по концессионному соглашению. АО «Коми тепловая компания» является ресурсоснабжающей организацией и обеспечивает предоставление коммунальных услуг в ряде населенных пунктов, в том числе в с. Большая Пысса, Глотово. Между тем предложение о заключении договора концессии в отношении указанных объектов в АО «Коми тепловая компания» должностными лицами администрации подготовлено только 01.02.2023, то есть спустя более 1 года после принятия сетей тепло- и водоснабжения в с. Большая Пысса, с. Глотово в муниципальную собственность, тогда как своевременное направление предложения о заключении концессии могло способствовать надлежащему обслуживанию сетей в рамках договора о концессии. Неисполнение должностными лицами администрации МО МР «Удорский» полномочий по передаче в установленном порядке объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения по договорам концессии не соответствует закону и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц при предоставлении данных коммунальных услуг на территории с. Большая Пысса, Глотово и может повлечь за собой перебои при поставке коммунальных ресурсов в связи с ветхостью сетей.

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц акционерное общество «Коми тепловая компания», Министерство строительства и ЖКХ Республики Коми, Комитет Республики Коми по тарифам, АО "Коми коммунальные технологии".

Прокурор в ходе судебного разбирательства требования изменил, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в длительной непередаче сетей теплоснабжения, расположенных в с. Большая Пысса и в с. Глотово, в установленном законом порядке фактическому пользователю, в не инициировании открытого конкурса в целях заключения концессионных соглашений в отношении объектов систем водоснабжения и водоотведения в с. Большая Пысса, увеличив срок, в течение которого администрация обязана провести открытый конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении сетей водоснабжения и водоотведения, до 1 года 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

По итогам рассмотрения дела судом постановлено решение, в соответствии с которым административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Удорский», выразившееся в длительной непередаче сетей теплоснабжения, расположенных в с. Большая Пысса и в с. Глотово, в установленном законом порядке фактическому пользователю. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Удорский», выразившееся в неинициировании открытого конкурса в целях заключения концессионных соглашений в отношении объектов систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования муниципального района «Удорский», расположенных в с. Большая Пысса. Обязана администрация муниципального образования муниципального района «Удорский» в течение 1 года 6 месяцев после вступления решения в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении следующих объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования муниципального района «Удорский», расположенных в с. Большая Пысса: сети водоснабжения протяженностью 961 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 99463,00 руб., остаточной стоимостью 62485,00, введены в эксплуатацию в 1983 г.; сети водоотведения протяженностью 546 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 1,00 руб., остаточной стоимостью 1,00 руб., введены в эксплуатацию в 1983 г.

Одновременно определением суда от 12 декабря 2023 года принят отказ прокурора от исковых требований к администрации муниципального района «Удорский» о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении следующих объектов теплоснабжения муниципального образования муниципального района «Удорский», расположенных в с. Большая Пысса и с. Глотово: тепловые сети протяженностью 782 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 715342,00 руб., остаточной стоимостью 173610,00 руб., введены в эксплуатацию в 1983 г. (с. Большая Пысса); тепловые сети протяженностью 347 м с кадастровым номером <Номер обезличен>, балансовой стоимостью 3000,00 руб., остаточной стоимостью 3000,00 руб., введены в эксплуатацию в 1979 г. (с. Глотово). Производство по административному делу в этой части прекращено.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация муниципального района «Удорский», со ссылкой на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств, ненадлежащую правовую оценку представленных доказательств, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что на протяжении 2022 и 2023 г.г. администрация предпринимала меры по передаче тепловых сетей, расположенных в с. Большая Пысса и с. Глотово, что подтверждается перепиской с министерствами и ведомствами. Выезд в с. Большая Пысса по обследованию сетей водоснабжения и водоотведения был запланирован на 2023 г., весной и осенью 2023 г. состояться не смог в виду распутицы, а летом в период отпусков, и смог быть осуществлен только в начале декабря 2023 г. (после открытия пешеходной ледяной переправы через реку. 6.12.2023 комиссией осуществлен осмотр сетей водоотведения и водоснабжения в с. Большая Пысса, в ходе которого установлено, что сети водоотведения не соответствуют требованиям Федерального закона № 416-ФЗ от 7.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», в связи с чем постановлением администрации МР «Удорский» от 12.12.2023 № 1205 изменено наименование и назначение объекта недвижимости, сети поименованы как иные сооружения производственного назначения, внесены изменения в технический план сооружения производственного назначения (сети водоотведения) и приказом Управления муниципальным имуществом администрации муниципального района «Удорский» № 12 от 29.01.2024 сооружение производственного назначения, 1983 года завершения строительства, протяженностью 546 м. с кадастровым № 11:09:4601001:509 внесено в реестр муниципального имущества муниципального района «Удорский». Сети водоснабжения, протяженностью 961 м, кадастровый номер <Номер обезличен>, расположенные по адресу: Республика Коми, Удорский район, с.Большая Пысса, являются неотъемлемой частью водонапорной башни, используемой АО «Коми тепловая компания», право собственности на которую ими не оформлено. Централизованная система холодного водоснабжения, в которую входит водонапорная башня, насосная станция и сети водоснабжения являются комплексом технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды в котельную. Кроме того, сети водоснабжения с. Большая Пысса технологически связаны с котельной поселения, имеют точки присоединения объектов, возможность эксплуатации объектов автономно, участвуют в единой технологической системе теплоснабжения. Котельная принадлежит на праве собственности АО «КТК», которое эксплуатирует сети водоснабжения, без сетей водоснабжения функционирование котельной не возможно. Здание насосной станции подключено к системе электроснабжения, плательщиком является АО «Коми тепловая компания». Здания насосной станции и водонапорной башни обслуживают работники АО «Коми тепловая компания». Водонапорная башня находится в пользовании АО «КТК», без ее функционирования, как составляющей части работа котельной, тепловых сетей и сетей водоснабжения не возможна. Обязанность по проведению открытого конкурса на право заключения концессионных соглашений не у администрации отсутствует, так как в ее адрес не поступало предложений о заключении таких соглашений. Постановлением администрации МР «Удорский от 26.01.2024 г. № 54 утвержден перечень объектов МО МР «Удорский», в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения в 2024 г., в перечень включены сети водоснабжения.

Прокуратурой Удорского района Республики Коми поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца прокурор Юдин А.В. полагал, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственность муниципального района «Удорский» в 2020 – 2021 г. приняты:

- тепловые сети протяженностью 782 м с кадастровым номером 11:09:4601001:514, балансовой стоимостью 715342,00 руб., остаточной стоимостью 173610,00 руб., введены в эксплуатацию в 1983 г. (с. Большая Пысса);

- сети водоснабжения протяженностью 961 м с кадастровым номером 11:09:4601001:517, балансовой стоимостью 99463,00 руб., остаточной стоимостью 62485,00, введены в эксплуатацию в 1983 г. (с. Большая Пысса);

- сети водоотведения протяженностью 546 м с кадастровым номером 11:09:4601001:509, балансовой стоимостью 1,00 руб., остаточной стоимостью 1,00 руб., введены в эксплуатацию в 1983 г. (с. Большая Пысса);

- тепловые сети протяженностью 347 м с кадастровым номером 11:09:2201001:623, балансовой стоимостью 3000,00 руб., остаточной стоимостью 3000,00 руб., введены в эксплуатацию в 1979 г. (с. Глотово).

Сведения о зарегистрированных правах на сети в с. Большая Пысса внесены в ЕГРН 07 августа 2021 г., в с. Глотово - 08 февраля 2022 г. Данные участки сетей тепло- и водоснабжения и водоотведения являются частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения с. Большая Пысса, с. Глотово.

Постановлениями главы МР «Удорский» от 21 июня 2023 года №572 и 576 Удорскому филиалу АО «Коми тепловая компания» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территориях сельских поселений Большая Пысса и Глотово.

АО «Коми тепловая компания» является ресурсоснабжающей организацией и обеспечивает предоставление коммунальных услуг в ряде населенных пунктов района, в том числе в с. Большая Пысса и в с. Глотово.

Предложение о заключении договора концессии в отношении указанных объектов в АО «Коми тепловая компания» должностными лицами администрации подготовлено только 01.02.2023, то есть более 1 года после принятия сетей тепло- и водоснабжения в с. Большая Пысса в муниципальную собственность.

В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации МО МР «Удорский» 27.03.2023 прокурором внесено представление. Как следует из ответа администрации от 10.05.2023 № 938/01-27, представление рассмотрено и удовлетворено, администрацией ведется переписка с АО «Коми тепловая компания» для заключения договоров концессии.

07.11.2023 Комитетом Республики Коми по тарифам проведено совещание по вопросу передачи на законных основаниях объектов теплоснабжения, расположенных по адресу: Республика Коми, Удорский район, с. Большая Пысса и с. Глотово, на котором принято решение о рассмотрении возможности передачи тепловых сетей по договору аренды в пользование АО «КТК» в соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона №190-ФЗ, как лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, и данная часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Ко дню рассмотрения дела судом первой инстанции администрацией МР «Удорский» подготовлены и направлены в АО «Коми тепловая компания» проекты договоров о передаче в аренду спорных сетей теплоснабжения.

Приказом Управления муниципальным имуществом администрации МР «Удорский» от 29 января 2024 года № 12 в реестр муниципального имущества внесено сооружение производственного назначения, 1983 года завершения строительства, протяженностью 546 м., с кадастровым номером <Номер обезличен> в с. Большая Пысса, объект недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> (ранее сети водоотведения) зарегистрирован как иные сооружения производственного назначения, что подтверждается выпиской из ЕГРН и техническим планом сооружения.

Постановлением администрации МР «Удорский от 26.01.2024 г. № 54 утвержден перечень объектов МО МР «Удорский», в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения в 2024 г., в перечень включены сети водоснабжения с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральных законов № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003, № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее по тексту Закон о теплоснабжении), № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», установив, что в силу закона, администрация МО МР «Удорский» обязана незамедлительно с момента поступления имущества в собственность, в предусмотренном законом порядке, предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, однако указанные требования действующего законодательства не выполнила, меры, направленные на передачу сетей теплоснабжения, расположенных в с. Большая Пысса и в с. Глотово, в установленном законом порядке фактическому пользователю, предприняла только 01.02.2023, то есть более 1 года после принятия сетей в муниципальную собственность, а мер, направленных на инициирование открытого конкурса в целях заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, до ноября 2023 года не предприняла, тогда как своевременное направление предложения о заключении концессии могло способствовать надлежащему обслуживанию сетей, пришел к выводу о наличии незаконного бездействия администрации муниципального образования муниципального района «Удорский».

При этом суд не установил обстоятельств, объективно препятствующих административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества на основании концессионных соглашений или по договору аренды до подачи иска прокурором.

Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на анализе исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует материалам дела и требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 указанной нормы передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В силу частей 2 и 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Как следует из указанной выше нормы, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Аналогичные требования в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в частях 1, 3, 5, 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию спорных объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о наличии незаконного бездействия администрации муниципального образования муниципального района «Удорский», выразившегося в длительной непередаче сетей теплоснабжения, расположенных в с. Большая Пысса и в с. Глотово, в установленном законом порядке фактическому пользователю, а также в неинициировании открытого конкурса в целях заключения концессионных соглашений в отношении объектов систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования муниципального района «Удорский», расположенных в с. Большая Пысса и возложил на администрацию обязанность в течение 1 года 6 месяцев после вступления решения в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении сетей водоснабжения протяженностью 961 м с кадастровым номером <Номер обезличен> и водоотведения протяженностью 546 м с кадастровым номером <Номер обезличен>

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу законодательства о концессионных соглашениях с момента поступления имущества в муниципальную собственность муниципального образования муниципального района «Удорский» обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по передаче спорных сетей теплоснабжения фактическому пользователю по договору аренды, а также по организации конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении сетей водоснабжения и водоотведения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки. Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.

Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества в установленном законом порядке не установлены.

Доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов, ответчиком не представлено, что свидетельствует о незаконном бездействии муниципального образования муниципального района «Удорский».

Незаконное бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования муниципального района «Удорский», пользующихся соответствующими услугами.

Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения являются несостоятельными и отмену судебных актов не влекут, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение наименования и назначения сетей водоотведения на иные сооружения не влечет отмены или изменения решения суда, так как произведено после принятия судом решения.

Тот факт, что сети водоснабжения, водоотведения, водонапорная башня являются частью единого комплекса с сетями теплоснабжения указанного населенного пункта, являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, был предметом оценки суда первой инстанции и эти доводы обоснованно отвергнуты.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, направлены на иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Удорский»- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 февраля 2024 года.

Председательствующий-

Судьи-