ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1367/2021 от 03.02.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

33а-562/2022 (33а-9804/2021)

2а-1367/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 февраля 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Дорохиной Т.С., Хакимовой О.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Орска о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений,

по представлению прокурора Советского района г. Орска

на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 октября 2021 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С., пояснения прокурора Губаревой О.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Исполняющий обязанности прокурора Советского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеназванным иском к администрации Советского района г. Орска указав, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры области, проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве, организации пляжного отдыха администрацией Советского района г. Орска. В ходе проверке установлено отсутствие на территории Советского района г. Орска пляжей соответствующих законодательству РФ. Администрацией района не определены места массового отдыха в границах водных объектов на территории Советского района г. Орска. Население района 67 тыс. человек, которые посещают зоны купания в районе несанкционированных пляжей ((адрес).), где отсутствуют информационные знаки, обозначающие запрет купания на водном объекте. Оповещение населения о запрете использования водных объектов для купания в неустановленных местах, через средства массовой информации не осуществлялось. Указанное является нарушением требований Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Водного кодекса РФ, Положений об администрации района г. Орска.

С учетом уточненных требований, просит суд признать бездействие администрации Советского района г. Орска по неисполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей Советского района г. Орска и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, незаконным; обязать администрацию Советского района г. Орска до 1 мая 2022 года опубликовать в средствах массовой информации об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории Советского района г. Орска.

В судебном заседании суда первой инстанции представители истца поддержали требования по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчика - администрации Советского района г. Орска исковые требования прокурора не признали. Суду пояснили, что на территории района нет организованных пляжей, поскольку это обязанность администрации г. Орска. Работа по установке запрещающих аншлагов администрацией района начата 26 мая 2021 года, т.е. до открытия купального сезона, однако жителями района данные таблички уничтожались. Администрацией повторно выставлялись запрещающие знаки в местах несанционированных пляжей. Совместно с представителя администрации, МЧС, полиции проводились рейды и профилактические мероприятия, раздавались памятки по соблюдению мер безопасности. По итогам рейдов составлено 6 административных протоколов по ст. 7.8 Закона Оренбургской области № 489/55-111-ОЗ от 1 октября 2003 года за купание в местах, где выставлены аншлаги с запрещающими знаками, КДН и ЗП администрации района рассмотрено 4 административных протокола по ст. 5.35 КоАП РФ в отношении родителей, чьи дети находились без присмотра на водных объектах. Проводились совещания с участием представителей МЧС по вопросам предотвращения несчастных случаев на воде. В средствах массовой информации, а именно: на сайте администрации, в газете «Орская хроника» ограничения и запреты посещения водных объектах доводятся до населения, всего размещено 11 информаций. Просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица - администрации г.Орска просил отказать в удовлетворении требований прокурора Советского района г. Орска. Пояснил, что Советский район г. Орска является территориальной единицей муниципального образования г. Орск, поэтому в обязанности района строительство и организация пляжа на территории района не входит. Все мероприятия по обеспечению безопасности пребывания людей на водных объектах (несанкционированных пляжей) на территории района выполняются, что подтверждается представленными доказательствами.

Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления исполняющего обязанности прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Орска о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений, - отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, прокурор Советского района г. Орска подал апелляционное представление.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации Советского района г. Орска, заинтересованного лица администрации г.Орска, УЖКДХиТ администрации г. Орска, МЧС по Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, заслушав доводы прокурора, поддержавшего апелляционное представление, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пунктам 15, 24 и 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в числе прочего относятся:

создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно п. 32 ч.1 ст. 16 Федерального закона , к вопросам муниципального, городского округа относится осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Разрешая требования прокурора, отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что требования прокурора о проведении мероприятий по созданию условий для массового отдыха жителей Советского района г. Орска, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, не может быть предъявлено к административному ответчику.

Судебная коллегия согласна с выводами суда.

Материалами дела подтверждается, что 5 августа 2021 года прокуратурой района на основании задания прокуратуры области, проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве, организации пляжного отдыха администрацией Советского района г. Орска.

Согласно акту ст. помощника прокурора от 5 августа 2021 года, в ходе проверке установлено отсутствие на территории (адрес) пляжей соответствующих законодательству РФ, имеются зоны купания (несанкционированные пляжи) в районе (адрес), где отсутствуют информационные знаки, обозначающие запрет купания на водном объекте.

Статьей 4 Решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 4 июня 2012 г. № 23-362 «Об Уставе муниципального образования «город Орск Оренбургской области» определено, что общая структура местного самоуправления г. Орска обусловлена функционированием города как единого муниципального образования. Территориальными единицами города являются районы, образованные с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующей территории, численности населения, возможности решения вопросов местного значения с учетом интересов населения.

В целях реализации полномочий муниципального образования определены и обустроены санкционированные места – пляжи: (адрес), которые получили разрешение Роспотребнадзора на работу и прошли подготовку к летнему сезону.

Постановлением администрации г. Орска от 7 мая 2018 г. №1919-п утверждены меры по предотвращению несчастных случаев на водных объектах МО г. Орск.

Пунктом 1 названного постановления утвержден перечень водных объектов, используемых для массового отдыха, который состоит из 4 объектов из которых 3 расположены на территории Ленинского района, 1 объект пос. Ударник в районе муниципального автономного учреждения «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка г. Орск».

Пунктом 9 Постановления № 1919-п предписано Октябрьскому, Советскому и Ленинскому районам г. Орска организовать мероприятия по подготовке водных объектов к купальному сезону, определить необорудованные места массового купания людей и установить знаки безопасности на воде, предупреждающие и запрещающие купание, обеспечит их сохранность в течение купального сезона.

Аналогичные мероприятия рекомендованы руководителям предприятий, учреждений, организаций, лагерям отдыха, Управлению образования города и т.д. (пункты 6,7 Постановления № 1919-п).

Пунктом 11 Постановления Управлению по делам ГО, ПБ и ЧС администрации г. Орска поручено организовать: контроль за установкой предупреждающих и запрещающих знаков по безопасности на воде, их наличием в течение купального сезона; через СМИ доведение до населения правил поведения на водных объектах, недопущение купания в неорганизованных местах.

Учитывая, что территориальные единицы - районы г. Орска, в частности Советский район г. Орска не является муниципальным образованием, который осуществляет полномочия в области водных правоотношений, доказательств противоправного бездействия со стороны администрации Советского района г. Орска материалы дела не содержат, учитывая, что требования к администрации г.Орска Оренбургской области прокурором не заявлялись, вывод суда об отказе в удовлетворении требований прокурора к администрации Советского района г. Орска является правомерным.

В целом, доводы апелляционного представления не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта; сводятся к переоценке доказательств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ; не опровергают выводов суда, а содержат субъективное толкование правовых норм и обстоятельств дела и потому - не могут служить основанием к отмене этого решения.

Несогласие прокурора с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционное представления прокурора Советского района г. Орска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 КАС РФ через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: