ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1374/2021 от 07.10.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Малахов С.Л. (дело № 2а-1374/2021)

Докладчик: Карболина В.А. Дело № 33-7703/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Карболиной В.А.,

судей Черных С.В., Жегалова Е.А.,

при секретаре Хлебникове А.М.,

с участием прокурора Космыниной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 7 октября 2021 г. гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Центрального района г. Новосибирска Чувозеровой Т.О. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 марта 2021 г., которым административное исковое заявление прокуратуры Центрального района г. Новосибирска о признании бездействия государственного органа незаконным, оставлено без удовлетворения,

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения прокурора Космыниной Ю.А., Конопинской О.В., представителя Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Центрального района г.Новосибирска» - Радич И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Центрального района города Новосибирска обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» выразившееся в непродлении срока действия удостоверения многодетной семьи Конопинской О.В.;

- возложить на административного ответчика обязанность продлить срок действия удостоверения и предоставить денежные выплаты на приобретение одежды обучающимся в образовательных организациях детям Конопинской О.В., в связи с нарушением оспариваемым бездействием прав и законных интересов Конопинской О.В.

В иске указано, что прокуратурой Центрального района г. Новосибирска по поручению прокуратуры г. Новосибирска проведена проверка по обращению Конопинской О.В. о нарушении прав её несовершеннолетних детей, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной поддержке многодетных семей.

В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что Конопинской О.В. в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района Министерства социального развития Новосибирской области» предоставлены документы, подтверждающие рождение четвертого ребенка, поскольку по заявлению Конопинской О.В. от 13.09.2012 последней ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района Министерства социального развития Новосибирской области» выдано удостоверение многодетной семьи со сроком действия до 11.04.2019 на троих детей (до совершеннолетия Самойлова В.С., <данные изъяты> Конопинской О.В. 04.10.2013 (до совершеннолетия Самойлова В.С.) предоставлены документы в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района Министерства социального развития Новосибирской области», подтверждающие рождение четвертого ребенка, в связи с чем, по заявлению последней от 04.10.2013, срок действия удостоверения установлен с 04.10.2013 по 11.04.2019.

Однако после совершеннолетия Самойлова В.С. семья Конопинской О.В. не потеряла статус многодетной семьи с учетом требований ч. 1 ст. 3 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 533-ОЗ, в то время как ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района Министерства социального развития Новосибирской области» в нарушение п. 5 Порядка и ч. 5 ст. 7 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 522-ОЗ срок действия удостоверения семье Конопинской О.В. не продлен.

В данном случае письменное заявление о продлении срока действия удостоверения многодетной семьи не требовалось, в связи с предоставлением заявителем до совершеннолетия Самойлова В.С. (старшего ребенка) документов, подтверждающих рождение четвертого ребенка.

Отказ в удовлетворении заявления Конопинской О.В. от 19.12.2019 о предоставлении денежной выплаты на приобретение одежды обучающимся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, и предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с поступлением ребенка в первый класс общеобразовательной организации, расположенной на территории Новосибирской области, в связи с отсутствием документа, подтверждающего право на предоставление данной меры социальной поддержки (удостоверения многодетной семьи), также является незаконным.

Выявленные нарушения требований действующего законодательства, направленного на охрану жизни, здоровья и защиту прав несовершеннолетних, являются недопустимыми в силу чрезмерной значимости, поскольку создают предпосылки для причинения вреда здоровью, нравственному и духовному развитию.

Прокуратурой Центрального района г. Новосибирска в результате проведения проверки 12.10.2020 в адрес руководителя ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» внесено представление, которое по результатам рассмотрения оставлено без удовлетворения.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 марта 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С указанным судебным решением не согласился помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Чувозерова Т.О.

В апелляционном представлении прокурора изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 марта 2021 г., принятии нового об удовлетворении иска.

В обоснование доводов представления указано, что в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 имеет на иждивении 4 детей.

На основании заявления ФИО1 от 13.09.2012 ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» выдано удостоверение многодетной семьи сроком действия с 13.09.2012 по 11.04.2019 на троих детей (до совершеннолетия ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, сослался на отсутствие у ответчика возможности для продления удостоверения, поскольку ФИО3 в 2018 г. от удостоверения отказалась и возвратила его.

Факт отказа ФИО1 в 2018 г. от удостоверения многодетной семьи не влияет на обязанность ответчика по продлению срока действия удостоверения, поскольку такая обязанность возникла у ответчика после направления ФИО1 04.10.2013 заявления и документов, подтверждающих рождение четвертого ребенка, срок действия удостоверения многодетной семьи должен быть продлен ответчиком до 30.07.2021 (до совершеннолетия ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

Заявитель ФИО1, однажды отказавшись от предоставления мер социальной поддержки, впоследствии не лишена права обратиться с заявлением о предоставлении таких мер при наличии действительного удостоверения многодетной семьи.

Вывод суда об избрании ФИО1 иного субъекта РФ для получения мер социальной поддержки – по месту пребывания в г. Красноярске и отсутствии оснований для получения мер социальной поддержки в г. Новосибирске, ошибочен. В ходе рассмотрения дела не установлен факт обращения заявителя с аналогичным заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, в связи с поступлением ребенка в первый класс и на приобретение одежды обучающихся, а также факт получения указанных выплат на территории г. Красноярска. Данное обстоятельство свидетельствует, что ФИО1 не утратила право на обращение за данной мерой социальной поддержки многодетной семьи на территории г. Новосибирска.

Определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 6 июля 2021 г. определено перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства; передать настоящее дело для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда, поскольку заявленное в иске бездействие и оспариваемое решение ответчика связано с реализацией социальных прав истца на получение денежной выплаты на детей.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Новосибирска, по поручению прокуратуры г. Новосибирска проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении прав ее несовершеннолетних детей.

В ходе проверки установлено, что по заявлению ФИО1 от 13.09.2012 в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» ей выдано удостоверение многодетной семьи, сроком действия с 13.09.2012 по 11.04.2019 на троих детей (до совершеннолетия ФИО2<данные изъяты>

04.10.2013 ФИО1 (до совершеннолетия ФИО2) в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» предоставлены документы, подтверждающие рождение четвертого ребенка, в связи с чем, срок действия удостоверения установлен с 04.10.2013 по 11.04.2019.

ФИО1 обратилась в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, в связи с поступлением ребенка в первый класс и ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды для детей, обучающихся в общеобразовательных организациях.

Уведомлениями от 20.12.2019 ФИО1 отказано в предоставлении указанных государственных услуг, в связи с непредоставлением необходимых для оказания государственной услуги документов, а именно, удостоверения многодетной семьи.

прокуратурой Центрального района г. Новосибирска в адрес ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке многодетных семей с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, в том числе, по выдаче ФИО1 удостоверения многодетной семьи на весь срок наличия статуса многодетной семьи.

Полагая отказ ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» в предоставлении ФИО1 вышеперечисленных государственных услуг незаконным, считая, что поскольку после совершеннолетия ФИО2 семья ФИО1 не потеряла статус многодетной семьи, с учетом требований части 1 статьи 3 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 №533-03, однако ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска», в нарушение пункта 5 Порядка и части 5 статьи 7 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 №533-03 срок действия удостоверения семье ФИО1 не продлен, прокуратура Центрального района г. Новосибирска обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3), а неполная семья - семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей (пункт 2.4.2).

В целях обеспечения защиты семьи, материнства, отцовства и детства на территории Новосибирской области постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 30.09.2010 N 533-ОСД принят Закон Новосибирской области от 06.10.2010 N 533-03 "О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области" устанавливающий меры социальной поддержки многодетных семей, основания их предоставления, приостановления, прекращения и возобновления, порядок учета многодетных семей, полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей (статья 1).

Согласно части 1 статьи 3 названного Закона, его действие распространяется на многодетные семьи - семьи, постоянно проживающие на территории Новосибирской области, в том числе приемные семьи, в которых хотя бы один из родителей (опекунов, попечителей) является гражданином Российской Федерации и имеют трех и более детей (родных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц, в возрасте до восемнадцати лет или старше восемнадцати лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях независимо от их организационно-правовых форм до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет (далее - многодетная семья).

Согласно части 5 статьи 7 названного Закона удостоверение многодетной семьи выдается на срок наличия у семьи статуса многодетной.

В силу части 1 статьи 7 закона Новосибирской области от 06.10.2010 N 533- ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области" в целях реализации прав многодетных семей на социальную поддержку в Новосибирской области, государственные казенные учреждения Новосибирской области, подведомственные областному уполномоченному органу (далее - центры социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи осуществляют учет многодетных семей.

Согласно части 2 той же статьи названного Закона, основанием для постановки на учет многодетной семьи, имеющей право на меры социальной поддержки, является удостоверение многодетной семьи, выданное родителям (опекунам, попечителям) либо одному из родителей (опекунов, попечителей), указанному в удостоверении многодетной семьи, центром социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи.

Исходя из положений статьи 7 названного Закона, постановка на учет носит заявительный характер.

Как уже указано выше, удостоверение многодетной семьи выдано ФИО1 на троих детей 13.09.2012 сроком действия по 11.04.2019.

17.06.2018 ФИО1 обратилась в мэрию г. Новосибирска с заявлением о возвращении за ненадобностью удостоверения многодетной семьи <данные изъяты> 13.09.2012 и снятии ее семьи с учета как многодетной, что подтверждается копией заявления ФИО1 представленным в материалы дела, в связи с чем, ее семья была снята с учета в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска».

19.12.2019 ФИО1 обратилась в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» с заявлением о предоставлении ей государственной услуги - единовременной денежной выплаты в связи с поступлением ребенка в первый класс и на приобретение одежды обучающихся для обучающихся в образовательных организациях, в предоставлении которой ей было отказано.

Исходя из вышеизложенных норм законодательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что, поскольку ФИО1 удостоверение многодетной семьи было возвращено, последняя снята с учета в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска», более, до 19.12.2019 ФИО1 с заявлением о выдаче ей удостоверения многодетной семьи в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г. Новосибирска» не обращалась, у ответчика отсутствовала предусмотренная вышеуказанным законодательством обязанность по осуществлению выплат по заявлению от 19.12.2019.

При этом как указано выше, основанием предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, с учетом требований Закона Новосибирской области от 06.10.2010 N 533-03 "О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области" является удостоверение многодетной семьи, выданное в соответствие со статьей 7 названного Закона.

Так же, исходя из того, что у ответчика отсутствовала возможность для продления удостоверения многодетной семьи, в связи с отказом ФИО1 ранее от такого удостоверения и его возращения заявителю, суд пришел к выводу, что требование о признании бездействия ответчика по продлению срока действия удостоверения многодетной семьи ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Кроме того, судом из материалов дела установлено, что ФИО1 с 16.07.2009 по 01.08.2014 была зарегистрирована по адресу: г. <данные изъяты>

С 29.08.2015 по 29.08.2025 зарегистрирована по месту пребывания г. <данные изъяты> согласно справки территориального отделения КГКУ «УСЗН» по Октябрьскому району в г. Красноярске от 24.01.2020 .

Ранее, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Новосибирска по делу установлено, что Управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г.Красноярске ФИО1 23.08.2017 выдана справка (действительно по 30.07.2021) о том, что семья ФИО1 имеет статус многодетной семьи.

При этом, из представленных в материалы дела справок из Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске от 30.01.2019 , от 01.02.2019 , а так же справки от 24.01.2020 территориального отделения КГКУ «УСЗН» по Октябрьскому району в г. Красноярске, судом указано, что ФИО1 является получателем ежемесячного пособия на детей 2003, 2012, ДД.ММ.ГГГГ г.р., получателем субсидии на оплату жилого помещения по 31.03.2018, а затем получателем указанной субсидии с 01.01.2020.

Таким образом, исходя из анализа указанных обстоятельств, суд пришел к выводу об избрании ФИО1 иного субъекта РФ для получения мер социальной поддержки - по месту пребывания в <адрес>.

Предоставление одновременно мер социальной поддержки многодетной семьи ФИО1 в г. Красноярске и в г. Новосибирске, действующим законодательством не предусмотрено.

Поскольку судом основное требование о признании бездействия административного ответчика по продлению срока действия удостоверения многодетной семьи ФИО1 оставлено без удовлетворения, суд пришел к выводу, что не подлежит удовлетворению требование и об обязании ответчика продлить срок действия удостоверения и предоставить денежные выплаты по заявлению от 19.12.2019, как производного от основного требования.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции и находит правильным в силу положений п.4 части 1 ст.330 ГПК РФ решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить в полном объеме иск прокурора Центрального района г.Новосибирска.

Признать незаконным бездействие ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Центрального района г.Новосибирска» по продлению срока действия удостоверения многодетной семье ФИО1

Обязать ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Центрального района г.Новосибирска» продлить срок действия удостоверения многодетной семьи ФИО1 до 30.07.2021года и предоставить ФИО1 меру социальной поддержки, предусмотренную п.8 части 1 ст.8 Закона Новосибирской области от 06.10.2010г. №533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» в виде ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в отношении детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.

Заявляя требования о признании незаконным бездействия ответчика по продлению срока действия удостоверения многодетной семьи ФИО1, истец исходит из того, что обязанность продлить срок действия удостоверения возникла у ответчика и не была им исполнена в 2013году, после подачи ФИО1 04.10.2013 заявления по форме, установленной Постановлением -п, а также ФИО6 регламентом, в отдел пособий и социальных выплат Центрального района г.Новосибирска о выдаче удостоверения многодетной семьи с приложением к нему свидетельства о рождении ФИО5

Порядок продления удостоверения многодетной семьи регламентирован ФИО6 регламентом предоставления государственной услуги по выдаче, продлению действия, замене, признанию недействительным удостоверения многодетной семьи, утвержденным приказом Минсоцразвития Новосибирской области от 16.08.2012 №819 ( в редакции от 18.12.2012) (далее – Административный регламент). Доводы ответчика о том, что срок действия удостоверения не может быть продлен до даты совершеннолетия старшего ребенка противоречат требованиям законодательства, данного условия для продления срока действия удостоверения не содержится ни в Административном регламенте, ни в Постановлении Правительства Новосибирской области от 27 января 2012г. №41-п «О порядке выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи и форме удостоверения многодетной семьи» (в редакции от 27.01.2012).

Более того, также не подтверждается позиция ответчика о непредоставлении ФИО1 при подаче заявления 04.10.2013 полного пакета документов.

Так, согласно п.30 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является представление заявителем лично или поступление по почте документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

При поступлении документов заявителя по почте, специалист проверяет наличие документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В случае, если к заявлению, направленному по почте, не приложены или приложены не все документы, установленные пунктом 12 Административного регламента, специалист возвращает заявителю в 10-дневный срок с даты получения и регистрации в день получения этих документов, заявление и приложенные к нему документы. Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

Как указано в п.9 административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является одно из следующих действий: выдача удостоверения многодетной семьи; продление срока действия удостоверения многодетной семьи; выдача дубликата удостоверения многодетной семьи.

В данном деле ответчик после поступления от ФИО1 заявления со свидетельством о рождении четвертого ребенка в ранее выданном свидетельстве многодетной семьи указал о наличии у заявителя 4 детей и посчитал это результатом оказанной услуги.

То обстоятельство, что заявление ответчиком возвращено заявителю не было, свидетельствует о том, что заявителем предоставлен полный пакет документов, результатом оказанной услуги могло быть одно из следующих решений: выдача удостоверения многодетной семьи; продление срока действия удостоверения многодетной семьи, отказ в выдаче/продлении удостоверения. Ни одно из указанных решений ответчиком принято не было, фактически заявление оставлено без рассмотрения.

Такой услуги как указание в удостоверении сведений о родившихся детях ФИО6 регламентом не предусмотрено. Ответчик самовольно в отсутствии законных оснований указывает результаты и условия оказания государственных услуг, что является недопустимым.

Таким образом, ответчик, получив от ФИО1 заявление от 04.10.2013г., необоснованно установил срок действия удостоверения многодетной семьи по 11.04.2019, срок действия удостоверения многодетной семьи ответчиком должен быть продлен до 30.07.2021г. Ответчик с 14.10.2013 незаконно бездействовал и не принял мер по продлению срока действия удостоверения многодетной семьи ФИО1

В 2012г. ФИО1, имеющая на иждивении троих несовершеннолетних детей: ФИО5, <данные изъяты>, ФИО4, <данные изъяты> рождения, ФИО2, <данные изъяты>, обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении удостоверения многодетной семьи с приложением полного пакета документов. ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» выдано удостоверение многодетной семьи сроком действия с 13.09.2012 по 11.04.2019 (до совершеннолетия ФИО2, <данные изъяты>.).

31.08.2013 у ФИО1 родился четвертый ребенок ФИО5.

04.10.2013г. ФИО1 обратилась с заявлением в отдел пособий и социальных выплат Центрального района г.Новосибирска о выдаче удостоверения многодетной семьи, приложив к заявлению свидетельство о рождении ФИО5

Согласно п.5 Постановления Правительства Новосибирской области от 27.01.2012г. №41-п «О порядке выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи и форме удостоверения многодетной семьи» ( в редакции от 27.01.2012, действовавшей на дату обращения ФИО1 с заявлением к ответчику 04.10.2013) (далее – Постановление №41-п) удостоверение многодетной семьи выдается на срок наличия у семьи статуса многодетной.

Срок действия удостоверения подлежит продлению отделом по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи при предоставлении документов, указанных в подпунктах 1-3,6 п.3 Порядка на срок наличия у семьи статуса многодетной.

А именно среди документов, необходимых для продления срока действия удостоверения, заявителю требуется предоставить: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; свидетельства о рождении детей; выписку из решения органов опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства); справку, выданную учебным заведением, об обучении ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста.

Ответчик, получив заявление ФИО1 от 04.10.2013г. установленной формы с приложением документов, подтверждающих рождение четвертого ребенка, рассмотрев данные документы установил срок действия удостоверения многодетной семьи с 04.10.2013 по 11.04.2019.

Судебная коллегия считает, что ответчик необоснованно установил срок действия удостоверения по 11.04.2019г., срок действия удостоверения многодетной семьи ответчиком должен был быть продлен до 30.07.2021, то есть до совершеннолетия ФИО4,31.07<данные изъяты>

Доводы ответчика о том, что ФИО1 в связи с изменением места жительства в 2018 году не является субъектом предоставления льгот в 2019году, предусмотренных для многодетных семей, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации места жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 №619-О-П).

Согласно статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 утвердительно показала, что она с детьми зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. В 2019-2020 учебном году несовершеннолетние ФИО5 и ФИО4 обучались в МБОУ «Экономический лицей» по адресу: <адрес>.

Доводы ФИО1 подтверждаются материалами дела: информацией МБОУ г.Новосибирска «Экономический лицей», согласно которой, в 2019-2020 учебном году в МБОУ ЭКЛ обучались в очном режиме несовершеннолетние ФИО5 и ФИО4.

ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания в <адрес> с 29.08.2015 по 29.08.2025г., при этом ФИО1 так же зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <...>, с 01.08.2014 по 31.07.2024г. ФИО1 и ее дети – ФИО5, ФИО4, ФИО5 в 2019году проживали на территории г.Новосибирска.

Дети зарегистрированы по месту жительства: <адрес>. В 2019 – 2020 учебном году в МБОУ «Экономический лицей», расположенном по адресу: <адрес>, обучались в очном режиме несовершеннолетние ФИО5 (1 «г» класс) и ФИО4 (9 «е» класс), что подтверждается табелями посещаемости, представленными образовательным учреждением.

В 2019 году ФИО5 посещал МКДОУ «Детский сад », что подтверждается табелем посещаемости.

По поручению прокуратуры Центрального района инспектором ГПДН ОУУП и ПДН ОП «Центральный» УМВД России по г.Новосибирску была опрошена соседка ФИО1ФИО7, проживающая в <адрес> в <адрес>, которая сообщила, что проживает по данному адресу с 2007 года. С ФИО1 лично не знакома, только здоровается, семья ФИО1 проживала по указанному адресу в квартире <данные изъяты> и в 2019году.

Таким образом, факт постоянного проживания семьи ФИО1 на дату обращения к ответчику с заявлением от 19.12.2019 на территории Новосибирской области подтверждается материалами дела.

ФИО1 19.12.2019г. в соответствии с действующим законодательством обратилась с заявлением о назначении денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся в отдел социальной поддержки населения по месту жительства, ответчиком было незаконно отказано в назначении выплаты. Законодательством не предусмотрен запрет на получение разных мер социальной поддержки по месту жительства в случае, если семья ранее была признана многодетной по месту пребывания в другом регионе.

19.12.2019г. ФИО1 обратилась в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г.Новосибирска» с заявлением о предоставлении денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся.

По результатам рассмотрения заявления в предоставлении денежной выплаты было отказано в связи с отсутствием удостоверения многодетной семьи.

Данная мера социальной поддержки предусмотрена п.8 части 1 ст.8 Закона Новосибирской области от 06.10.2010г. №533-ОЗ « О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» - ежегодная денежная выплата на приобретение одежды обучающихся для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

ФИО1 обратилась с заявлением о назначении данной меры социальной поддержки по месту жительства и имела право на назначение данной выплаты, предусмотренной многодетным семьям, проживающим на территории Новосибирской области.

Кроме того, в соответствии с Законом Красноярского края от 09.12.2010 №11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае», такая мера социальной поддержки как ежегодная денежная выплата на приобретение одежды обучающихся для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – не предусмотрена на территории Красноярского края.

Поскольку законодательством предусмотрена выдача удостоверения многодетной семьи, как по месту жительства, так и по месту пребывания заявителя (п.2 Постановления №41-п) не обоснован довод ответчика о невозможности получения разных мер социальной поддержки многодетной семьей, признанной многодетной на территории Новосибирской области по месту проживания, ранее признанной многодетной по месту пребывания – в Красноярском крае.

Ответчиком ФИО1 было отказано в предоставлении меры социальной поддержки только в связи с отсутствием документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки (удостоверения многодетной семьи).

При условии надлежащего исполнения ответчиком предусмотренной законом обязанности по продлению срока действия удостоверения многодетной семьи в 2013 году, удостоверение многодетной семьи ФИО1 на дату обращения с заявлением о назначении выплаты в 2019 году являлось действующим.

В соответствии с п.10 Постановления -п удостоверение признается недействительным в случаях: истечения срока его действия; порчи удостоверения (изменение его внешнего вида); при утрате удостоверения. Ни один из указанных случаев не установлен в рассматриваемом деле. Так, удостоверение многодетной семьи ФИО1 не было испорчено или утрачено.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в мэрию г.Новосибирска с заявлением о возвращении действующего удостоверения многодетной семьи и снятии семьи с учета как многодетной, в связи с чем ее семья была снята с учета в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Центрального района г.Новосибирска».

Возможность снятия с учета многодетной семьи, имеющей действующее удостоверение многодетной семьи, как и отказ от данного удостоверения, а также его возврат заявителем законодательством не предусмотрены, порядок действий в случае возврата действующего удостоверения не регламентирован.
Оснований для уничтожения действующего удостоверения многодетной семьи у ответчика не имелось.

Предоставление мер социальной поддержки осуществляется в заявительном порядке, при этом заявитель, отказавшись от предоставления мер социальной поддержки, впоследствии не лишен права обратиться с заявлением о возобновлении предоставления таких мер при наличии действительного удостоверения многодетной семьи.

Указанное свидетельствует о том, что ФИО1 в соответствии с действующим законодательством обратилась с заявлением в отдел социальной поддержки граждан по месту своего жительства и имела права на назначение денежной выплаты на приобретение одежды обучающимся, предусмотренной многодетным семьям, проживающим на территории Новосибирской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 23 марта 2021года отменить и принять новое решение, которым удовлетворить в полном объеме иск прокурора Центрального района г.Новосибирска.

Признать незаконным бездействие ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Центрального района г.Новосибирска» по продлению срока действия удостоверения многодетной семье ФИО1

Обязать ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Центрального района г.Новосибирска» продлить срок действия удостоверения многодетной семьи ФИО1 до 30.07.2021года и предоставить ФИО1 меру социальной поддержки, предусмотренную п.8 части 1 ст.8 Закона Новосибирской области от 06.10.2010г. №533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» в виде ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в отношении детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Апелляционное представление помощника прокурора Центрального района г.Новосибирска удовлетворить.

Председательствующий-

Судьи: