ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1378/20 от 26.01.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Ахунова Г.Г.

УИД 16RS0045-01-2020-003173-81

в суде первой инстанции дело №2а-1378/2020

в суде апелляционной инстанции дело №33а-1553/2021

Учет № 024а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2021 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Трошина С.А.,

судей Куляпина Д.Н., Моисеевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ханнанове Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куляпина Д.Н. административное дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Авиастроительного района города Казани Гавриленко Е.Н. и по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 17 сентября 2020 года, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах Перцевой Александры Ильиничны, к начальнику Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Кузнецову А.А., заместителю начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Соловьевой Е.А., врио начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Аманову Р.Р., Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании действий, выразившихся в непредставлении информации обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>, незаконными, и возложении обязанности предоставить Перцевой Александре Ильиничне сведения обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан, оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца прокурора Авиастроительного района города Казани – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Татарстан Уркаева О.О., поддержавшего доводы апелляционного представления и полагавшего апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, объяснения представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Ахмадуллиной Л.Р., высказавшейся против доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Авиастроительного района города Казани, действующий в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Перцевой А.И., обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее – УВМ МВД по Республике Татарстан) Кузнецова А.А., УВМ МВД по Республике Татарстан и МВД по Республике Татарстан и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав Перцевой А.И.

В обоснование требований указано, что 3 декабря 2019 года Перцева А.И. обратилась в муниципальное казенное учреждение «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани») по вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставив заявление и документы, подтверждающие факт ее регистрации и регистрации членов ее семьи по адресу: <адрес>, а также выписку из домовой книги по указанному адресу, содержащую сведения по состоянию на 17 апреля 2018 года.

Распоряжением главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» от 20 января 2020 года № 21р Перцевой А.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что ею не представлены сведения о количестве граждан, зарегистрированных по адресу: <адрес>.

Не согласившись с данным распоряжением главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани», Перцева А.И. обратилась в прокуратуру Авиастроительного района города Казани за помощью в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В ходе проведенной проверки по указанному обращению Перцевой А.И., в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратурой Авиастроительного района города Казани в адрес УВМ МВД по Республике Татарстан направлено требование от 15 апреля 2020 года №02-01-05-2020 о предоставлении информации о точном количестве граждан, зарегистрированных и проживающих по адресу: <адрес>, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан.

21 апреля 2020 года в прокуратуру Авиастроительного района города Казани поступил ответ УВМ МВД по Республике Татарстан о том, что МВД России, осуществляя регистрационный учет граждан Российской Федерации, не аккумулирует данные обо всех лицах, зарегистрированных (снятых с регистрационного учета) в конкретном жилом помещении по определенному адресу, в связи с чем возможность предоставления запрашиваемой информации отсутствует.

В ответ на повторное требование прокуратуры района от 28 апреля 2020 года № 02-01-05-2020 о предоставлении информации с дополнением о предоставлении сведений о гражданах, зарегистрированных по указанному адресу с 1 августа 2018 года по настоящее время, административным ответчиком направлен ответ, аналогичный по содержанию ответу от 21 апреля 2020 года №25/3036 об отсутствии возможности предоставить истребуемые сведения.

Прокурор Авиастроительного района города Казани, полагая, что непредставление УВМ МВД по Республике Татарстан сведений обо всех гражданах, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает жилищные права Перцевой А.И., просил признать действия начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Кузнецова А.А., УВМ МВД по Республике Татарстан, МВД по Республике Татарстан, выразившиеся в непредоставлении информации обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>, незаконными, и обязать административных ответчиков предоставить сведения обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: Республика <адрес>, с указанием фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан, Перцевой А.И.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьева Е.А., исполняющий обязанности начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аманов Р.Р., в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Алибаев Т.Л., заместитель Главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Махмутов М.Р. и общество с ограниченной ответственностью «Теллус+».

17 сентября 2020 года судом по делу принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционном представлении исполняющего обязанности прокурора Авиастроительного района города Казани Гавриленко Е.Н. ставится вопрос об отмене решения суда от 17 сентября 2020 года по мотиву незаконности и необоснованности. Прокурор приводит доводы о том, что МВД по Республике Татарстан является единственным государственным органом в республике, которым оказывается государственная услуга по регистрационному учету граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, в связи с чем административный ответчик должен был представить запрашиваемые сведения о гражданах, зарегистрированных по конкретному адресу.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение суда от 17 сентября 2020 года, приводя доводы о том, что отказ органа внутренних дел в предоставлении сведений о количестве лиц, зарегистрированных по конкретному адресу, препятствует реализации жилищных прав Перцевой А.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.

Административные ответчики - начальник УВМ МВД по Республике Татарстан Кузнецов А.А., временно исполняющий обязанности начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аманов Р.Р., заместитель начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьева Е.А., заинтересованные лица - Глава МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Алибаев Т.Л., заместитель Главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Махмутов М.Р. в суд не явились.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани», общество с ограниченной ответственностью «Теллус+» своих представителей в суд не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Как видно из материалов дела, Перцева А.И., <дата> рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО23, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

3 декабря 2019 года Перцева А.И. обратилась в МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» с заявлением о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

При рассмотрении указанного заявления от 3 декабря 2019 года Главой МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Алибаевым Т.Л. был направлен запрос в УВМ МВД по Республики Татарстан о предоставлении архивной справки о регистрации по месту жительства Перцевой А.И.

15 января 2020 года на запрос дан ответ № 04-37-30 за подписью заместителя начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьевой Е.А. о невозможности предоставления запрашиваемой информации со ссылкой на то, что ведение адресных учетов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг на МВД России не возложено.

Распоряжением главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Алибаева Т.Л. от 20 января 2020 года № 21р в постановке на учет граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий, Перцевой А.И. Отказ основан на том, что заявителем не представлены сведения о количестве граждан, зарегистрированных по адресу: <адрес>; в УВМ МВД по Республике Татарстан данная информация также отсутствует; в документах, предоставленных заявителем, информация является недостоверной и неполной, в связи с чем определить совокупный уровень обеспеченности Перцевой А.И. общей площадью жилого помещения не представляется возможным.

10 марта 2020 года в прокуратуру Авиастроительного района города Казани поступило обращение Перцевой А.И., в котором она просила разобраться в сложившейся ситуации.

В дополнение к своему обращению, Перцева А.И. 26 марта 2020 года представила прокурору письменные объяснения, в которых указала, что по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают ФИО24, <дата> рождения, ФИО25, <дата> рождения, ФИО26, <дата> рождения, ФИО27<дата> рождения, ФИО28, <дата> рождения и ФИО29, <дата> рождения.

13 марта 2020 года прокурором Авиастроительного района города Казани в адрес Главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Алибаева Т.Л. направлен запрос о предоставлении информации об обращении Перцевой А.И. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилья и решения по результатам рассмотрения такого обращения.

17 марта 2020 года заместителем Главы МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Махмутовым М.Р. на него дан ответ о невозможности определить совокупный уровень обеспеченности Перцевой А.И. общей площадью жилого помещения и общей площади жилого дома и об отсутствии оснований для постановки Перцевой А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствует.

15 апреля 2020 года заместителем прокурора Авиастроительного района города Казани направлен запрос начальнику УВМ МВД по Республике Татарстан о предоставлении информации о точном количестве зарегистрированных и проживающих по адресу: <дата>, граждан, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан.

Из ответа от 21 апреля 2020 года за подписью заместителя начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Соловьевой Е.А. на данный запрос следует, что предоставление информации о точном количестве зарегистрированных и проживающих по конкретному адресу граждан, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты регистрации не представляется возможным ввиду того, что МВД России, осуществляя регистрационный учет граждан Российской Федерации, не аккумулирует данные обо всех лицах, зарегистрированных (снятых с регистрационного учета) в конкретном жилом помещении по определенному адресу, то есть Предоставление адресно-справочной информации по вопросам полномочных органов в отношении физических лиц осуществляется по установочным данным (фамилия, имя, и отчество и дата рождения).

28 апреля 2020 года прокурором Авиастроительного района города Казани направлено повторное требование о предоставлении сведений о гражданах, зарегистрированных по указанному адресу, и отдельно сведений о гражданах, зарегистрированных по указанному адресу с 1 января 2018 года по настоящее время.

4 мая 2020 года врио начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аминовым Р.Р. дан ответ о том, что действующим законодательством МВД России уполномочено на ведение учета граждан по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации, то есть по персоналиям. Информационные учеты МВД России, такие как ППО «Территория», АС «Российский паспорт» содержат информацию о гражданах Российской Федерации. Поиск данных, в том числе информации о регистрации гражданина осуществляется по установочным данным – по фамилии, отчеству и дате рождения. В связи с указанным, предоставить информацию о точном количестве лиц, зарегистрированных и проживающих по адресу: <адрес>, не представляется возможным. При этом при предоставлении выписки из домовой книги МВД по Республике Татарстан уполномочено подтвердить регистрацию граждан по указанному адресу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление органом внутренних дел адресно-справочной информации осуществляется на конкретный субъект персональных данных, по фамилии, имени и отчеству гражданина, а предоставление государственной услуги по предоставлению информации обо всех гражданах, зарегистрированных по определенному адресу, действующим законодательством на МВД России не возложена. С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о правомерности оспариваемых действий и об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 КАС РФ).

Обязанность доказывания законности управленческого решения возлагается на орган, организацию, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статьи 210, 226 КАС РФ).

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства - это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания и месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания и месте жительства.

В силу статьи 4 указанного Закона Российской Федерации и пункта 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В базе данных содержится следующая информация: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата и место рождения; пол; адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания); данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано); реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) - при снятии с регистрационного учета умершего; наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, - при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением; страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Правилами формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 года № 4 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 указанных Правил создание и ведение базы данных осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - оператор). Оператор вправе самостоятельно выбирать применяемые информационно-телекоммуникационные технологии, программные и технические средства, используемые для создания базы данных и обеспечения ее функционирования. В целях обеспечения доступа к базе данных оператор обязан следовать технологическим требованиям, принятым в рамках функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

База данных ведется в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы. Ведение базы данных на бумажных носителях не допускается.

Включению в базу данных подлежит информация, предусмотренная частью 11 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (пункт 3).

Содержащаяся в базе данных информация предоставляется на основании запросов, поданных в электронном виде и (или) на бумажных носителях.

Информация предоставляется гражданам Российской Федерации и юридическим лицам в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Информация также предоставляется органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения ими государственных и муниципальных функций (пункт 9).

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 2017 года № 752 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 24 данного Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:

- предоставление информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

- отказ в предоставлении адресно-справочной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- внесение изменений в банк данных, учеты территориального органа МВД России (сегмент банка данных, формируемый на территории субъекта Российской Федерации), архивные адресно-справочные учеты на бумажных носителях на основании уведомлений о выявленных противоречиях.

В соответствии с пунктом 32 данного Административного регламента, заявление о предоставлении адресно-справочной информации, заполняется на каждое лицо, сведения о котором запрашиваются.

В силу пункта 79 Административного регламента, по результатам проверки, проведенной в порядке, установленном пунктом 73.1 настоящего Административного регламента, заявителю в письменном либо электронном виде направляется:

- при наличии адресно-справочной информации о субъекте персональных данных в учетах МВД России - адресная справка;

- при отсутствии адресно-справочной информации о субъекте персональных данных в учетах МВД России - адресная справка.

Пункт 81 Административного регламента предусматривает, что в результате рассмотрения и принятия решения по заявлению гражданина о предоставлении адресно-справочной информации в отношении другого гражданина заявителю направляется отрывной талон к сообщению, которым заявитель информируется о том, что в адрес запрашиваемого лица направлено сообщение для принятия им решения о самостоятельном предоставлении запрашиваемых сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 83 и 84 настоящего Административного регламента. При отсутствии адресно-справочной информации о субъекте персональных данных в учетах МВД России заявителю направляется адресная справка.

Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении (невозможности предоставления) адресно-справочной информации по заявлению (уведомлению о выявленных противоречиях) принимается руководителем (начальником) подразделения по вопросам миграции либо его заместителем (пункт 85 Административного регламента).

Для реализации гражданами прав на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Республике Татарстан в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) принят Закон от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ.

Подпунктом «д» пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее – Закон Республики Татарстан № 31-ЗРТ) предусмотрено, что для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимы следующие документы: сведения, подтверждающие количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4.1 Закона Республики Татарстан № 31-ЗРТ документы, указанные в подпунктах «д» - «ж» части 1, подпунктах «а» и «б» части 2, части 3 настоящей статьи, статье 18 настоящего Закона, могут быть представлены гражданами по собственной инициативе, а в случае непредставления указанные документы запрашиваются уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (далее - организации), в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с законодательством.

Следует иметь ввиду, что оказание государством помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отвечает провозглашённым статьей 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2).

Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную защиту прав граждан, которой надлежит быть полной и эффективной.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).

Решение суда первой инстанции было принято без учета вышеприведенных положений закона и разъяснений, данных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Как следует из распоряжения главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани от 20 января 2020 года № 21р основанием для отказа в постановке на учет Перцевой А.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось не предоставление сведений о количестве граждан, зарегистрированных по адресу: <адрес>.

Указанные сведения были запрошены у административных ответчиков как администрацией органа местного самоуправления по каналам межведомственного взаимодействия в рамках рассмотрения заявления Перцевой А.И., так и прокурором Авиастроительного района города Казани в соответствующих требованиях. Однако необходимая информация МВД по Республике Татарстан не представлена со ссылкой на отсутствие у государственного органа таковой обязанности.

Вместе с тем, по смыслу приведенных положений закона, именно МВД по Республике Татарстан является государственным органом, ведущим базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставляющим физическим и юридическим лицам, а также государственным органам и органам местного самоуправления информации, в том числе и о количестве граждан, зарегистрированных по конкретному адресу.

Иной возможности получения Перцевой А.И. сведений о количестве граждан, зарегистрированных по ее адресу, в данном случае не имеется.

Являясь таким органом в силу вышеприведенных положений закона, МВД по Республике Татарстан, реализуя возложенную на него государственном вышеназванную функцию должно следовать технологическим требованиям, принятым в рамках функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При таких обстоятельствах, суд считает состоятельными доводы апелляционного представления о том, что коллизии в законодательстве не должны нарушать права и законные интересы граждан, в том числе ее конституционного права Перцевой А.И. на жилище.

Доводы представителя МВД по Республике Татарстан об отсутствии в регламенте обязанности по предоставлению запрашиваемой в данном случае информации, а также о нарушении, в случае предоставления Перцевой А.И. сведений о количестве лиц, зарегистрированных по ее адресу, требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», не могут быть положены в основу решения суда об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом предоставление Перцевой А.И. сведений лишь о количестве лиц, зарегистрированных по ее адресу, не повлечет нарушения требований вышеуказанного закона.

Более того, из письма УВМ МВД по Республике Татарстан от 4 мая 2020 года за подписью врио начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аминова Р.Р. следует, что при предоставлении выписки из домовой книги МВД по Республике Татарстан уполномочено подтвердить регистрацию граждан по указанному адресу, тогда как Перцева А.И. в известность о наличии такой возможности поставлена не была.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в частности нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска путем признания незаконными оспариваемых действий административных ответчиков.

Принимая во внимание, что МВД по Республике Татарстан, рассматривая запрос органа местного самоуправления, а также требования прокурора исходило из отсутствия возможности предоставления архивных справок с места регистрации Перцевой А.И., а также невозможности предоставления информации о точном количестве зарегистрированных и проживающих граждан по адресу регистрации Перцевой А.И. с указанием ФИО, даты рождения, серии и номера паспорта и даты регистрации не представляется возможным, и не дал оценки возможности предоставить информацию исключительно о количестве лиц, зарегистрированных по вышеуказанному адресу, судебная коллегия полагает необходимым возложить на МВД по Республике Татарстан обязанность повторно рассмотреть требование прокурора Авиастроительного района города Казани от 15 апреля 2020 года в интересах Перцевой А.И.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска в части требования о возложении на административных ответчиков обязанности предоставить Перцевой А.И. сведения обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Авиастроительного районного суда города Казани от 17 сентября 2020 года по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах Перцевой Александры Ильиничны, к начальнику Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Кузнецову А.А., заместителю начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Соловьевой Е.А., врио начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Аманову Р.Р., Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании действий, выразившихся в непредставлении информации обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>, незаконными, и возложении обязанности предоставить Перцевой Александре Ильиничне сведения обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты регистрации граждан, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Кузнецова А.А., заместителя начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Соловьевой Е.А., врио начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Аманова Р.Р., выразившиеся в непредоставлении сведений обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения требования прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах Перцевой Александры Ильиничны, от 15 апреля 2020 года о предоставлении сведений о количестве лиц, зарегистрированных по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах Перцевой Александры Ильиничны, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

составлено 9 февраля 2021 года