ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-137/2021 от 21.12.2021 Южного окружного военного суда

Председательствующий Шалаев А.А.

Дело № 2а-137/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1538/2021

21 декабря 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Тогубицкого В.А.,

судей Гришина С.В., Патланя В.А.,

при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца – Крехова Д.И. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 25 августа 2021г., которым отказано в удовлетворении требований старшего прапорщика Ацапкина Александра Владимировича о признании незаконными действий командира войсковой части , связанных с порядком увольнения административного истца с военной службы.

Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Шевцова А.А., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Ацапкин А.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командира войсковой части от 30 апреля 2021 г. № 84 об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в связи с необеспечением от военного ведомства жилым помещением.

Кроме того, административный истец просил суд возложить на административного ответчика обязанность по отмене оспоренного им приказа об увольнении с военной службы, восстановить его на военной службе в прежней или равной воинской должности, обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.

Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование автор жалобы приводит положения законодательных актов о статусе военнослужащих, регулирующих спорные правоотношения, и указывает, что судом первой инстанции не дано надлежащей правовой оценки отсутствию согласия административного истца на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения.

Кроме того, в жалобе утверждается, что решение суда не отвечает требованиям, предъявляемым к судебным актам частью 2 статьи 15 КАС Российской Федерации и пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе и возражениях на неё доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Аналогичная норма содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Из изложенного следует, что запрет на увольнение с военной службы по указанному основанию без согласия военнослужащего установлен только в отношении военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По делу установлено, что Ацапкин А.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части на воинской должности старшего техника мотострелковой роты.

Общая продолжительность военной службы административного истца составила более 10 лет, при этом 21 мая 2020 г. он достиг предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с чем 5 августа 2020 г. подал рапорт об увольнении с военной службы после обеспечения жилым помещением для постоянного проживания либо жилищной субсидией.

6 апреля 2021 г. на Ацапкина А.В. составлен аттестационный лист.

23апреля 2021 г. аттестационной комиссией войсковой части принято решение, оформленное протоколом № 17, ходатайствовать перед командованием об увольнении Ацапкина А.В. с военной службы по возрасту.

28 апреля 2021 г. с Ацапкиным А.В. проведена беседа, в ходе которой он выразил согласие с увольнением с военной службы по вышеназванному основанию.

Приказом командира войсковой части от 30 апреля 2021г. № 84 Ацапкин А.В. уволен с военной службы по вышеназванному основанию.

В жилищный орган для принятия на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, административный истец обратился 23 марта 2021 г.

Из содержания листа беседы и вышеназванного приказа следует, что нуждающимся в жилье административный истец не признан.

Об этом же свидетельствуют ответы филиала «Южный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной структуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 194/175-ФЮ/5/12523 и его территориального отделения (Владикавказский) от 12 августа 2021 г. № 194/175-ТО67/1933, а также само решение жилищного органа от 16 июня 2021 г. № 11/20 об отказе в принятии АцапкинаА.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно пункту 11 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1768, в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление о принятии на жилищный учёт и необходимые для этого документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учёт (отказе в принятии на учёт) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Поскольку на момент увольнения с военной службы Ацапкин А.В. на жилищном учёте не состоял, то у командования не имелось препятствий для увольнения его с военной службы по имевшемуся у него основанию, как и не требовалось его согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жильем.

Кроме того, в силу пункта 16 статьи 34 Положения запрет на исключение уволенного с военной службы военнослужащего без его согласия из списков личного состава воинской части установлен лишь в случае невыдачи ему денежного, вещевого и продовольственного обеспечения. К этим видам довольствия обеспечение жильем либо жилищной субсидией не относится, а поэтому указанный запрет в отношении административного истца командованием не нарушен.

Поскольку оспариваемые действия командования Ацапкин А.В. связывал исключительно с необеспечением его жильём, вывод гарнизонного суда о законности оспариваемого приказа является правильным.

Утверждение в жалобе о том, что решение суда не отвечает требованиям, предъявляемым к судебным актам частью 2 статьи 15 КАС Российской Федерации и пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», является несостоятельным.

Решение принято при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Грозненского гарнизонного военного суда от 25 августа 2021 г. по административному исковому заявлению Ацапкина Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий В.А. Тогубицкий

Судьи: С.В. Гришин

В.А. Патлань

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 декабря 2021 г.