ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-137/2022 от 14.06.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Тюленев В.В. 1-ая инстанция дело № 2а-137/2022

2-ая инстанция дело № 33а-3769/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Назарука М.В., Начарова Д.В.,

при секретаре Толстоплётове А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 (ФИО)12 к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района (далее также – Конкурсная комиссия), Думе Сургутского района (далее также – Дума) о признании незаконными и отмене решений конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, признании незаконными и отмене решений

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.03.2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Думы Сургутского района ФИО3 и представителя заинтересованного лица ФИО4 - ФИО5, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным и отменить: решение Конкурсной комиссии от 29.10.2021 года об отказе в допуске его к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, оформленное протоколом № 1 (п.3.2), уведомлением от 29.10.2021 года; решение Конкурсной комиссии от 29.10.2021 года о результатах конкурса, оформленное протоколом № 1; решение Думы Сургутского района № 29 от 29.10.2021 «Об избрании главы Сургутского района». Требования мотивированы тем, что он 15.10.2021 года он подал документы, установленные Условиями конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района. Также документы подали ФИО6, ФИО7 и ФИО4 Перед проведением второго этапа конкурса ему было объявлено, что он не допущен к участию в конкурсе в связи с неверным оформлением документов. Полагает, административные ответчики нарушили установленные правовыми актами, в т.ч. Уставом Сургутского района, требования, что привело к незаконному отказу в допуске его к участию в конкурсе. Указывает, что положения, регулирующие порядок отказа в допуске ко второму этапу конкурса, указанные в решении Думы Сургутского района № 06 от 07.10.2021 года и в решении Думы Сургутского района № 717-нпа от 26.06.2015 года, разнятся. Отказ в допуске ко второму этапу конкурса в связи с «неверным оформлением документов» решениями Думы Сургутского района не предусмотрен. До настоящего времени ему не направлено уведомление об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса с указанием причин отказа. Полагает, решением Конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур он был лишен возможности участия в конкурсе. При принятии вышеуказанных решений были применены нормативные акты, не подлежащие применению, в т.ч. которые официально не опубликованы, не вступили в законную силу и не подлежали применению.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1, в т.ч. повторяя доводы административного искового заявления, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что им были выполнены необходимые требования к кандидату на должность главы муниципального образования. Оспариваемое решение суда постановлено без учета решения суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которым были удовлетворены его требования. С учетом изложенных в таком решении выводов, все кандидаты не могли быть допущены ко второму этапу конкурса. Выражает несогласие с выводом суда о том, что оспариваемые положения признаны недействующими только с момента вступления решения суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в законную силу. Полагает, судом не дана оценка его доводам о невозможности применения решений Думы Сургутского района в связи с их неопубликованием.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Дума Сургутского района просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывает, что законодательством не предусмотрено исключительно опубликование такого вида решений как решение Думы Сургутского района от 26.06.2015 года № 717-нпа, в связи с чем было использовано обнародование. Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пп.1.3 п.1 раздела 3 Порядка проведения конкурса, определяющий порядок представления и приема документов, признан недействующим только с момента вступления данного решения суда в законную силу, в связи с чем на момент вынесения оспариваемого решения Конкурсная комиссия и Дума обоснованно руководствовались им.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решением Думы Сургутского района № 06 от 07.10.2021 года «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района» было постановлено: объявить конкурс по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района (далее – конкурс) (п.1). Определены: дата и время начала и окончания приема документов для участия в конкурсе (с 09.10.2021 года по 23.10.2021 года); место приема документов для участия в конкурсе; дата и время проведения конкурса: 29.10.2021 года в 10 часов 00 минут; место проведения конкурса - (адрес) (п.2). Постановлено опубликовать условия конкурса в виде извлечения из Решения Думы № 717-нпа от 26.06.2015 года согласно приложению (п.3). Указано, что решение подлежит официальному опубликованию не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса и вступает в силу после его официального опубликования (п.4). Данное решение было официально опубликовано в газете «Вестник» 08.10.2021 года.

Согласно расписке от 15.10.2021 года ФИО1 подал документы на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, предоставив: заявление; копию паспорта; копии документов об образовании; заверенную копию трудовой книжки; сведения о размере и об источниках доходов кандидата (его супруги, несовершеннолетних детей), принадлежащем им на праве собственности имуществе, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах; согласие на обработку персональных данных; уведомление об отсутствии счетов (вкладов); справку об отсутствии судимости; справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям имуществе, об их расходах по каждой сделке по приобретению (утв. Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 года № 546); анкету; автобиографию.

Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района № 1 от 29.10.2021 года, Конкурсной комиссией были приняты решения: зарегистрировать в качестве кандидатов на должность главы Сургутского района: ФИО6, ФИО1, ФИО7 и ФИО4 (п.3.1). Допустить к участию во втором этапе конкурса кандидатов: ФИО6, ФИО7 и ФИО4 В соответствии с п.п.«г» п.5.2. раздела 4 Порядка отказать в допуске к участию во втором этапе конкурса кандидату ФИО1 Указано, что истец представил в Конкурсную комиссию документы в полном объеме. Документы, предоставление которых установлено п.п.«а», «б» п.п.1.3 п.1 раздела 3 Порядка, оформлены ненадлежащим образом, содержат неполные сведения (п.3.2). Назначить второй этап конкурса на 29.10.2021 года 11 часов 25 минут (п.4).

01.11.2021 года истцу почтовой связью было направлено уведомление Председателя Конкурсной комиссии от 29.10.2021 года, в соответствии с которым истец уведомлялся о том, что Конкурсной комиссией в отношении его кандидатуры принято решение об отказе в допуске ко второму этапу конкурса по следующей причине: предоставленные в Конкурсную комиссию документы, предоставление которых установлено пп.«а», «б» п.1.3 п.1 раздела 3 Порядка, оформлены ненадлежащим образом, содержат неполные сведения. В сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах и сведениях о размере и об источниках доходов супруга (супруги) и несовершеннолетних детей кандидата, имуществе, принадлежащем супругу (супруге) и несовершеннолетним детям кандидата на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах неверно указан период, на который предоставлены сведения об имуществе. Также в столбцах 3 указанных выше сведений не указаны источники выплаты доходов от продажи квартиры, погрузчика и источник выплаты дохода по договору дарения квартиры.

Решением Думы Сургутского района № 29 от 29.10.2021 «Об избрании главы Сургутского района» постановлено избрать на должность главы Сургутского района ФИО4

Оспаривая законность отказа в допуске его к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

По смыслу положений ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием признания оспариваемых решений незаконными является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как подтверждается материалами дела, совокупность таких условий в данном случае отсутствует.

Статьями 32, 130 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.«н» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются, и государственные гарантии его осуществления определяются Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

Согласно положениям ст.36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1). Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (п.1 ч.2). Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления (ч.2.1).

Согласно ст.1.2. Закона ХМАО - Югры от 26.09.2014 года № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» глава муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: 1) избирается представительным органом муниципального образования автономного округа из своего состава и возглавляет местную администрацию; 2) избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Порядок избрания главы муниципального образования автономного округа, применяемый в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования автономного округа в соответствии с настоящей статьей.

Согласно положениям Устава Сургутского района (принят решением Сургутской районной Думы от 24 августа 1996 года № 73, далее – Устав) Сургутский район является муниципальным районом - муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ст.1).

Структуру органов местного самоуправления муниципального района, в частности, составляют: представительный орган муниципального образования - Дума Сургутского района; глава муниципального образования - глава Сургутского района; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Сургутского района (ст.8).

Дума района является представительным органом муниципального района, избираемым сроком на 5 лет (ст.21).

Согласно ст.22 Устава к полномочиям Думы относятся: избрание главы района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (п.п.75 п.2); установление порядка избрания главы района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (п.п.75.1 п.2); иные полномочия, отнесенные к ее компетенции федеральными законами, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим Уставом (п.3).

Согласно ст.28 Устава глава района является главой муниципального образования Сургутский район - высшим должностным лицом муниципального района, наделенным настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1). Глава района избирается Думой района сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Глава района избирается Думой района большинством голосов от установленной Уставом района численности депутатов Думы района. Решение Думы района об избрании главы района принимается в соответствии с Регламентом Думы района на ближайшем заседании Думы района, проводимом после представления кандидатов конкурсной комиссией, если иное не предусмотрено законодательством. Решение Думы района об избрании главы района вступает в силу после его подписания председательствующим и подлежит официальному опубликованию. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы района устанавливается Думой района в соответствии с законодательством (п.2).

В соответствии с предоставленными ей вышеуказанными правовыми нормами полномочиями, решением Думы Сургутского района от 26.06.2015 года № 717-нпа был утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Сургутского района, действовавший в спорный период (далее – Порядок).

В соответствии с положениями Раздела 2 такого Порядка конкурс организуется и проводится конкурсной комиссией (п.1). Конкурсная комиссия: осуществляет отбор кандидатур на должность главы Сургутского района; представляет кандидатов в Думу Сургутского района; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Порядком (п.9). Заседание конкурсной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного числа членов конкурсной комиссии (п.14). Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от установленного числа членов конкурсной комиссии (п.15). Решения конкурсной комиссии оформляются в форме протокола заседания конкурсной комиссии, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии (п.16).

В соответствии с п.п.1.3. п.1 Раздела 3 такого Порядка вместе с заявлением, предусмотренным п.п.1.1 п.1 Раздела 3 настоящего Порядка, в конкурсную комиссию должны быть представлены по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах (п.п.«а»); сведения о размере и об источниках доходов супруга (супруги) и несовершеннолетних детей кандидата, имуществе, принадлежащем супругу (супруге) и несовершеннолетним детям кандидата на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах (п.п.«б»).

В соответствии с положениями Раздела 4 Порядка конкурс проводится в два этапа: 1) первый этап - конкурс документов; 2) второй этап – собеседование (п.2). На первом этапе конкурса конкурсной комиссией могут быть приняты следующие решения: о регистрации кандидатом на должность главы Сургутского района; об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Сургутского района; о допуске кандидата к участию во втором этапе конкурса; об отказе в допуске кандидата к участию во втором этапе конкурса; иные решения при необходимости (п.5). Основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отказе в допуске кандидата ко второму этапу конкурса является: а) отказ в регистрации кандидатом на должность главы Сургутского района; б) несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 2 раздела 3 настоящего Порядка; в) отсутствие среди документов, представленных в конкурсную комиссию, документов, необходимых в соответствии с настоящим Порядком для представления в конкурсную комиссию; г) наличие среди документов, представленных кандидатом, документов, оформленных с нарушением установленных требований; д) представление кандидатом неполных и (или) недостоверных сведений; е) представление кандидатом подложных документов или заведомо ложных сведений (п.5.2). По итогам первого этапа конкурса конкурсной комиссией принимается решение о допуске кандидатов ко второму этапу конкурса либо об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса, с указанием причин отказа. Решение конкурсной комиссии о результатах первого этапа конкурса подлежит оглашению кандидатам непосредственно после принятия конкурсной комиссией решения. Уведомление об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса, с указанием причин отказа, направляется кандидату в течение одного рабочего дня после дня проведения первого этапа конкурса (п.6). По каждому из кандидатов проводится открытое голосование. Голосование проходит в отсутствие кандидатов. Кандидатура на должность главы Сургутского района представляется конкурсной комиссией в Думу Сургутского района, если за нее проголосует большинство от установленного числа членов конкурсной комиссии (п.9).

Приложением 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлена форма предоставления сведений о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах. Согласно Примечанию к такой форме указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за предшествующий год, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты (п.3). Сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов (п.4).

Учитывая дату официального опубликования вышеуказанного решения Думы Сургутского района от 07.10.2021 года № 6, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по установленной форме должны были быть указаны по состоянию на 01.10.2021 года.

Между тем, материалами дела подтверждено и никем не оспаривается, что такие сведения были предоставлены истцом по состоянию на 15.10.2021 года. Истцом не были указаны источники выплаты доходов от продажи квартиры, погрузчика, не указаны стороны договора дарения квартиры.

Предоставление истцом в Конкурсную комиссию документов, оформленных с нарушением установленных требований, является основанием для принятия Конкурсной комиссией решения об отказе в допуске кандидата ко второму этапу конкурса.

Материалами дела и представленными суду апелляционной инстанции доказательствами подтверждается, что при издании оспариваемых решений были соблюдены действовавшие в тот период времени требования нормативных правовых актов, устанавливающие полномочия органов на их принятие, порядок принятия оспариваемых решений; основания для принятия оспариваемых решений. Содержание оспариваемых решений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом первой инстанции был обоснованно отклонен довод истца о том, что примененный ответчиками п.п.1.3. п.1 Раздела 3 Порядка являлся недействующим, поскольку решением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2022 года по соответствующему иску ФИО1 к Думе Сургутского района данный подпункт был признан недействующим именно со дня вступления такого решения суда в законную силу. Указанное решение суда вступило в законную силу 05.03.2022 года, т.е. после даты издания оспариваемых решений.

Следовательно, при издании оспариваемых решений ответчиками были соблюдены действовавшие в тот период времени требования нормативных правовых актов, которые в установленном порядке не были отменены или признаны незаконными. Такими актами, в т.ч. п.п.1.3. п.1 Раздела 3 Порядка, устанавливались одинаковые требования в отношении всех кандидатов на должность главы Сургутского района, с которыми кандидаты имели возможность заблаговременно ознакомиться.

При этом представленные истцом в Конкурсную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, о счетах (вкладах) в банках и ценных бумагах были указаны по состоянию на дату, также не соответствующую и требованиям Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558.

В соответствии с положениями ст.47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч.2).

Согласно положениям Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (п.2 ст.49). Обнародование муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, и другой официальной информации осуществляется любым не запрещенным законодательством способом, обеспечивающим максимальное оповещение жителей и организаций Сургутского района, а также возможность ознакомления с ними. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, и другой официальной информации устанавливается решением Думы района (п.1 ст.50).

Как подтверждается материалами дела, в соответствии с требованиями приведенных выше правовых норм и положений Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Сургутского района, соглашений и другой официальной информации (приложение к Решению Думы Сургутского района от 19 января 2017 года № 65-нпа) указанные в жалобе решения Думы о внесении изменений в вышеуказанный Порядок были в установленном порядке обнародованы, поскольку законодательством не предусмотрено исключительно их опубликование. При этом непосредственно содержание таких решений не послужило основанием для отказа в допуске истца к участию во втором этапе конкурса.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к верным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. Доводы апелляционной жалобы не основаны на законе и имеющихся доказательствах, правильность выводов суда по существу спора не опровергают, поэтому подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.03.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи коллегии: Назарук М.В.

Начаров Д.В.