ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-138/20 от 30.09.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-3035/2020

Судья Недзельский А.А. (I инстанция № 2а-138/2020)

УИД 75RS0017-01-2020-000236-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Толстоброва А.А.

судей краевого суда Пичуева В.В., Каверина С.А.

при секретаре Бянкиной Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 30 сентября 2020 года административное дело по административному иску прокурора Ононского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, территориальному отделу надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, старшему инспектору территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю Михайлову А. В. о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ,

по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю по доверенности Минина В.В.,

на решение Ононского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено: исковые требования прокурора Ононского района Забайкальского края удовлетворить полностью.

Признать незаконным и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, бездействие территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, старшего инспектора территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю по неисполнению полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ононского района Миркутов А.В. обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка законности при реализации органами административной юрисдикции полномочий по привлечению лиц, нарушивших правила поведения в условиях режима повышенной готовности, установленных Комплексом ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 08.04.2020 № 30 по результатам которой установлено, что территориальным отделом надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ не реализуются, старшим инспектором ТОНД по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Михайловым А.В. на территории Ононского района протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, не составлялись. Таким образом, в ходе проверки установлен факт бездействия ТОНД по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам, старшего инспектора ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Михайлова А.В., выразившихся в непринятии мер по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ что нельзя признать законным. Прокурор просил признать незаконным бездействие территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по Забайкальскому краю, старшего инспектора территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю по неисполнению полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Минин В.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата>-р, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации <Дата> Перечень уполномоченных должностных лиц МЧС России детализирован для территориальных органов МЧС России методическими рекомендациями МЧС России о порядке составления протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ от <Дата>, поступившими в Главное управление <Дата> Согласно методических рекомендаций, протоколы составляются только при введении Правительством РФ на федеральном уровне режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, однако Правительством РФ о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации до настоящего времени не принято, поэтому привлечение должностными лицами МЧС России к административной ответственности граждан и юридических лиц за нарушения, предусмотренные ст. 20.6.1. КоАП РФ, в указанном случае недопустимо. У должностных лиц Главного управления отсутствуют необходимые полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ. Кроме того, решение суда вынесено в отношении территориального отдела надзорной деятельности, не являющегося самостоятельным юридическим лицом или субъектом правоотношений.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Шишкин Е.В. указывает, на то, что в отношении Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю судом решения об удовлетворении заявленных требований прокурора или об отказе в их удовлетворении не принято. В штате территориального отдела надзорной деятельности состоит 4 сотрудника, при этом на территории Ононского района выполняет предусмотренные должностным регламентом служебные обязанности только один сотрудник. В указанном случае нарушены нормы КАС РФ в части территориальной подсудности. Решение суда, принятое не в отношении конкретного должностного лица, а в отношении штатной должности сотрудника ФПС ГПС, выполняющего служебные обязанности на территории Ононского района Забайкальского края, вынесено с нарушением требований статьи 310 КАС РФ, подлежит отмене в безусловном порядке. Михайлов А.В. в отношении которого вынесено решение, был уволен, что делает невозможным исполнение решения суда и является основанием для прекращения рассмотрения данного дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав пояснения представителей Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Шишкина Е.В., Нарышкина Е.Г. поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокуроров Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А., Дьяковой Ж.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что в ходе проведенной прокуратурой Ононского района Забайкальского края проверкой установлено, что территориальным отделом надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, являющегося структурным подразделением ГУ МЧС России по Забайкальскому краю (далее - ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам) полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ не реализуются, старшим инспектором ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Михайловым А.В. на территории Ононского района протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, не составлялись.

В качестве причины неисполнения указанного полномочия начальник ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Кузьмин К.А. указал на отсутствие принятого Правительством Российской Федерации на федеральном уровне решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в соответствии с подпунктом а-1 статьи 10 Федерального закона от <Дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», соответственно, отсутствия необходимых полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Считая, что не составление протоколов об административных правонарушения по указанной причине является незаконным и свидетельствует о незаконном бездействии, прокурор обратился в суд с настоящими требованиями.

Разрешая спор и принимая оспариваемое решение, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как в силу действующего законодательства должностные лица территориальных отделов ГУ МЧС России по Забайкальскому краю наделены всеми необходимыми полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не составление данных протоколов свидетельствует о незаконном бездействии со стороны административных ответчиков.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.

С целью соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и организациями ограничительных мер, связанных с распространением короновируса, федеральным законом от <Дата> № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена новая статья КоАП РФ – 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».

Данная статья предусматривает ответственность за нарушение как федеральных правил поведения в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата>, так и правил, принимаемых субъектами РФ.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от <Дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от <Дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от <Дата> «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Забайкальском крае приняты постановление Губернатора Забайкальского края от <Дата> «О введении режима повышенной готовности на территории Забайкальского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», постановление Губернатора Забайкальского края от <Дата> «О введении режима повышенной готовности на территории Забайкальского края и комплексе ограничительных и иных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

Пунктом 7 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7, то есть в том числе и протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, статьёй 20.6.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Пунктом 4 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от <Дата> N 975-р должностные лица территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ.

Положений о том, что указанные в пункте 4 Перечня должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ только при введении Правительством РФ на федеральном уровне режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, действующее законодательство не содержит.

Следовательно, вывод суда о том, что должностные лица территориальных отделов ГУ МЧС России по Забайкальскому краю наделены всеми необходимыми полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является правильным, а доводы жалобы об отсутствии данных полномочий по причине не введения Правительством РФ на федеральном уровне режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, несостоятельными.

Ссылки административного ответчика на разъяснения МЧС России не могут быть приняты во внимание, поскольку они не являются нормативными правовыми актами и не могут заменять соответствующих положений действующего законодательства. МЧС России не обладает полномочиями по разъяснению законодательства РФ, регламентирующего порядок производства по делам об административным правонарушениям.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению той позиции, которая излагалась административным истцом в суде первой инстанции. Указанные доводы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и приведенные выше выводы, и не являются основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.

Административный иск рассмотрен в соответствии заявленными административным истцом требованиями, с соблюдением требований территориальной подсудности.

Признание незаконным бездействия территориального отдела надзорной деятельности, должностного лица, который в настоящее время уволен, закону не противоречит и основанием для отмены решения суда или прекращения производства по делу не является.

Непринятие решения в отношении привлеченного к участию в деле Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, требования к которому административным истцом предъявлены не были, нарушением процессуального закона не является. Данный ответчик должен участвовать в деле, так как административный иск заявлен в отношении его структурного подразделения и должностного лица, исполнявшего обязанности в структурном подразделении, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за его счет.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ононского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи